
Городской парламент принял в первом чтении поправки в адресную программу «Развитие застроенных территорий в СПб» и в закон «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования».
Его разработали депутаты Андрей Васильев, Александр Ходосок, Денис Четырбок (все из «Единой России) и Сергей Трохманенко из «Партии Роста». Их инициатива направлена на решение проблем, с которыми столкнулись компании, которые занимаются расселением домов первых массовых серий (так называемых хрущёвок и брежневок) и строительством на их месте нового жилья.
Программа реновации была запущена в Петербурге в 2008 году, в ней участвует компания «СПб Реновация», которая на торгах приобрела право развития 22 кварталов в девяти районах (под расселение нужно передать свыше 977 тыс. м2 жилья), и предприятие «Воин-В», преобразующее два квартала пятиэтажек в Ульянке (31,6 тыс. м2 жилья). Инвесторы обязались построить 8,4 млн м2 нового жилья. По данным городского комитета по строительству, сейчас возводятся дома в четырёх кварталах, 22 дома строит «СПб Реновация» и 2 дома — «Воин-В». За десять с лишним лет с момента запуска программы реноваторы сдали в эксплуатацию 26 многоквартирных домов на 7,5 тыс. квартир общей площадью 345,1 тыс. м2 (около 4% от планируемого в рамках программы). Из них 23 дома построило ООО «СПб-Реновация», 3 дома — ООО «Воин-В». Сроки действия договоров истекают в 2019 году; чтобы продлить их, обе компании с переменным успехом судились с городскими властями.
Выйти за пределы
Соавтор закона депутат Денис Четырбок говорит, что задержки произошли из-за отсутствия стартовых пятен — свободных участков для начала строительства. «Для того чтобы программа могла хоть как-то двигаться, мы и предлагаем эти изменения», — пояснил он. По его словам, проект готовился больше года с участием комитета по строительству и КИО.
Чтобы решить эту проблему, депутаты предлагают предоставлять застройщику целевым образом стартовое пятно за пределами квартала, отданного под реновацию, но в границах того же муниципального образования. Воспользоваться таким правом застройщик сможет однократно.
Кроме того, парламентарии предлагают переселять жителей домов, попавших под расселение, за границы квартала, но в рамках того же муниципального образования. Также вводится требование о поэтапности исполнения программы реновации. Авторы проекта рассчитывают, что это заставит застройщика при освоении рентабельных пятен не забывать о реновации менее выгодных участков квартала.
Многие восприняли инициативу скептически. «Вы предлагаете к уплотнительной застройке внутри квартала добавить ещё уплотнение за её пределами. Вместо одного очага уплотниловки получим два, но в одном муниципалитете», — заявил депутат Алексей Ковалёв из «Справедливой России»
Депутат Ирина Иванова из КПРФ отметила, что в Петербурге есть и огромные по территории муниципальные образования, например, в Курортном районе. В них переезд за пределы своего квартала может означать переезд за несколько километров. Денис Четырбок заверил, что в большинстве случаев это будет переезд в соседний квартал. «Это лучше, чем и дальше оставаться жить в разрушающихся хрущёвках», — уверен депутат.
«Когда начиналась программа реновации, нам обещали, в том числе и Валентина Матвиенко, которая тогда была губернатором, что реновация — это социальная программа, которая направлена на улучшение условий жизни граждан. В итоге мы получили непрекращающиеся скандалы, суды с жителями и уплотнительную застройку», — возмущается депутат Борис Вишневский из «Яблока». По его словам, предлагаемые меры сделают программу реновации чуть лучше, но принципиальных проблем не решат. Несмотря на критику, за принятие закона проголосовали 38 депутатов и только 8 были против.
В отличие от парламентариев участники программы реновации считают эти предложения оправданными.
«Как показывает практика, найти стартовое пятно под первый дом в границах кварталов часто не удаётся даже на тех территориях, которые включены в реновацию и проходили предварительную оценку на возможность реализации программы. Это вызвано постоянно меняющимся законодательством, передачей участков под другие цели уже после старта реновации и другими факторами. Поэтому расширить границы для расселения и поиска стартового пятна до района или хотя бы МО следовало бы сразу при разработке закона о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге», — заявил руководитель службы по работе с госорганами «СПб Реновация» Дмитрий Михалёв. По его словам, из 22 кварталов, которыми занимается компания, примерно в половине отсутствуют стартовые пятна.
Конкуренция за реновацию
Это не первая попытка петербургских депутатов отрегулировать расселение хрущёвок. В апреле на рассмотрение Госдумы был внесён проект федерального закона о реновации в российских регионах. Он подготовлен той же группой авторов под руководством Оксаны Дмитриевой. Документ предусматривает два типа проектов реновации (за счёт бюджета или инвестора, в том числе в форме государственно-частного партнёрства) и несколько форм реализации таких проектов (снос домов и строительство на освободившемся земельном участке нового жилья либо реконструкция существующих зданий). По замыслу депутатов, согласие на расселение дома на общем собрании должны будут дать более 50% собственников жилья. Планируется, что оставшиеся в меньшинстве противники реновации будут вынуждены согласиться с решением соседей. Это должно значительно упростить для инвесторов расселение. Впрочем, перспективы этого законопроекта туманны: ему придётся конкурировать с другим проектом на эту же тему, «О реновации жилищного фонда в РФ», разработанным депутатами Сергеем Мироновым и Галиной Хованской из «Справедливой России».