
За последний год количество малых и средних предприятий в России сократилось на 22,5%, заявил сегодня на Всероссийской конференции «Малый бизнес России в условиях борьбы с пандемией» председатель президиума Ассоциации компаний оптовой и розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков. По его статистике, с августа 2019 года в стране закрылись более 1 млн малых и средних компаний.
Основной вал закрытий пришелся на весенний период пандемии и жестких ограничительных мер. «Самыми распространенными причинами простоя или закрытия бизнеса стали проблемы с арендодателями, падение спроса и растущие финансовые издержки», — заявил Сергей Беляков. По его прогнозам, по итогам 2020 года закроется каждое третье малое предприятие страны, и сильнее всех пострадает сфера торговли. «Сегодня в ретейле не очень хорошие показатели у крупных компаний, а у малоформатной торговли они еще хуже. Положительную динамику мы вряд ли увидим», — считает Сергей Беляков.
Постпандемийное падение доходов и потребительского спроса сейчас остро чувствуют все. Надежды государства на то, что «у бизнеса есть жирок, за счет которого он переживет закрытия и остановки», не оправдались. «Денег в малом бизнесе уже нет давно. Он теряет свою маржинальность, превращаясь в работу ради работы. В пандемию многие это поняли», — заявила вице-президент ТПП России Елена Дыбова.
«Обычный малый бизнес в Петербурге — это компания численностью до 15 человек, семейное предприятие или команда друзей», — рассказывает председатель Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. В таких командах теплые личные отношения, нет конфронтации между руководителем и сотрудниками, и важные решения, как правило, принимается коллективно. «Те предприятия, которые закрывались, делали это не столько из экономических соображений, сколько из осознания, что дальше работать бессмысленно», — говорит он. По его оценкам, в Петербурге уже закрылись около 50% работавших малых предприятий, и эти «решения выстраданные и окончательные».
На текущий момент городская статистика неутешительна, отмечает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге Александр Абросимов. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса, за январь-сентябрь количество малых и средних предприятий сократилось на 21,3 тыс. «И ограничительные меры, связанные с эпидемией, стали не единственным фактором, который привел к гибели «малышей», — говорит Александр Абросимов.
По словам председателя совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимира Меньшикова, городские предприниматели, особенно из сферы малоформатной торговли и услуг, остро ощутили падение покупательной способности. «Потери в этой сфере будут ощутимыми. Это приведет к еще большей монополизации торговли сетями, на которые и так уже приходится более 90% оборота розничной торговли в Петербурге», — считает он. По цепочке начнут сыпаться и небольшие производители, которые останутся без сбыта. По данным Александра Абросимова, за 8 месяцев 2020 года объем услуг сократился на 21,1%, оборот общественного питания — на 30%, а промышленное производство — на 4,7%.
Окончательные итоги влияния пандемии на малый и средний бизнес можно будет подвести через полгода. Пока же на рынке слишком велик фактор неопределенности. «Многое будет зависеть от принятия и пролонгации мер поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне», — говорит координатор «Деловой России» по СЗФО Дмитрий Панов. По его мнению, необходимо продлевать действующие меры поддержки бизнеса «в части налоговых, арендных платежей, а также моратория на проверки со стороны контрольно-надзорных органов». «Также важно стимулировать спрос как со стороны населения, так и со стороны государства», — говорит он.
Но у властей нет мобилизационного плана. «Это усугубляет положение бизнеса: непонятно, в каком случае какие меры будут вводиться», — сетует Елена Дыбова. Бизнес и потребители в ситуации неопределенности. В результате бизнес не вкладывает деньги в развитие, а люди — в покупки. «Нужны понятые меры поддержки малого бизнеса со стороны государства. Помогать надо не всем подряд, а именно тем, кто «не умрет завтра». И поддержка должна ощущаться бизнесом как поддержка, а не как отсрочка смерти», — добавил Сергей Беляков.
Все эксперты единодушны: второго локдауна малый бизнес не переживет. «Вторая волна закрытий ни к чему хорошему не приведет ни с точки зрения эпидемии, ни с точки зрения экономики. Все будет плохо. Страна выйдет из второго локдауна с другой экономикой, в лучшем случае схожей с той, что была в 90-е годы», — уверен уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.
«Сегодня у нас не бизнес определяет модель поведения государства, а государство определяет модель поведения бизнеса, постоянно и чрезмерно вмешиваясь в него. Мы сейчас пытаемся получить индульгенцию, чтобы заниматься своим делом и дальше», — резюмировал Сергей Беляков.
Ростки импортозамещения. Как предприятия Северо-Запада становятся автономными
Подробнее
Креативные поглощения. Как новые реалии влияют на сделки
Подробнее
Не выплыл из Оки. Подрядчик банкротит старейший проектный институт Петербурга
Подробнее
Председатель совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков — о пострадавших секторах потребительского рынка и важности правил игры, понятных бизнесу и горожанам.
Владимир Меньшиков
19.08.2021
Из-за роста цен на сырье и материалы под угрозой оказались подрядчики из разряда малого и среднего бизнеса, работающие на рынке госзаказа. По закону они не могут ни избежать убытков, ни отказаться от обязательств.
Ольга Вильде
01.07.2021
Доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии СПбГУ Дмитрий Иванов рассказал, почему россияне не боятся начинать свое дело в кризис и что тормозит развитие малого бизнеса в стране.
Дмитрий Иванов
29.04.2021