Птица счастья, но не сегодня. Партнеры Ильи Клебанова продают птицефабрику
Владельцы Русско-Высоцкой птицефабрики, связанные деловыми отношениями с экс-полпредом президента на Северо-Западе Ильей Клебановым, ищут покупателя на свой актив в Ломоносовском районе Ленобласти. Эксперты говорят, что время для подобных сделок не самое удачное.
О том, что собственники Русско-Высоцкой птицефабрики ищут покупателя на свой актив, «Новому проспекту» сообщили несколько участников рынка, а также источники в правительстве Ленобласти. Информацию также подтвердил глава администрации Ломоносовского района Алексей Кондрашов.
Генеральный директор ООО «ПО «Русско-Высоцкая птицефабрика» на звонки не ответил.
По данным СПАРК, выручка ООО «ПО «Русско-Высоцкая птицефабрика» за 2020 год составила 1 млрд рублей против 1,2 млрд рублей в 2019 году. Чистая прибыль в 2020 году — 817 тыс. рублей против 712 тыс. рублей в 2019 году. Предприятие производит мясо курицы — около 1,35 тыс. т продукции в месяц. Это около 5% от общего объема производства мяса птицы в Ленобласти.
Собственники предприятия — Михаил Осипов (28%), Дмитрий Кожарский (36%) и Любовь Белоус (36%). Предпринимательница — дочь бывшего вице-спикера Законодательного собрания Ленобласти Алексея Белоуса. В областном парламенте ее называли доверенным лицом Ильи Клебанова, что подтверждают данные открытых источников. Любовь Белоус, по СПАРК, выступает совладельцем рыболовецкой компании «Морская звезда» (Калининград) вместе с дочерью бывшего полпреда Екатериной Клебановой (через ООО «НДФ»).
Продать или закрыть
По словам Алексея Кондрашова, планы по выходу из бизнеса владельцев Русско-Высоцкой птицефабрики на днях обсуждались на совещании. «Собственники предприятия сейчас ищут возможность продать активы инвестору, который продолжит заниматься производством куриного яйца», — сообщил чиновник.
Вместе с тем руководство Русско-Высоцкой птицефабрики уже уведомило сотрудников (около 200 человек) о том, что в начале апреля прекратит производство.
В областном правительстве о проблеме знают. «Руководство птицефабрики действительно планирует сокращение рабочих мест. Ситуация находится на контроле регионального комитета по труду и занятости населения. Причиной для принятия такого решения стало снижение объемов производства. Комитет по АПК обсуждает с собственником возможности сохранения предприятия», — сообщили в пресс-службе комитета по АПК.
Участники рынка говорят, что руководство Русско-Высоцкой птицефабрики неоднократно говорило том, что не видит перспектив развития предприятия. Поднимался вопрос о переводе земель, на которых находится птицефабрика, в категорию земель поселения, с тем чтобы в перспективе перевести этот участок под жилую застройку. Однако против ликвидации птицефабрики выступают и районные, и областные власти. Фактически речь идет о том, что возможности перевести земли сельхозназначения под фабрикой в земли поселения не будет.
Между тем участок под предприятием подошел бы под жилищное строительство.
«Данная локация имеет потенциал для развития. Недалеко от этого земельного участка, в Лаголово, будет реализован масштабный жилой проект на 1 млн м2 жилья, так что и в этом районе можно ожидать появления новых проектов жилья массового спроса по доступной цене», — говорит Антон Орлов, директор отдела продажи земли и девелоперских проектов Colliers. По его словам, если территорию в Русско-Высоцком поселении получится перевести в жилую зону, здесь можно будет построить около 1 млн м2 жилья.
Сложные отношения
Дополнительную сложность для реализации планов создает то, что ООО «ПО «Русско-Высоцкая птицефабрика» арендует имущество (землю и птичники) у находящегося в конкурсном производстве ООО «Русско-Высоцкая птицефабрика». В собственности предприятия — комплекс производственных и административных зданий, техника, земля общей площадью 983,8 тыс. м2. Имущественный комплекс неоднократно и безрезультатно выставлялся на продажу за 3 млрд рублей (потом за 2,8 млрд и опять за 3 млрд). Все торги не состоялись из-за отсутствия заявок.
«Возможно, рыночная стоимость имущества успела вырасти. Или бенефициаров банкротства устраивает ситуация, когда имущество использует арендатор и, по сути, зарабатывает на нем», — предполагает руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal Сергей Бакешин.
Он напомнил, что у компании, которая арендует имущество предприятия-банкрота, есть и другие способы приобрести арендуемые активы помимо их покупки на торгах.
«Арендатор, как и любое другое лицо, может погасить все требования кредиторов должника, стать единственным кредитором и забрать имущество себе по мировому соглашению или в качестве отступного», — поясняет Сергей Бакешин.
По предположениям начальника аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрия Кумановского, ООО «ПО «Русско-Высоцкая птицефабрика» может предложить потенциальному покупателю движимое имущество: поголовье птицы, производственное оборудование, сельхозтехнику. Оценить стоимость активов он затруднился.
Не время для продаж
Участники рынка, в свою очередь, говорят, что время для выхода из бизнеса сейчас по объективным причинам неудачное, но мало кто из экспертов готов давать комментарии на эту тему авторизованно.
«Все предложения о покупке и продаже сельхозактивов, в том числе в сегменте птицеводства, я рассматриваю крайне скептически в нынешней ситуации», — комментирует один из собеседников «Нового проспекта».
Высокие риски для птицеводства создает полная зависимость технологических процессов от импортных поставок, начиная с племенного материала и заканчивая компонентами комбикормов и ветпрепаратами. «В птицеводстве мы смогли провести импортозамещение, но только в части конечного продукта — куриного мяса и яйца», — заключил эксперт.
«Тем не менее в долгосрочной перспективе в агропромышленном секторе, и в частности в птицеводстве, могут появиться новые инвесторы», — полагает управляющий партнер Agro & Food Communications Илья Березнюк. По его мнению, в ближайшие годы государство увеличит поддержку сектора, что может привлечь инвесторов в сельское хозяйство, в том числе в проекты развития уже действующих производств.
Другие участники отрасли не исключают возможности национализации некоторых предприятий, где присутствует иностранный капитал. То есть фактически в некоторых проектах инвестором в АПК станет государство, считают они. «В некоторых регионах есть примеры того, что в сельском хозяйстве работают крупные ГУПы, однако пока они неэффективны», — отмечает собеседник «Нового проспекта».
В прошлом году в Ленобласти было произведено 288,6 тыс. т мяса птицы (95,4% к 2020 году). Крупнейшие производители — птицефабрики «Северная», «Роскар», «Русско-Высоцкая».