Николай Готко, совладелец кофейной группы bolshecoffee roasters:
— Нам очень важно понять, с каким набором продуктов мы остаемся, то есть с чем можем работать. И из этих продуктов будем готовить вкусно. Я не думаю, что сейчас кто-то будет, как 15–20 лет назад, менять пармезан на гауду, ведь гастрономическая культура за это время сильно выросла. Поэтому сегодня все будут просто готовить новые блюда из хороших продуктов. Есть, к примеру, картошка — значит надо ее жарить хорошо, по-ресторанному; есть сливочное масло, рис — и, хотя ты не можешь сделать ризотто в классическом стиле, ты можешь сделать домашнее песто и предложить хорошую вариацию этого блюда.
При этом повышать цены надо с умом. Блюдо, которое стоило 400 рублей, нельзя одномоментно повысить до 750: покупать его будет 1–2% гостей, и это смерть для ресторана. Сейчас, наверное, самая плохая ситуация, поскольку идет большое колебание цен. И сейчас речь не идет о заработке, речь идет о том, что надо переждать это время.
Что-то перекрывается маржой, у кого-то есть запасы. Опять же, если цена молока выросла, например, на 20%, то это не означает, что стоимость капучино увеличится на этот же процент. Она увеличится процентов на 5–6. И где это так произошло (к примеру, напиток стоил 130 рублей, стал стоить 145), то это нормальное повышение цен, которое спокойно воспринимается гостями.
А когда-то надо принимать нестандартные решения! Для нас, например, самое ужасное то, что в два с лишним раза подорожали одноразовые двуслойные стаканчики. И мы давно уже с целью сбережения экологии хотели предложить гостям, покупающим кофе с собой, либо приходить со своим стаканчиком, либо платить за одноразовый самостоятельно, чтобы, когда выбрасываешь такой стакан, чувствовать его стоимость. Теперь это ввели. Затраты на одноразовую посуду для одного напитка с собой для нас обходятся в 30–36 рублей, и мы с понедельника говорим гостям, которые хотят заказать его в одноразовую посуду, что в этом случае цена будет выше на 15 рублей. И есть выбор! Гости могут прийти со своей посудой (а сейчас, кстати, очень многие ходят со своими термосами) либо выпить из нашей чашки, и тогда цена не повысится.
Знаете, можно было бы просто увеличить цены на все напитки на 15 рублей. Но мы посчитали, что это было бы несправедливо ко всем гостям, и лучше предложить выбор, заодно сберегая экологию.
У нас вообще есть надежда, что во всей этой ситуации кафе и рестораны станут некоей доступной радостью. Путешествия под вопросом, машины подорожали, техника также, а вот еда и напитки всё равно остаются доступными, ведь если человек не может прийти поужинать, то всегда может просто зайти выпить чашку кофе или бокал вина. Поэтому есть надежда, что количество посещений кафе увеличится.