Ретейлеры примеряют малые форматы. Петербургские сети ищут возможности выжить

Российский ретейл переживает трудные времена. Особенно непросто приходится региональным игрокам, которые вынуждены конкурировать не только между собой, но и с федеральными компаниями. Ради выживания они тестируют новые форматы работы, меняют ассортимент и уменьшают площади магазинов.

Последние два года (2020-2021 г. г.) для региональных торговых сетей были максимально тяжелые. С одной стороны, конкуренция с федеральными игроками, с другой — рост цен от производителей из-за мировой инфляции. При этом покупательная способность народа не растет, зато увеличиваются расходы на медицинские услуги и лекарства.

Ко всем вышеперечисленным проблемам добавился еще и жесткий дефицит рабочей силы. По мнению экспертов IB Strategic Advisory Team, это произошло из-за роста конкуренции за персонал с онлайн-ретейлерами, а также из-за снижения мобильности кадров и активности трудовых мигрантов. В результате из-за выросших расходов на персонал снизилась рентабельность у многих компаний.

Федеральные сети для улучшения операционной эффективности начали поглощать более мелких игроков. Например, «Магнит» приобрёл сеть «Дикси» за 97 млрд рублей, «Лента» купила «Биллу» и «Семью» и объявила о покупке онлайн-ретейлера «Утконос», а крупнейшие сети Сибирского и Дальневосточного регионов создали холдинг «Восточный союз», который вошёл в топ-10 крупнейших FMCG-ретейлеров по выручке.

По данным INFOLine, сегодня на 10 крупнейших розничных сетей страны приходится уже около 30% рынка, а на рынке FMCG доля 10 крупнейших ретейлеров составляет около 40%.

Каждый магазин как отдельный концепт

Региональным сетям всё сложнее выживать. На конференции «Ретейл: развитие 2022», организованной «МаркетМедиа», участники петербургского рынка розничной торговли в один голос говорили о том, что конкурировать с федеральными сетями невозможно — это заведомо проигрышная стратегия. Поэтому все ищут ниши и уникальные форматы, чтобы отстроиться от других.

По словам генерального директора сети супермаркетов «Лэнд» Олеси Мальцевой, компания сейчас тестирует малый формат магазинов, в которых акцент будет сделан на собственную кондитерскую и кулинарную продукцию. «Магазин на 50% будет состоять из зоны кафе, остальное — товары ультрафреш под собственной торговой маркой. Этот формат мы запустим весной. Название мы еще не утвердили, но каждый наш магазин должен стать уникальным пространством. Этот концепт мы продвигаем как «Лэнд story», то есть каждый магазин будет особенным, как отдельная история», — пояснила Олеся Мальцева.

При этом супермаркеты площадью более 1 тыс. м2, которые компания развивала более 20 лет, открывать больше не будут. «Основные наши компетенции — это создание комфортного пространства покупки и высокий уровень сервиса, и мы продолжаем именно эти компетенции развивать», — уточнила топ-менеджер.

Свою нишу ищет и петербургская сеть магазинов у дома «РеалЪ. Свежие продукты». «У нас должно быть то, чего нет у федералов, это единственная возможность выжить. Если мы будем штамповать то, что продают федеральные сети, мы проиграем финансово. Мы нашли некоторые фишки, уже используем их, видим, что покупателям это нравится, и будем дальше внедрять. Мы, как и все, присматриваемся к новому формату. Сейчас отрабатываем его. Если всё получится, к маю откроем несколько пилотных магазинов, но пока рассказывать преждевременно», — заявил во время своего выступления на конференции совладелец сети Александр Мышинский.

Не только продуктовый ретейл

В сегменте товаров для дома происходят аналогичные процессы. Уходит из большого формата сеть «Домовой», так как частота посещений супермаркетов (они расположены в торговых центрах) существенно снизилась — с 1 раза в месяц до 1 раза в 3 месяца. По словам генерального директора сети «Домовой» Андрея Плукчи, из-за пандемии люди стали реже доезжать до больших магазинов, поэтому компания решили поэкспериментировать с малыми форматами.

«Мы запустили несколько магазинов в Ленобласти площадью 300-500 м2 и поняли, что тема хорошая, формат «летит». Думаю, что в этому году мы его официально утвердим и начнем развивать быстрее», — рассказал Андрей Плукчи.

Тяжело приходится и одёжным сетям. Их выручка напрямую зависит от акций на маркетплейсах: как только запускаются распродажи, выручка в магазинах резко падает. А развивать свои онлайн-магазины — это тупиковый путь, потому что никто из ретейлеров не сможет обеспечить тот уровень сервиса, который предлагают маркетплейсы.

По словам генерального директора компании Concept Group (сети Concept Club и Acoola) Анастасии Немаевой, пандемия сильно ударила по fashion-индустрии: с введением QR-кодов трафик в петербургских магазинах упал на 30%.

«Посещаемость в торговых центрах падает, они в принципе умирают. У нас есть кейсы, когда аренда была 1,8 млн рублей в месяц, а теперь нам предлагают 18% от оборота. Это диаметрально противоположные суммы для маленьких магазинов», — рассказала Анастасия Немаева.

Одним из выходов для себя компания видит уход в производство для развития своей основной компетенции — разработки и пошива коллекций. «Мы уже являемся поставщиком «Детского мира», «Ашана», с осени начинаем производство СТМ для Ozon. То есть мы готовы делать СТМ под заказ сетей, здесь мы видим для себя возможности», — говорит Анастасия Немаева.

У локальных игроков перспектив нет

Однако эксперты скептически отнеслись к развитию сетями малых форматов. По мнению генерального директора ИА «Инфолайн» Ивана Федякова, выход в такую нишу не поможет продуктовым региональным сетям в их конкурентной борьбе с федералами и больших перспектив для развития у локальных игроков практически нет.

«Выход ретейлеров в сегмент небольшого формата в Петербурге можно считать неудачным. Например, «Азбука вкуса» открывала сеть «АВ Daily». Казалось, что такой формат должен стать успешным, но по факту компания его в Петербурге свернула, потому что он себя не оправдал. В случае создания магазинов малого формата самое важное не площадь и ассортимент, а бизнес-модель. Из мировых успешных кейсов малого формата можно назвать сеть 7-Eleven, однако пока российские ретейлеры не переняли этот опыт», — говорит Иван Федяков.

Аналогичного мнения придерживается и Екатерина Лапина, глава агентства недвижимости Lapina. Она считает, малые форматы не спасут региональных операторов, поскольку многие управляют бизнесом по старомодной методике, в том числе и «Лэнд».

«В любом случае федеральные сети останутся в более выгодном положении, потому что получают лучшие условия со стороны производителей за счет больших объемов. Современному покупателю нужны особый ассортимент, доставка, более мелкая, чем обычно, расфасовка и низкий уровень цен. Смогут ли это всё дать покупателю региональные сети? Вообще в целом ситуация в разных видах бизнеса такая: с 2008 года все застыли, не развиваются, а только думают, как выжить. Это всеобщая проблема российского бизнеса», — подчеркнула Екатерина Лапина.

По прогнозу Райффайзенбанка, в 2022 году ожидается продолжение консолидации в отрасли за счёт поглощения крупными компаниями небольших сетей и несетевых магазинов. Среди аргументов в пользу таких сделок эксперты банка называют замедление темпов роста рынка, сокращение возможностей для рентабельного открытия магазинов, ухудшение доступа к международным рынкам капитала. Это может повлечь за собой аналогичные процессы по укрупнению поставщиков.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня