Ретейл: безопасность, омниканальность и цифровизация
Новый проспект
Статьи

Ретейл: безопасность, омниканальность и цифровизация

Прочитано: 1160
Ретейл: безопасность, омниканальность и цифровизация
Пандемия COVID-19 и экономический кризис потрясли устоявшиеся отношения «продавец-покупатель»: доля онлайн-торговли в России, по данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), составила в первом полугодии десятую часть совокупного оборота розничной торговли (10,9%), задав устойчивый тренд. При этом, по данным аналитического агентства INFOLine, количество торговых объектов топ-200 российских сетей, торгующих товарами повседневного спроса, за январь-ноябрь 2020 года увеличилось более чем на 2990 единиц и приблизилось к 71,4 тыс., а их общая торговая площадь выросла более чем на 745 тыс. м2 и приблизилась к 28 млн м2. Однако нужно учитывать, что произошло это в основном за счет сокращения точек несетевого ретейла, по которому пришелся основной удар пандемии, и это стало главным негативным результатом года. «Новый проспект» опросил представителей торговых сетей, с какими вызовами они столкнулись в 2020 году, как с ними справились.
Евневич.jpeg
Мария Евневич, совладелица компании «Максидом»:

— Год получилось закончить неплохо. Прирост декабря, по предварительным прогнозам, составит 4,6% по сравнению с декабрем-2019, а по сравнению с предыдущими месяцами квартала — на 17% выше октября и на 22% выше ноября. Таким образом, несмотря на апрельскую просадку, в продажах мы не упали, отыграв потери в дальнейшем. 

2020 год стал годом цифровой трансформации бизнеса, и надо сказать, никакие госпрограммы и планы не способствовали этому настолько, насколько коронавирус. Пришлось переводить в цифру не только продажи, но и всю внутреннюю кухню. Оказалось, что удаленка — это совсем не просто: не все люди могут мгновенно перестроиться и начать работать из дома, многим не хватает дисциплины. С точки зрения менеджмента, это также другие системы контроля и отчетности. Нам пришлось перестраивать многие управленческие процессы, и это оказалось сложнее, чем просто сделать получше сайт, наладить логистику и доставку. Не могу сказать, что мы с этим справились на 100%, поэтому, как только стало можно, мы вернулись в офис. 

В 2020 году мы приобрели сопоставимую по размеру с «Максидомом» сеть Castorama, удвоив таким образом количество своих магазинов. В ближайшие годы нам надо «переварить» эту компанию, интегрировать и трансформировать ее. Это гигантский труд, и речь не только о лежащих на поверхности ребрендинге и объединении IT-структур. Дьявол кроется в деталях: нам нужно объединять корпоративные культуры. Кроме того, будем думать, как решать кадровый вопрос. К сожалению, он стоит остро: качественных управленцев — умных, честных и одновременно лояльных — немного. Где их брать? Разве что выращивать самостоятельно.

Агибалов1.jpeg
Сергей Агибалов, управляющий делами компании «Спортмастер»:

— Мы попали под ограничение работы: наши магазины не работали в этом году 2,5 месяца, поэтому у нас падение продаж на 17% в рублях. При этом перед нами встал вопрос, как поступить с избыточным персоналом, когда магазины закрылись. Спасибо коллегам из компаний «АШАН» и Metro, которые взяли наших сотрудников на это время в свои магазины. Но мы доплачивали нашим людям, работавшим в других сетях, и позвали их обратно, когда магазины стали открываться. В результате более 80% людей вернулись. 

Все регионы по-разному выходили из локдауна, и мы, конечно, наращивали омниканальные и интернет-продажи. Но когда локдаун закончился, покупатели стали к нам возвращаться. И хотя падение трафика было ощутимым (до 30%), желание пощупать товар, примерить одежду и обувь у большинства людей сохранилось. В период, когда были закрыты фитнес-центры, народ с удовольствием покупал тренажеры, а с приходом тепла увеличились продажи велосипедов. В августе, перед началом школьных занятий, мы поняли, что люди не знают, будут ли открываться школы: продажи детской одежды и обуви у нас упали. Но зимой все вернулись за зимней одеждой, и мы постарались ассортимент обеспечить.

Догадин1.jpeg
Михаил Догадин, вице-президент по закупкам и развитию компании «Связной»:

— Абсолютные продажи мы не раскрываем (такова политика компании), но на данный момент они остаются на уровне прошлого года. Люди перешли на удаленную работу и учебу, из-за чего возникла потребность в бóльшем количестве гаджетов на семью. Мы фиксируем, что люди с начала пандемии стали практичнее подходить к выбору девайсов, чаще обращают внимание на соотношение цены и качества товара, больше склоняются к покупкам в дни акций. И, конечно, с начала пандемии значительно возросла частота покупок онлайн. 

Вообще, несмотря на сложный год, спрос на электронику, в частности на смартфоны, ноутбуки, планшеты, смарт часы, увеличился. За последнюю неделю декабря мы фиксируем прирост продаж относительно аналогичного периода ноября на 81% и в количестве, и в выручке. Средний чек пока зафиксировали на уровне ноября, но относительно аналогичного периода-2019 он увеличился на 22%, до 6800 рублей. Относительно этого же периода значительно выросли продажи ноутбуков — на 55% в количестве и на 15% в выручке. 

Портативные колонки стали покупать в 4 раза чаще; умные часы и браслеты, а также планшеты — в 2 раза чаще; автомобильную электронику, игровые приставки, крупную бытовую и мелкую бытовую технику — в 1,5 раза чаще. И интересно, что фактически к каждому гаджету покупатели приобретают услуги, например, по наклейке пленок, по защите телефона от механических повреждений, краж, а также услуги, позволяющие продлить гарантию.

Алексей_Баулин1.jpeg
Алексей Баулин, генеральный директор сети магазинов «Улыбка радуги»:

— Год был нетипичным для рынка. В период самоизоляции, минувшей весной, мы отмечали значительный рост спроса на средства для обеззараживания предметов обстановки, воздуха, мебели, полов, сантехники и белья. Так, спрос на антибактериальное мыло увеличился в 3 раза, на антисептики для рук — более чем в 10 раз, а на перчатки для рук — в 4 раза. Падение продаж по некоторым категориям товаров доходило до 50%. Например, в тот период по всей сети более чем в 5 раз упал спрос на солнцезащитную косметику и на 40% — на дезодоранты и средства для укладки волос. Однако на товары для ухода за собой в домашних условиях спрос в тот период, наоборот, вырос. 

Сейчас мы видим восстановление спроса фактически на все категории косметических товаров, кроме декоративной косметики для губ. В период предновогодних праздников мы наблюдаем рост продаж до 30% относительно осенних месяцев. Люди склонны рационализировать свои траты и ориентируются на товары среднего ценового сегмента. Эта тенденция сохранится и в следующем году.

Рычкова1.jpeg
Рычкова Наталья Сергеевна, директор по коммуникациям и КСО «АШАН Ретейл Россия»:

— Одним из главных итогов года для компании «АШАН» стало развитие интернет-торговли. Это был для нас настоящий вызов: до марта этого года в нашей компании интернет-магазина как такового не было, так как мы занимались лишь доставкой непродовольственных товаров. Мы справились с этим вызовом, запустили интернет-магазин, и когда вся экономика стояла, обеспечивали доставку продуктов населению. С мая наш интернет-магазин вырос в 10 раз, количество заказов увеличивается. Мы работаем как с партнерами, так и самостоятельно. Сейчас, помимо доставки, развиваем вариант самовывоза продуктов.

Кашин 1.jpeg
Владимир Кашин, генеральный директор Санкт-Петербургского Дома книги:

— В начале 2020 года мы наблюдали прирост продаж, но пандемия радикально изменила ситуацию на книжном рынке, и в результате за год товарооборот упал на 47,6% (данные продаж за первые 11 месяцев). На это, безусловно, оказало влияние падение туристического трафика, а также тенденция оттока покупателей в интернет-каналы. Изначально наш магазин был заточен на офлайн-формат, и, безусловно, лояльные покупатели остались с нами, когда мы вышли в онлайн. Но конкурировать с гигантами онлайн-торговли крайне сложно. Тем не менее мы активно развиваем онлайн-формат Дома книги и помимо классического интернет-магазина представляем его как образовательный блог с лекциями известных авторов и спикеров.

В этом году мы значительно изменили ассортимент продукции. Обновили подарочные и эксклюзивные издания, ушли от туристическо-сувенирного ассортимента, сделав акцент на петербургских читателей, на крафтовые изделия. В результате в декабре основные показатели — товарооборот, выручка, средний чек и прочее — увеличиваются в среднем на 30%. Люди покупают подарки, поэтому мы ежегодно замечаем повышенный интерес к более дорогим изданиям, к авторским товарам. Сейчас на наших полках представлено 120 тыс. наименований товаров, из них 96 тыс. — уникальные наименования книг. Ожидаем рост спроса и, конечно, ждем возвращения туристов и спокойного ритма жизни!

Андреева цвет.jpeg
Валерия Андреева, руководитель управления по связям с общественностью группы «М.Видео — Эльдорадо»:

— Мы видим довольно уверенный рост спроса на бытовую технику и электронику, причем он явно выше, чем в европейских странах. Спрос был не только на цифровую технику, технику для оборудования домашних офисов для учебы и работы, но и в целом на технику для дома: и крупную бытовую, и для кухни. За 9 месяцев продажи группы выросли на 14%, и мы рассчитываем, что по итогу года в целом также увидим позитивную динамику. Продажи онлайн тоже растут: у нас они уже превышают половину общих продаж. Мы надеемся, что эта тенденция сохранится.

Григорьев1.jpeg
Алексей Григорьев, вице-президент по внешней корпоративной политике Metro AG:

— Наша модель специфична: у нас есть и мелкооптовые, и розничные продажи. В этом году нам удалось выстроить настоящую омниканальную модель взаимодействия как с профессиональными клиентами, так и с розничными: заказ возможен и онлайн, и по телефону, и через специальное приложение. Доставка может быть осуществлена как самовывозом, так и с помощью наших курьеров или различных служб доставки. В результате наш продовольственный сегмент онлайн-торговли за этот год вырос в 4 раза, а мы стали одним из крупнейших поставщиков продовольственных товаров по онлайн-каналу в России. 

Сейчас у нас растет потребность в специалистах по онлайн-коммерции — мы вступаем в борьбу за таланты. Сфера торговли становится всё более сложной, цифровизуется, диверсифицируется. Мы находимся в жесткой конкуренции друг с другом и, соответственно, нуждаемся в хороших специалистах, которые умеют и выкладывать товар на полку, и работать в новой цифровой среде, и хорошо общаться с клиентом. И профессиональные качества здесь должны сочетаться с личными, а это большая редкость. Думаю, эта борьба качественные кадры будет обостряться.

Тютрин.jpg
Константин Тютрин, специалист по коммуникациям розничной сети IKEA в России:

 — Прошлый год серьезно изменил образ жизни людей во всем мире и бизнес-среду. В разгар режима самоизоляции магазины IKEA были закрыты во всех регионах, и мы тоже вынуждены были максимально оперативно перестраивать внутренние бизнес-процессы. Благодаря этому продажи ИКЕА в России продемонстрировали рост на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в IKEA прошлый финансовый год длился с 1 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года). 
Главный тренд прошлого года — настоящий бум онлайн-покупок. Пока наши магазины были временно закрыты для посетителей, онлайн-канал стал для компании основным источником продаж и площадкой для общения с покупателями. Сайт ikea.ru за год посетили 224 млн покупателей, было выполнено 2,3 млн онлайн-заказов и более 2 млн доставок, что на 64% больше, чем в 2019 году.

 Изменилось и потребительское поведение. Благодаря пандемии многие люди поняли значимость дома и начали уделять больше внимания его обустройству. В период самоизоляции люди покупали больше предметов мебели и меньше аксессуаров. Это объясняется тем, что мебель — более осознанная покупка, а аксессуары, как правило, кладут в корзину импульсивно, гуляя по магазину. Ожидаемо выросла доля продаж мебели для обустройства рабочего места дома — более чем на 50%. В то же время снизился спрос на такие категории, как кухни и гардеробы. 

 Когда локдаун закончился, повышенным спросом стали пользоваться кровати и матрасы, диваны, мебель для ванной и кухни. Можно говорить об эффекте отложенного спроса: люди совершали покупки, которые запланировали во время карантина.

 Из интересных тенденций — рост конверсии. Она оказалась значительно выше, чем до пандемии. Покупатели приходили в магазины с определенной целью и почти каждый совершал покупку. Выше был и средний чек.

 Что касается декабря, то он для нас традиционно один из самых активных месяцев в году. Этот год не стал исключением. Продажи в декабре выросли на 12% по сравнению с ноябрем. Люди приходили в магазины IKEA за товарами и идеями для новогодних праздников: за украшениями для дома, подарками и давно запланированными крупными покупками. Особым спросом пользовались бархатные чехлы на подушки, теплые пледы, посуда, подсвечники и игральные карты.

Фото: Наталья Макарова / Коммерсантъ

итоги года торговля торговые сети ретейл
Другие статьи автора Читайте также по теме
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Ушедшие из России иностранные компании рискуют лишиться права на товарные знаки. Тогда любой желающий сможет совершенно законно открыть в стране закусочные «Макдоналдс» и продавать технику Ericsson. Пресечь это может только официальное возобновление поставок.
Х5 Group откладывает планы по развитию сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Сегмент отличается высокой конкуренцией, но Х5 могла бы занять на нем определенную нишу, считают эксперты.

Бюджеты Петербурга и Ленобласти получили более 2 млрд рублей от РЖД
24.04.2024
Суд в Петербурге приостановил деятельность кафе на Садовой из-за антисанитарии
24.04.2024
В России резко сократились долги по зарплате
24.04.2024
Петербургских юристов наградили за победу в споре за наследство московского миллиардера Минеева
24.04.2024
Лукашенко выдвинут на пост председателя Всебелорусского народного собрания
24.04.2024
Шойгу проинспектировал модернизацию инфраструктуры на космодроме Плесецк
24.04.2024
ЕС выделил Украине очередной транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
24.04.2024
Цены на хлеб в Петербурге и Ленобласти с начала года выросли на 30%
24.04.2024
Путин призвал подойти неформально к выплатам пострадавшим из-за паводков
24.04.2024
Группа «Аквилон» построит жилой комплекс в Нижнем Новгороде
24.04.2024
Рожденным в Петербурге с 1 августа планируют выдавать 15 тыс. рублей или набор вещей на эту сумму
24.04.2024
Роспотребнадзор обнаружил более 60 новых вирусов, которые переносят комары и клещи
24.04.2024
В 2024 году маркетплейс Wildberries ожидает рост товарооборота на 60%
24.04.2024
Новым гендиректором Балтийского завода стал бывший директор предприятия по производству
24.04.2024
Из Смольного по собственному желанию ушел глава КРТИ
24.04.2024
На месте старого обувного предприятия "Скороход" в Петербурге появится бутик-отель
24.04.2024
В Петербурге с начала года доля свободных офисов снизилась до 6,4%
24.04.2024
Музей-заповедник «Петергоф» в мае откроет Верхний сад после пятилетней реставрации
24.04.2024
В ближайшие пару лет дефицит складов в Петербурге и Ленобласти достигнет 1 млн «квадратов»
24.04.2024
Компания «Петрополь» превратит здание на Васильевском острове в сервисный апарт-отель GLER
24.04.2024
Канада разрешила Airbus использовать российский титан
24.04.2024
Депутат ЗакСа Петербурга Борис Вишневский* оспорил в суде статус иноагента
24.04.2024
Замминистра обороны Тимур Иванов, обвиняемый в крупной взятке, отправлен в СИЗО. Он не признает вину
24.04.2024
С начала года в Петербурге почти на 60% сократился вывод на рынок нового жилья
24.04.2024
Уязвимости российских мобильных приложений сократились почти на треть за год
24.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки