Рекламная пауза оказалась короткой
Новый проспект
Статьи

Рекламная пауза оказалась короткой

Прочитано: 489

Фото: Николай Цыганов / Коммерсантъ

Российский рекламный рынок держится на плаву, причем в регионах увереннее, чем в столице. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), совокупные объемы рекламы за первые три квартала 2022 года сократились всего на 6%, хотя игроки рынка ждали и продолжают ожидать худшего.

В 2021 году рекламный рынок побил все рекорды, достигнув 578 млрд рублей и показав рост на 22%. По данным АКАР, за первые три квартала 2022 года суммарный объем рекламы, купленной рекламодателями, составил 380-385 млрд рублей. При этом объем регионального рекламного рынка (без учета московского) в средствах ее распространения по четырем медиасегментам: телевидению, радио, прессе и наружной рекламе — сократился всего на 5%, составив примерно 26-27 млрд рублей.


По накатанной дороге

В I квартале сложнейшего 2022 года большинство медиасегментов еще демонстрировало положительную динамику, однако уже во II квартале, после 24 февраля, кризис приобрел ярко выраженную форму: почти во всех сегментах сокращение объемов рекламы исчислялось десятками процентов.

В III квартале рынок по-прежнему находился в отрицательной зоне, но масштабы падения существенно сократились, а целому ряду сегментов удалось показать положительную динамику. Общее сокращение объема рынка медиарекламы в стране в III квартале, по мнению экспертов АКАР, составило около 7% против 16% во II квартале.

А в регионах и вовсе было зафиксировано резкое улучшение ситуации: если по итогам II квартала падение достигало 19%, то в III квартале отечественный региональный рекламный рынок вырос на 6%.


И даже радио

Наименее пессимистичные сценарии реализовались в интернет-сегменте, и это неудивительно: по многолетней статистике, на интернет тратится больше половины всех рекламных бюджетов. Так что рекламодатели и адаптировались к новой реальности и сохранили бюджеты на закупку рекламы в интернете.

Телевидение и вовсе наращивает число локальных и федеральных рекламодателей: за три квартала в эфире появилось более 700 новых компаний. Этот всплеск связан с вынужденным повышенным интересом потребителей к отечественным брендам. По данным НРА, россияне активно покупают товары местного производства, а три четверти из них считают, что российские товары не уступают в качестве зарубежным.

Интересный нюанс: категория e-commerce (18%) вышла в лидеры по присутствию на федеральном ТВ, потеснив фармацевтические компании, укоренившиеся там с ковидных времен (теперь они занимают 17%). На третьем месте по-прежнему сегмент страховых и финансовых услуг (15%). На региональном рынке по доле бюджетов лидируют ретейл (23%), FMCG (18%) и e-commerce (17%).

Эксперты утверждают, что восстанавливается даже рынок радиорекламы. Правда, лидировавшую в федеральном сегменте товарную категорию «Автомобили и сопутствующие товары» сменила категория «Банки и финансы». Наблюдается интерес к радио и со стороны новых рекламодателей, которые раньше не задействовали радиоэфир в своих коммуникационных стратегиях.

Вице-президент АКАР Сергей Веселов не теряет оптимизма, утверждая, что все основные субъекты рынка: рекламодатели, агентства, рекламные площадки — в той или иной степени адаптировались к изменившимся условиям и постепенно начинают думать не просто о выживании, но и о дальнейшем развитии.


Рано радоваться

Тем не менее Сергей Веселов видит, что российский рекламный рынок по-прежнему находится в серьезном кризисе: «Потеря целых пластов рекламодателей, рекламных площадок, специальных сервисов и т. д., чего одновременно ранее никогда не случалось, не могла пройти бесследно. И некоторые самонадеянные заявления о том, что кризис завершается и в ближайшее время начнется подъем, представляются преждевременными».

Так, уже к концу марта 2022 года 11 иностранных компаний, которые входили в топ-30 рекламодателей в России, заявили о приостановке рекламных инвестиций в РФ. Это PepsiCo, Nestle, Mars Russia, McDonald’s, Procter & Gamble, L’Oreal, Reckitt Benckiser, Ferrero, Coca-Cola, Sanofi Aventis, GSK Consumer Healthcare и т. д.

Параллельно с этим в АКАР предупреждают: в условиях большой неопределенности весьма сложно корректно оценивать перспективы выхода отечественного рекламного рынка из кризиса. Учитывая прогнозы правительственных структур, ведущих инвестиционных и финансовых компаний о перспективах российской экономики, можно предположить, что кризис продлится в 2023 году.

Стоит также учитывать, что даже в провальный пандемийный год сокращение рекламного рынка составило всего 4%. Видимо, события 2022 года всё же оказались гораздо трагичнее для рынка в частности и для страны в целом.

Тем более, по опросу того же АКАР с NMi Group об отношении к событиям настоящего и прогнозах на будущее индустрии, проведенному среди рекламных агентств и рекламодателей, всё не так радужно. Треть участников исследования (27,6%) считают, что рынок упадет по итогам года на 40-60%.

Поэтому в 2023 году 40,5% участников рынка рекламы надеются на помощь государства. Среди мер поддержки 60,6% называют налоговые льготы и субсидирование, 54,5% — смягчение законодательного регулирования. Информационно-политические заказы (33,4%) и социальная реклама (36,3%) также рассматриваются.

Относительно расширения географии мнения разделились: 37,5% высказываются за выход на региональные рынки внутри страны, 37,5% смотрят в сторону СНГ, Азии, Африки и Ближнего Востока. Полностью релоцироваться в регионы (26,2%) или за рубеж (16,7%) планирует меньшинство.


реклама реклама в интернете
Другие статьи автора Читайте также по теме
Российскому бизнесу запретят размещать рекламу на информационных ресурсах иностранных агентов. Законопроект вступит в силу уже в марте. Хотя, как законопослушный рекламодатель сможет выявить такие ресурсы, остается неясным. Легитимность рекламы в запрещенных социальных сетях и на YouTube тоже под вопросом.
Уже с 1 сентября размещение в интернете рекламы, пресс-релиза или афиши без специального идентификатора (токена) грозит полумиллионным штрафом. Выдающие такие токены операторы рекламных данных в преддверии введения санкций уже взвинтили свои тарифы. Но юридические противоречия помогут спасти владельцев сайтов и блогеров от штрафов.
С нового года система идентификации и учета размещаемой в интернете рекламы реально заработала. Правда, пока бесплатно для владельцев сайтов и без ответственности с их стороны. Чем эта ситуация чревата для участников рынка и пользователей его услуг, разбирался «Новый проспект».

Бюджеты Петербурга и Ленобласти получили более 2 млрд рублей от РЖД
24.04.2024
Суд в Петербурге приостановил деятельность кафе на Садовой из-за антисанитарии
24.04.2024
В России резко сократились долги по зарплате
24.04.2024
Петербургских юристов наградили за победу в споре за наследство московского миллиардера Минеева
24.04.2024
Лукашенко выдвинут на пост председателя Всебелорусского народного собрания
24.04.2024
Шойгу проинспектировал модернизацию инфраструктуры на космодроме Плесецк
24.04.2024
ЕС выделил Украине очередной транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
24.04.2024
Цены на хлеб в Петербурге и Ленобласти с начала года выросли на 30%
24.04.2024
Путин призвал подойти неформально к выплатам пострадавшим из-за паводков
24.04.2024
Группа «Аквилон» построит жилой комплекс в Нижнем Новгороде
24.04.2024
Рожденным в Петербурге с 1 августа планируют выдавать 15 тыс. рублей или набор вещей на эту сумму
24.04.2024
Роспотребнадзор обнаружил более 60 новых вирусов, которые переносят комары и клещи
24.04.2024
В 2024 году маркетплейс Wildberries ожидает рост товарооборота на 60%
24.04.2024
Новым гендиректором Балтийского завода стал бывший директор предприятия по производству
24.04.2024
Из Смольного по собственному желанию ушел глава КРТИ
24.04.2024
На месте старого обувного предприятия "Скороход" в Петербурге появится бутик-отель
24.04.2024
В Петербурге с начала года доля свободных офисов снизилась до 6,4%
24.04.2024
Музей-заповедник «Петергоф» в мае откроет Верхний сад после пятилетней реставрации
24.04.2024
В ближайшие пару лет дефицит складов в Петербурге и Ленобласти достигнет 1 млн «квадратов»
24.04.2024
Компания «Петрополь» превратит здание на Васильевском острове в сервисный апарт-отель GLER
24.04.2024
Канада разрешила Airbus использовать российский титан
24.04.2024
Депутат ЗакСа Петербурга Борис Вишневский* оспорил в суде статус иноагента
24.04.2024
Замминистра обороны Тимур Иванов, обвиняемый в крупной взятке, отправлен в СИЗО. Он не признает вину
24.04.2024
С начала года в Петербурге почти на 60% сократился вывод на рынок нового жилья
24.04.2024
Уязвимости российских мобильных приложений сократились почти на треть за год
24.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки