Расплатиться аксессуаром. Бесконтактная оплата приобретает неожиданные формы
Россияне стали в 3 раза чаще оплачивать покупки бесконтактным способом. Количество гаджетов, поддерживающих данную функцию, тоже растет. В последнее время к пластиковым картам, смартфонам и часам добавились брелоки и даже кольца.
В тренде
По данным аналитического центра НАФИ, за последние 3 года россияне стали в 3 раза чаще оплачивать покупки бесконтактным способом с помощью смартфонов и в 2 раза чаще — с помощью других умных устройств: смарт-часов и браслетов. Самым распространенным платежным средством остается банковская карта, она есть у большинства россиян (82%). Доля знающих о возможности бесконтактной оплаты с помощью смартфона увеличилась на 7 п.п., с 84% до 91%, а о возможности оплаты с помощью умных наручных часов и браслетов — на 6 п.п., с 64% до 70%.
В I квартале 2021 года, по расчетам «СберИндекса», доля безналичных трат в расходах россиян обновила исторический максимум, составив 59,4%. Проникновение таких платежей в крупнейших городах России впервые превысило 60%. В восьми из них уже более двух третей операций проводится без наличных.
Пока банковская карта остается лидером по частоте использования для бесконтактной оплаты: доля россиян, использующих ее, увеличилась в 2 раза, до 61%. При этом смартфоны для оплаты стали использовать в 3 раза чаще: каждый третий (32%) стал платить за товары или услуги при помощи мобильного телефона. 8% россиян используют для бесконтактной оплаты смарт-часы и браслеты, что в 2 раза больше, чем в 2018 году.
Эксперты выяснили, что наиболее популярный сервис среди россиян — Google Pay, им пользются 32% совершавших бесконтактные платежи; на втором месте Apple Pay (30%), на третьем — Samsung Pay (17%). Apple Pay и Samsung Pay чаще используют в Москве и Санкт-Петербурге, а Google Pay — в других крупных городах России.
«Оплата в одно касание является самым предпочтительным способом расчёта за офлайн-покупки для 70% опрошенных в России», — отметил директор по развитию цифрового бизнеса Mastercard в России Дмитрий Тартышев.
По данным Strategy Analytics, рынок носимых устройств за 2020 год вырос на 37%, до 527 млн штук. «С 2015 года мы произвели более 7 млн носимых RFID-устройств для разных сфер применения», — рассказал основатель группы компании ISBC Иван Демидов.
Тот же NFC, только сбоку
Теперь цифровой платеж упакован и в брелок. Вместе с российским производителем бесконтактных платёжных устройств ISBC платежная система Mastercard выпустила брелок с функцией бесконтактной оплаты ISBC Pay. В проекте также участвует европейский разработчик услуг по токенизации Fidesmo.
Технологически в основе продукта лежит NFC-чип и софт Fidesmo. Транзакции производятся с технологией токенизации Mastercard. Технология NFC (near field communication) появилась еще в 2004 году, она позволяет передавать данные между устройствами по беспроводной сети в малом радиусе действия, на расстоянии около 10 см. Она активно используется при оплате как картами, так и смартфонами.
Гаджет в виде брелока создан из пластика и покрыт составом, защищающим краски от выгорания, механических повреждений и влаги. Как утверждают стороны проекта, в отличие от того же смартфона ему не нужна подзарядка, а в отличие от пластиковой карты на нем отсутствуют маркировки и персональные данные владельца. К одному гаджету можно привязать только одну карту, но через приложение можно менять карты с одной на другую. Цена брелока составляет 1490 рублей.
«В интернет-магазинах продается похожая продукция китайского производства, например браслеты и кольца для бесконтактной оплаты, — говорит аналитик «Финама» Игорь Додонов. — Правда, стоят они довольно дорого — в районе 3 тыс. рублей, да и удалять карту и подключать другую, скорее всего, не все из них могут».
Основную конкуренцию брелоку пока будут составлять, полагает эксперт «Финама», умные часы или фитнес-браслеты, к которым тоже можно привязать карту. Однако для этого они должны обладать поддержкой NFC, что будет делать их довольно дорогими.
Тем не менее, уверен аналитик, массовым спросом брелок пользоваться не будет, хотя и найдет своего покупателя. «Вероятно, это будут молодые люди, для которых брелок станет дополнительным модным и функциональным аксессуаром, — считает Игорь Додонов, — особенно с учетом того, что на него в перспективе, как я понимаю, можно будет нанести любую картинку». Пользователями подобных вещей могут стать, вероятно, до 10% владельцев карт MasterCard.
Пока авторы идеи договорились о сотрудничестве всего с восемью банками, причем среди них нет представителей первой тройки. Это Альфа-Банк, Газпромбанк, ПСБ, Почта Банк, МКБ, Россельхозбанк, банк «Открытие» и Татсоцбанк.
В пресс-службе ПСБ «Новому проспекту» рассказали, что в большинстве случаев сотрудничество подобными с сервисами строится на бизнес-моделях без комиссионных. Поставщик платежного сервиса предоставляет подходящее для клиента устройство и продвижение на рынке, а банк поддерживает способ платежа. «Россия в числе лидеров как по цифровизации, так и по количеству карт, привязанных к pay-сервисам, — считают в ПСБ. — В частности, в ПСБ около 20% оборота по торговым операциям с картами составляют токены».
«Популярность гаджетов среди клиентов банка растет, — говорят и в пресс-службе банка «Открытие». — Цифровизация продолжает оставаться одним из ключевых направлений развития клиентского сервиса в банке».
Верной дорогой
Помимо использования всё новых и новых гаджетов российские IT-компании запускают и собственные платежные сервисы. Например, в марте этого года «Яндекс» запустил сервис Yandex Pay. С его помощью можно платить картой, не вводя её данные — они «подтягиваются» из аккаунта на «Яндексе». Сервис работает с картами Mastercard, Visa и «Мир» любых банков, в него можно добавить несколько карт. Однако пока система работает только на сайтах. В «Яндексе» обещают, что в дальнейшем платить через Yandex Pay можно будет в мобильных приложениях, во всех браузерах и в офлайне.
Собственную платежную систему Tinkoff Pay анонсировал Тинькофф Банк. Предполагается, что она объединит электронный кошелек с токенами банковских карт, мгновенную оплату товаров и сервисов онлайн, технологию tap to phone и т.д.