Рай для тележек. Финны реанимируют проект строительства завода под Петербургом

В конце года совет директоров компании K.Hartwall примет решение о возобновлении проекта строительства под Петербургом завода по производству ролл-контейнеров — оборудования для магазинов и складов. Аналитики отмечают своевременность шага: российский ретейл и логистика постоянно расширяются и усложняются. Перспективы роста спроса на тележки есть.

Об интересе финской K.Hartwall к организации собственного производства ролл-контейнеров в Петербурге стало известно осенью 2019 года. Были анонсированы инвестиции в размере € 30 млн. Для реализации проекта в сентябре 2019 года была учреждена российская «дочка» финского концерна — ООО «К.Хартвалл» с регистрацией в Петербурге. Инвестор начал поиск подходящей площадки на ближайших к городу территориях Ленобласти для размещения завода.

«Но с началом пандемии в 2020 году проект был приостановлен. «К.Хартвалл» ограничилась организацией «отверточной сборки» ролл-контейнеров в самом Петербурге», — рассказал генеральный директор «К.Хартвалл» Алексей Симонов. Это производство обеспечивало исполнение уже заключенных договоров на поставку оборудования с крупными российскими торговыми сетями, в частности с «Дикси», однако перестало удовлетворять потребностям K.Hartwall после подписания концерном контракта на поставку ролл-контейнеров для Amazon. Увеличилась и проектная мощность будущего завода: сейчас речь идет о строительстве нового завода мощностью до 1 тыс. единиц оборудования в сутки.

Дорогой металл

За последний год существенно, в пределах 30-50%, выросли цены на металл — основное сырье для производства ролл-контейнеров. Рост цен в большей степени затронул рынки Европу и США, в меньшей — России, и отверточная сборка из импортных комплектующих стала менее выгодной.

«Поэтому решили вернуться к первоначальной идее и построить в России полноценный завод полного цикла по выпуску ролл-контейнеров. Предполагаем, что цены на его продукцию будут на порядок ниже, чем у зарубежных производителей», — объясняет Алексей Симонов.

«В целом понять K.Hartwall можно: цены на металл в России действительно несколько ниже, чем на Западе», — согласен аналитик ИК «Финам» Алексей Коренев. Правда, сейчас, по его словам, за счет того, что наши металлурги подтянули внутренние цены на металл к общемировым, разрыв уже не столь заметен. «Но еще пару месяцев назад у нас горячекатаный лист стоил примерно $ 870-890, в то время как в Европе от $ 900 и выше, а в США и вовсе около $ 1300», — говорит эксперт.

«Отверточная сборка ролл-контейнеров, возможно, выгоднее, но не обеспечивает необходимой для крупных корпораций стандартизации всего объема продукции», — рассуждает аналитик ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. Даже небольшие несоответствия могут быть причиной проблем при складировании и транспортировке продукции. Такие компании, как Amazon, выдвигают требования сборки большого количества ролл-контейнеров в сжатые сроки и регулярность поставок, чего не обеспечивает отверточное производство, добавляет аналитик.

Тележки нарасхват

Перспективы сбыта продукции будущего завода Алексей Симонов оценивает как хорошие: помимо «Дикси» ведутся переговоры о поставках оборудования с X5 Group, «Магнитом» и крупными хлебозаводами. Значительная часть произведенных в России ролл-контейнеров уедет зарубежным покупателям.

Сегодня стоимость одного ролл-контейнера в зависимости от характеристик составляет € 100-130, средний объем закупок торговых сетей составляет около 15 тыс. единиц оборудования единовременно, лидеры рынка ретейла проводят тендеры на поставку до 50 тыс. единиц оборудования, рассказывают участники рынка.

«Российский ретейл и логистика постоянно расширяются и совершенствуются технически, поэтому потенциал роста производства данной продукции есть», — считает аналитик ИК «Финам» Алексей Коренев. Более того, ролл-контейнеры, по его словам, имеют вполне определенный срок службы и периодически нуждаются в замене, что делает нишу спроса на них достаточно ёмкой и стабильной. «Так что, вероятнее всего, предприятие имеет хорошие перспективы не только на внутреннем рынке, но и на внешнем, где картина с ретейлом и логистикой примерно такая же», — отмечает он.

Новый завод вместо старого

«К.Хартвал» продолжает процесс подбора промплощадки в регионе. Для размещения завода понадобится земельный участок площадью 12-15 тыс. м2. «Технология сложная, требующая в том числе организации гальванического производства, что далеко не везде возможно. Мы склоняемся к идее покупки уже существующего, но не действующего промпредприятия, у которого есть необходимая инженерная инфраструктура. Все производственные линии и оборудование для выпуска ролл-контейнеров, конечно, будут новыми», — объясняет Алексей Симонов. Он рассказал, что на примете есть два возможных варианта. Окончательное решение будет принято позже.

Эксперты считают такое решение логичным. На сегодняшний день стоимость строительства выросла. Только за последний месяц в Петербурге цена на бетон возросла на 5-7%, а стоимость металла увеличилась более чем в 2 раза с декабря прошлого года. Следом растут цены и на прочее сопутствующее сырье. «В результате себестоимость строительства склада сейчас превышает 50 тыс. рублей на 1м2», — рассуждает руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости IPG.Estate Филипп Чайка. Он также отмечает корректировку цены земельных участков в сторону повышения по ряду индустриальных парков и неготовность банков кредитовать строительство индустриально-складских объектов только под залог земельных участков.

«Эти условия и подталкивают инвесторов склоняться в пользу выбора действующих площадок в покупку, что образует баланс интересов. Купить производственную площадку действительно легче и менее рискованно: готовый brownfield с подключенными коммуникациями и готовой инженерной инфраструктурой более понятен и ликвиден для кредитных учреждений с точки зрения залога», — говорит Филипп Чайка.

«Возможно, в некоторых случаях промплощадки с долгой экспозицией на рынке действительно лучше будет купить, а не построить с нуля, особенно если они приемлемо стоят», — отмечает вице-президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина. Однако, по ее мнению, все же в сегодняшней ситуации может быть выгоднее строить объем самостоятельно или же воспользоваться предложениями ОЭЗ или индустриальных парков. «Цены на готовые проекты перегреты, а у собственников завышенные ожидания, в то время как ОЭЗ или индустриальные парки часто соглашаются на ценовые переговоры и стараются предложить максимально комфортные условия резидентам», — рассказывает Ольга Шарыгина.

Справка «Нового проспекта»:

K.Hartwall

основана в 1932 году, ее штаб-квартира находится в Сёдеркулля (Финляндия). Компания специализируется на производстве колесной оборотной тары для магазинов и складов. По собственной оценке компании, на российском рынке импортного торгового оборудования в своем сегменте (ролл-контейнеры, грузовые тележки и грузовые платформы) она является крупнейшим игроком с долей рынка около 80%.
Ролл-контейнеры — это вид транспортной тары, используемый для защиты товаров разного веса, объема и формы от повреждений при транспортировке и манипуляции грузами. Внешне они представляют собой сетчатое сварное ограждение на колесах. Ролл-контейнеры преимущественно используются на складах, в производственных помещениях, в торговых залах магазинов, для вывоза мусора.

Фото: k-hartwall.com

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня