Ретейл заговорит на хинди. Какие торговые сети из Индии ждут в России
Фокус внимания российского бизнеса на фоне санкций стал смещаться с привычного Запада на условный Восток. Один из примеров изменения экономического вектора — информация о готовящемся выходе на российский рынок крупных торговых сетей из Индии. Как выглядит современный ретейл в этой стране, что он может предложить россиянам и с кем ему придется конкурировать на новом рынке — разбирался «Новый проспект».
Последний саммит БРИКС, в котором на правах соучредителя участвовала и Россия, показал, что фокус внимания отечественного бизнеса стал смещаться с Запада на условный Восток, в сторону партнеров из Азии и Африки.
Показательно, что президент РФ Владимир Путин в приветствии участникам Делового форума БРИКС сообщил, что наша страна ведет переговоры об открытии индийских сетевых магазинов.
Это отличный повод познакомиться с торговой сферой Индии — страны, чьё население в 1,4 млрд человек почти в 10 раз превосходит население России и в три раза больше населения Евросоюза.
Особенно интересны, конечно, лидеры сектора розничной торговли — те конгломераты, у которых есть технические возможности и вес для решения стратегической задачи по выходу на такой непростой внешний рынок, как российский.
Большинство рейтингов, составленных индийскими экспертами по данному рынку, включают в шорт-лист крупнейших торговых операторов Reliance Retail, Dmart, Future Retail, Aditya Birla Fashion and Retail, Shoppers Stop.
Полный список торговых сетей Индии, разумеется, намного длиннее. И велика вероятность, что первой в Россию может прийти не компания из первой пятёрки, а кто-то из середины второй страницы списка. Но начать знакомство с индийским ретейлом стоит все же с его флагманов.
Империя миллиардера Амбани
Крупнейшей по выручке компанией в индийском торговом бизнесе считается Reliance Retail, которая принадлежит бизнесмену Мукешу Амбани и его семье. Торговые предприятия нескольких основных форматов являются подразделением его мегакорпорации Reliance Industries Limited с рыночной капитализацией на уровне $ 230-240 млрд. В холдинг Амбани входят, помимо торговых компаний, оператор мобильной связи, нефте- и газоперерабатывающие, текстильные, химические заводы, финансовые институты и несколько медиаактивов.
Торговые предприятия в корзине Reliance Retail работают под многочисленными брендами, такими как, например, супермаркеты JioMart в формате классического «магазина у дома» или недавно перекупленная у конкурентов франшиза японо-американского бренда 7-Eleven, которую раскинули на всю территорию Индии.
В управлении холдинга имеются все основные торговые форматы — включая гипермаркеты, супермаркеты, 19 собственных моллов и несколько интернет-магазинов разной направленности общим числом более 14,4 тыс. единиц. Все эти структуры за 2021 год собрали более $ 26 млрд выручки.
Помимо собственных брендов, Reliance Retail приобрёл и управляет несколькими сторонними. Один из них — сеть магазинов детских товаров Hamleys. Этот британский уникум, который считается старейшим магазином под собственным именем, дожившим до сегодняшних дней. Он, к слову, управляет 8 магазинами в России.
Наличие Hamleys в портфеле холдинга Reliance Retail означает, что уже сейчас компания формально присутствует на российском рынке и у ее штаб-квартиры есть все необходимые знания и компетенции для работы здесь.
Таким образом, господ из Мумбая можно считать прямыми видовыми конкурентами российского холдинга X5 Group. Во многом их форматы, технологии и целевая аудитория пересекаются — но у индийского игрока палитра предложения не ограничивается продовольственными и сопутствующими товарами. Она гораздо шире.
«Март» на букву «Д»
Сеть индийских супермаркетов Dmart на фоне крупнейшего конкурента выглядит существенно скромнее. Выручка за 2021 год составила порядка $ 3,98 млрд, а количество отдельных торговых объектов по стране — 214.
Ассортимент товаров в Dmart достаточно традиционный — продукты (57,4% в общем объёме товарооборота), бытовая химия, несложная бытовая техника, одежда и обувь.
В основных чертах Dmart очень схож с гипермаркетами сетей «Перекрёсток», «Окей», отчасти «Ашан». Так что индийцам, в случае вхождения на российский рынок, пришлось бы очень тяжело конкурировать в относительно тесном сегменте. В своё время в этот сегмент приходила и уже покинула его турецкая сеть Ramstor, а недавно и финская Prisma — не только по политическим мотивам, но и из-за серьёзной убыточности российского подразделения (убыточными для S-group были последние пять лет работы Prisma в России).
Учитывая рыночный контекст, пока трудно разглядеть мотив, который мог бы побудить руководство компании Avenue Supermarts Limited (она управляет сетью Dmart) отправиться на штурм российского рынка. Тем более сейчас — не в самое благоприятное время с точки зрения потребительского спроса в России.
Те не менее, Avenue уже несколько лет входит в двадцатку самых дорогих индийских компаний по рыночной капитализации и решения о вхождении в тот или иной долгосрочный проект там принимают с серьёзной оглядкой на акционеров, регуляторов, рейтинги и прочие ограничивающие полет творчества процедуры.
Бренды из «Будущего»
Следующей в списке числится подразделение Future Retail из конгломерата Future Group бизнесмена Кишори Бийяни. Как и в холдинге Reliance, ретейл является частью многофункционального бизнеса, представленного супермаркетами и магазинами Big Bazaar, Hyper City, Easyday, а так же сетями магазинов одежды Pantaloons, магазинами сопутствующих товаров и кейтерингом — всего около 2 тыс. торговых точек. За конгломератом также числится право на обладание несколькими десятками брендов одежды, обуви и продуктов. Группа указывает на своём сайте, среди прочих, такие наименования, как Lee Cooper, John Miller, CoverStory, Indigo Nation, Clarks, Scullers, Knighthood, DJ&C, Bare, UMM и Ancestry.
Общая выручкаторговых предприятий конгломерата в допандемийных условиях была близка по объёму к их ближайшему конкуренту — Avenue Supermarts Limited (около $ 3 млрд в год).
Поскольку бизнесы соразмерны, перспективы и риски их выхода на российский рынок похожие. Но поскольку в портфеле Future Group больше собственных брендов потребительских товаров, возможно, выход на российский рынок в данном случае произойдет не с торговой технологией, а с теми самыми товарами — например в кооперации с какой-либо из российских торговых сетей.
Этническая одежда и не только
Четвертый участник рейтинга — Aditya Birla Fashion and Retail Limited (ABFRL) уже не относится к продовольственной ветви ретейла. Эта индийская компания специализируется на розничной торговле дизайнерской одеждой. ABFRL имеет сеть из более чем 3 тыс. магазинов с присутствием примерно в 25 тыс. мультибрендовых торговых точках по стране, в том числе с более чем 6,5 тыс. фирменными секциями в универмагах по всей Индии.
Как считает менеджмент ABFRL, культивируемые компанией оригинальные индийские бренды Louis Philippe, Van Heusen, Allen Solly и Peter England являются иконами стиля в Индии и лидерами по продажам в своём сегменте. Помимо этих изысков компания вкладывает немалые суммы и в собственные бренды, базирующиеся на разнообразных этнических мотивах Индостана.
Поскольку эта компания концентрируется только на производстве и продаже одежды собственного производства, по показателям выручки до $ 1,15 млрд в год она существенно отстаёт от универсальных ретейлеров. Однако и эта компания является частью индустриально-финансово-торгового конгломерата — Aditya Birla Group, основными направлениями деятельности которого являются строительные материалы, цветные металлы, химические производства, текстильные производства, телеком и IT.
Универмаги, стоки и франшизы
Замыкает пятерку лидеров индийского ретейла компания Shoppers Stop Limited. Она сосредоточена на розничной продаже ряда товаров для дома и прочих массовых потребительских товаров через универмаги. Предлагаемая компанией продукция включает в себя не только одежду, но также косметику, личные аксессуары и изделия из кожи, товары для дома, электронику, книги и музыку.
Компания через свой веб-сайт Shoppersstop.com оперирует многочисленными стоками — там товары более 200 наименований, международные и национальные бренды мужской, женской и детской одежды и обуви, подарков, модных аксессуаров и декора.
Компания вывела на рынок более шести своих частных брендов, а именно STOP, Kashish, Life, Haute Curry, Velorio Fratini и Elliza Donatein. На индийском рынке она является держателем нескольких мастер-франшиз и эксклюзивных дистрибьюторских соглашений с уважаемыми международными торговыми и косметическими холдингами. Много, разнообразно — но в основном только внутри страны.
Риски российского рынка
Похоже, для двух последних игроков вход на российский рынок с товарами из собственной, а не из глобальной линейки, вполне возможен — но он будет сопряжен с немалыми затратами на исследование российского рынка, продвижение и последующую адаптацию продукции (от стиля до кроя) под запросы и особенности российского покупателя.
Кроме того, стоит внимательно посмотреть, есть ли на национальном рынке достаточно места и если есть, то для кого. Ведь из России после нового витка санкций ушли в основном операторы сегмента готовой одежды. Супермаркеты универсальной торговли как раз остались на своих местах и чувствуют себя вполне устойчиво. А исчезновение с регионального рынка Петербурга такого игрока, как Prisma, прошло почти незаметно для публики — в отличие от прекращения операций брендов Zara или Mango.
Также есть риск, что для супер- или гипермаркетов Reliance Retail или Dmart в российских городах может не найтись достаточно места для создания сетей, способных конкурировать с «Перекрёстком» или «Океем» по метраже и товарообороту.
Инфографика: «Новый проспект»
Кроме того — цифры, иллюстрирующие ключевые параметры бизнеса индийских и российских торговых операторов, показывают, что восточные торговые сети работают в менее маржинальной среде, чем их российские коллеги. Например, общая выручка Reliance Retail и X5 Group примерно одинаковы. Но X5 Group имеет аудиторию, которая технически в 9-10 раз меньше, чем у Reliance. Можно предположить, что без опоры на товары индийского происхождения по ценам внутреннего рынка, супермаркетам и обычным магазинам из холдинга Reliance Retail сложно будет предложить российскому покупателю что-то конкурентное.
В то же время для ретейлеров и производителей готовой одежды сейчас внезапно открылись несколько ниш в массовом сегменте российского рынка. Вполне возможно, что компании с какими-то узкими портфолио — например, джинсовой одеждой, смогут войти и в другие узкие сегменты. Но пока явных движений в этом направлении нет, оценить перспективы именно индийских игроков в конкуренции с китайскими, турецкими или иными умелыми в швейном деле азиатскими специалистами, довольно сложно.