Ретейл заговорит на хинди. Какие торговые сети из Индии ждут в России
Новый проспект
Статьи

Ретейл заговорит на хинди. Какие торговые сети из Индии ждут в России

Прочитано: 1339

Фокус внимания российского бизнеса на фоне санкций стал смещаться с привычного Запада на условный Восток. Один из примеров изменения экономического вектора — информация о готовящемся выходе на российский рынок крупных торговых сетей из Индии. Как выглядит современный ретейл в этой стране, что он может предложить россиянам и с кем ему придется конкурировать на новом рынке — разбирался «Новый проспект».

Последний саммит БРИКС, в котором на правах соучредителя участвовала и Россия, показал, что фокус внимания отечественного бизнеса стал смещаться с Запада на условный Восток, в сторону партнеров из Азии и Африки.

Показательно, что президент РФ Владимир Путин в приветствии участникам Делового форума БРИКС сообщил, что наша страна ведет переговоры об открытии индийских сетевых магазинов.

Это отличный повод познакомиться с торговой сферой Индии — страны, чьё население в 1,4 млрд человек почти в 10 раз превосходит население России и в три раза больше населения Евросоюза.

Особенно интересны, конечно, лидеры сектора розничной торговли — те конгломераты, у которых есть технические возможности и вес для решения стратегической задачи по выходу на такой непростой внешний рынок, как российский.

Большинство рейтингов, составленных индийскими экспертами по данному рынку, включают в шорт-лист крупнейших торговых операторов Reliance Retail, Dmart, Future Retail, Aditya Birla Fashion and Retail, Shoppers Stop.

Полный список торговых сетей Индии, разумеется, намного длиннее. И велика вероятность, что первой в Россию может прийти не компания из первой пятёрки, а кто-то из середины второй страницы списка. Но начать знакомство с индийским ретейлом стоит все же с его флагманов.

Империя миллиардера Амбани


Крупнейшей по выручке компанией в индийском торговом бизнесе считается Reliance Retail, которая принадлежит бизнесмену Мукешу Амбани и его семье. Торговые предприятия нескольких основных форматов являются подразделением его мегакорпорации Reliance Industries Limited с рыночной капитализацией на уровне $ 230-240 млрд. В холдинг Амбани входят, помимо торговых компаний, оператор мобильной связи, нефте- и газоперерабатывающие, текстильные, химические заводы, финансовые институты и несколько медиаактивов.

Торговые предприятия в корзине Reliance Retail работают под многочисленными брендами, такими как, например, супермаркеты JioMart в формате классического «магазина у дома» или недавно перекупленная у конкурентов франшиза японо-американского бренда 7-Eleven, которую раскинули на всю территорию Индии.

В управлении холдинга имеются все основные торговые форматы — включая гипермаркеты, супермаркеты, 19 собственных моллов и несколько интернет-магазинов разной направленности общим числом более 14,4 тыс. единиц. Все эти структуры за 2021 год собрали более $ 26 млрд выручки.

Помимо собственных брендов, Reliance Retail приобрёл и управляет несколькими сторонними. Один из них — сеть магазинов детских товаров Hamleys. Этот британский уникум, который считается старейшим магазином под собственным именем, дожившим до сегодняшних дней. Он, к слову, управляет 8 магазинами в России.

Наличие Hamleys в портфеле холдинга Reliance Retail означает, что уже сейчас компания формально присутствует на российском рынке и у ее штаб-квартиры есть все необходимые знания и компетенции для работы здесь.

Таким образом, господ из Мумбая можно считать прямыми видовыми конкурентами российского холдинга X5 Group. Во многом их форматы, технологии и целевая аудитория пересекаются — но у индийского игрока палитра предложения не ограничивается продовольственными и сопутствующими товарами. Она гораздо шире.

«Март» на букву «Д»

Сеть индийских супермаркетов Dmart на фоне крупнейшего конкурента выглядит существенно скромнее. Выручка за 2021 год составила порядка $ 3,98 млрд, а количество отдельных торговых объектов по стране — 214.

Ассортимент товаров в Dmart достаточно традиционный — продукты (57,4% в общем объёме товарооборота), бытовая химия, несложная бытовая техника, одежда и обувь.

В основных чертах Dmart очень схож с гипермаркетами сетей «Перекрёсток», «Окей», отчасти «Ашан». Так что индийцам, в случае вхождения на российский рынок, пришлось бы очень тяжело конкурировать в относительно тесном сегменте. В своё время в этот сегмент приходила и уже покинула его турецкая сеть Ramstor, а недавно и финская Prisma — не только по политическим мотивам, но и из-за серьёзной убыточности российского подразделения (убыточными для S-group были последние пять лет работы Prisma в России).

Учитывая рыночный контекст, пока трудно разглядеть мотив, который мог бы побудить руководство компании Avenue Supermarts Limited (она управляет сетью Dmart) отправиться на штурм российского рынка. Тем более сейчас — не в самое благоприятное время с точки зрения потребительского спроса в России.

Те не менее, Avenue уже несколько лет входит в двадцатку самых дорогих индийских компаний по рыночной капитализации и решения о вхождении в тот или иной долгосрочный проект там принимают с серьёзной оглядкой на акционеров, регуляторов, рейтинги и прочие ограничивающие полет творчества процедуры.

Бренды из «Будущего»

Следующей в списке числится подразделение Future Retail из конгломерата Future Group бизнесмена Кишори Бийяни. Как и в холдинге Reliance, ретейл является частью многофункционального бизнеса, представленного супермаркетами и магазинами Big Bazaar, Hyper City, Easyday, а так же сетями магазинов одежды Pantaloons, магазинами сопутствующих товаров и кейтерингом — всего около 2 тыс. торговых точек. За конгломератом также числится право на обладание несколькими десятками брендов одежды, обуви и продуктов. Группа указывает на своём сайте, среди прочих, такие наименования, как Lee Cooper, John Miller, CoverStory, Indigo Nation, Clarks, Scullers, Knighthood, DJ&C, Bare, UMM и Ancestry.

Общая выручкаторговых предприятий конгломерата в допандемийных условиях была близка по объёму к их ближайшему конкуренту — Avenue Supermarts Limited (около $ 3 млрд в год).

Поскольку бизнесы соразмерны, перспективы и риски их выхода на российский рынок похожие. Но поскольку в портфеле Future Group больше собственных брендов потребительских товаров, возможно, выход на российский рынок в данном случае произойдет не с торговой технологией, а с теми самыми товарами — например в кооперации с какой-либо из российских торговых сетей.

Этническая одежда и не только


Четвертый участник рейтинга — Aditya Birla Fashion and Retail Limited (ABFRL) уже не относится к продовольственной ветви ретейла. Эта индийская компания специализируется на розничной торговле дизайнерской одеждой. ABFRL имеет сеть из более чем 3 тыс. магазинов с присутствием примерно в 25 тыс. мультибрендовых торговых точках по стране, в том числе с более чем 6,5 тыс. фирменными секциями в универмагах по всей Индии.

Как считает менеджмент ABFRL, культивируемые компанией оригинальные индийские бренды Louis Philippe, Van Heusen, Allen Solly и Peter England являются иконами стиля в Индии и лидерами по продажам в своём сегменте. Помимо этих изысков компания вкладывает немалые суммы и в собственные бренды, базирующиеся на разнообразных этнических мотивах Индостана.

Поскольку эта компания концентрируется только на производстве и продаже одежды собственного производства, по показателям выручки до $ 1,15 млрд в год она существенно отстаёт от универсальных ретейлеров. Однако и эта компания является частью индустриально-финансово-торгового конгломерата — Aditya Birla Group, основными направлениями деятельности которого являются строительные материалы, цветные металлы, химические производства, текстильные производства, телеком и IT.

Универмаги, стоки и франшизы

Замыкает пятерку лидеров индийского ретейла компания Shoppers Stop Limited. Она сосредоточена на розничной продаже ряда товаров для дома и прочих массовых потребительских товаров через универмаги. Предлагаемая компанией продукция включает в себя не только одежду, но также косметику, личные аксессуары и изделия из кожи, товары для дома, электронику, книги и музыку.

Компания через свой веб-сайт Shoppersstop.com оперирует многочисленными стоками — там товары более 200 наименований, международные и национальные бренды мужской, женской и детской одежды и обуви, подарков, модных аксессуаров и декора.

Компания вывела на рынок более шести своих частных брендов, а именно STOP, Kashish, Life, Haute Curry, Velorio Fratini и Elliza Donatein. На индийском рынке она является держателем нескольких мастер-франшиз и эксклюзивных дистрибьюторских соглашений с уважаемыми международными торговыми и косметическими холдингами. Много, разнообразно — но в основном только внутри страны.

Риски российского рынка

Похоже, для двух последних игроков вход на российский рынок с товарами из собственной, а не из глобальной линейки, вполне возможен — но он будет сопряжен с немалыми затратами на исследование российского рынка, продвижение и последующую адаптацию продукции (от стиля до кроя) под запросы и особенности российского покупателя.

Кроме того, стоит внимательно посмотреть, есть ли на национальном рынке достаточно места и если есть, то для кого. Ведь из России после нового витка санкций ушли в основном операторы сегмента готовой одежды. Супермаркеты универсальной торговли как раз остались на своих местах и чувствуют себя вполне устойчиво. А исчезновение с регионального рынка Петербурга такого игрока, как Prisma, прошло почти незаметно для публики — в отличие от прекращения операций брендов Zara или Mango.

Также есть риск, что для супер- или гипермаркетов Reliance Retail или Dmart в российских городах может не найтись достаточно места для создания сетей, способных конкурировать с «Перекрёстком» или «Океем» по метраже и товарообороту.

Инфографика: «Новый проспект»

Кроме того — цифры, иллюстрирующие ключевые параметры бизнеса индийских и российских торговых операторов, показывают, что восточные торговые сети работают в менее маржинальной среде, чем их российские коллеги. Например, общая выручка Reliance Retail и X5 Group примерно одинаковы. Но X5 Group имеет аудиторию, которая технически в 9-10 раз меньше, чем у Reliance. Можно предположить, что без опоры на товары индийского происхождения по ценам внутреннего рынка, супермаркетам и обычным магазинам из холдинга Reliance Retail сложно будет предложить российскому покупателю что-то конкурентное.

В то же время для ретейлеров и производителей готовой одежды сейчас внезапно открылись несколько ниш в массовом сегменте российского рынка. Вполне возможно, что компании с какими-то узкими портфолио — например, джинсовой одеждой, смогут войти и в другие узкие сегменты. Но пока явных движений в этом направлении нет, оценить перспективы именно индийских игроков в конкуренции с китайскими, турецкими или иными умелыми в швейном деле азиатскими специалистами, довольно сложно.

Статьи ретейл торговые сети политика Индия экономика
Другие статьи автора Читайте также по теме

В России проходят выборы главы государства. На их организацию страна потратила более 33 млрд рублей. За 3 дня в России и за ее пределами проголосуют более 112 млн человек. Им предстоит выбрать нового президента из четырех кандидатов. Будет ли этот выбор трудным, задумался художник «Нового проспекта».

Приднестровье и Молдова: где применительно к этим землям правильно поставить запятую в словосочетании «отрезать нельзя оставить»? Об этом после нашумевшего «съезда депутатов всех уровней» в мятежном анклаве на левом берегу Днестра «Новому проспекту» рассказал эксперт из Кишинева Виктор Купершлак.
Опрос сервиса «Работа.ру» показал, что больше всего россияне доверяют ученым.
23.02.2024

На вантовом мосту через Неву впервые за 17 лет отремонтируют деформационный шов
18.03.2024
Умер астронавт Стаффорд, командовавший исторической стыковкой "Аполлона" и "Союза-19"
18.03.2024
Эрдоган поздравил Путина с победой на выборах
18.03.2024
Ученые СПбГУ создали математическую модель прогнозирования эпидемий
18.03.2024
Верфь «Пелла» должна вернуть заказчику 500 млн рублей за не сданный ледокол
18.03.2024
Кингисеппский машиностроительный завод построит в этом году 150 катеров
18.03.2024
Самую престижную мировую премию в области инноваций для сельского хозяйства получила компания из России
18.03.2024
Китайская группа «Хуа-Жэнь» продала земельный участок на Обводном сыну совладельца ХК «Адамант»
18.03.2024
В России в апреле на 8-15% подорожает пиво
18.03.2024
На улице Лондона появилась новая работа художника Бэнкси
18.03.2024
В Петербурге начался сезон кик-шеринга
18.03.2024
Король Карл III умер, а потом он не умер
18.03.2024
РАД выставил на продажу старый особняк около метро «Петроградская» за 150 млн рублей
18.03.2024
В Румынии началось строительство крупнейшей базы НАТО в Европе на 10 тыс. военных
18.03.2024
В Лицее Setl создадут технологические кластеры
18.03.2024
Компания «Нонтон» вложит 500 млн рублей в открытие гипермаркета мебели в Петербурге
18.03.2024
Петербург занял 9-е место в России по уровню зарплат в различных отраслях
18.03.2024
Производитель телевизоров из Калининграда STI Group переносит мощности в Подмосковье
18.03.2024
Окончательный результат Владимира Путина на выборах в Петербурге - 81,65% голосов
18.03.2024
На Васильевском острове продадут участок с фундаментом дома и лаборатории Ломоносова
18.03.2024
За год в Петербурге стало на 29% больше помещений для индивидуального складского хранения
18.03.2024
Владимир Путин заявил, что готов был обменять Навального, и что возможен конфликт с НАТО
18.03.2024
Результат Владимира Путина в Петербурге - 81,65% после обработки 99,3% бюллетеней
18.03.2024
Путин 18 марта встретится с кандидатами в президенты
18.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки