Птица оказалась слишком жесткой

Аффилированная с экс-полпредом УК «Сигнал» ищет способы выйти из сельскохозяйственного бизнеса, в который она вложила свыше 1 млрд рублей.

Из рук в руки

«Русско-Высоцкая птицефабрика» начала банкротиться в 2013 году. Дела у нее на тот момент обстояли неплохо: она занимала 5% от общего объема производства мяса птицы в Ленобласти и имела проектную мощность в 20 тыс. тонн продукции в год. Однако головная компания — агропромышленный холдинг «ОГО» — переживала конфликт акционеров, и ее структуры банкротились одна за другой.

Власти Ленобласти пытались подыскать птицефабрике инвестора — на тот момент потенциальным покупателем был Никита Мельников, тогда еще владевший птицефабрикой «Синявинская», однако переговоры ничем не завершились. В итоге «Русско-Высоцкая» нарастила долги до 1,7 млрд рублей и в 2016 году произвела всего 3 тыс. тонн мяса. 

В конце 2016 года часть долгов на сумму свыше 1 млрд рублей приобрела аффилированная с семьей экс-полпреда Ильи Клебанова УК «Сигнал». Среди собственников этого юрлица — давняя подруга Ильи Клебанова, дочь бывшего вице-спикера Заксобрания Ленобласти Алексея Белоуса Любовь Белоус, бизнес-партнер экс-полпреда Дмитрий Кожарский, а также Михаил Осипов, бывший замдиректора Санкт-Петербургского монетного двора. Кстати, его сын Антон Осипов руководит предприятием. 

«Сигнал» планировал вложить в проект около 2 млрд рублей, выкупив на торгах имущественный комплекс фабрики. Он выставлен на продажу в рамках урегулирования долгов прежнего собственника. Первоначальная цена — 3,9 млрд рублей. Но торги идут на понижение, и уже сейчас сумма составляет 3 млрд рублей. Победитель будет определен в конце января, но минимальная цена не будет ниже 2,1 млрд рублей. Предполагалось, что на этом этапе имущество и заберет инвестор. Однако что-то пошло не так.

Свернули с пути

Сразу несколько источников на рынке сообщили «НП», что собственники пытаются выйти из сельскохозяйственного бизнеса. «Такой вопрос обсуждается в компании, думаю, в ближайшее время это решение будет принято. Вопрос — кто может заинтересоваться активом», — говорит один собеседник. 

Один из экспертов предположил, что собственники посчитали экономику производства после выкупа имущественного комплекса и решили, что проект для них слишком дорогой. «Наигрались, и это неудивительно. Сельское хозяйство — очень тяжелый бизнес, которым надо заниматься круглосуточно и самому, и иметь хороший опыт, а не просто вливать деньги», — сказал он. По информации другого игрока, инвесторы уже вложили в предприятие около 1 млрд рублей, наладили производство, но не смогли выйти в сети. 

Кроме того, собеседники говорят, что предприятие исторически поставляло продукцию в северные регионы — Карелию, Мурманскую и Архангельскую области. Однако в последнее время продажи упали в связи с тем, что там начали открываться свои мощности. 

В руководстве «ПО Русско-Высоцкая птицефабрика» опровергли планы по продаже, но развернутые комментарии давать не стали. На сайте компании указано, что она производит 18 тыс. тонн мяса в год и выпускает 100 наименований  продукции. Оборот в 2017 году составил 780 млн рублей, а прибыль — 200 тыс. рублей.

Жесткий рынок

«Русско-Высоцкая птицефабрика» — не единственное производство, которое принадлежит непрофильным инвесторам и сейчас выставлено на продажу. Так, например, тщетно пытается продать предприятие по производству мяса индейки «Труд» в Лужском районе депутат Госдумы и совладелец «Форт Групп» Борис Пайкин. Вместо запланированных миллиардных инвестиций он в итоге остановил производство полностью, хотя купил его в 2015 году.

Избавиться от «Русско-Высоцкой» инвесторам будет непросто. Так, в продаже уже несколько лет находится птицефабрика «Приморская», не могут найти покупателей и активы группы «Рубеж» в Новгородской и Псковской областях. Рынок перенасыщен, говорят игроки, а кроме того, у птицеводства практически отсутствует государственная поддержка. 

Как отмечают в ГК «Агриконсалт», рост объемов производства мяса птицы за 2013-2017 годы составил 32% в России, в Ленобласти — 9%. Производство мяса птицы в нашем регионе составило в 2017 году 309 тыс. т. На птицефабрику «Северная» приходится 92% этого объема. По прогнозу Росптицесоюза, в 2018 году производство мяса птицы в России во всех категориях хозяйств может превысить 4,9 млн т, на долю птицы будет приходиться 47% всего производства мяса в стране.

«Птицеводческие предприятия крайне осторожно заявляют о стратегических планах по увеличению мощностей. Речь, скорее, идет о модернизации и сокращении операционных издержек из-за падения розничных цен. Уже в 2018 году в условиях повышения себестоимости и ограниченных возможностей для повышения цен компании могут столкнуться с финансовыми проблемами и сокращать производство», — говорит гендиректор «Агриконсалт» Андрей Голохвастов.

Он добавляет, что общие объемы выпуска продукции могут снизиться из-за проблем у лидеров рынка. «Так, например, белгородские компании холдинга «Белая птица» (четвертый в стране производитель бройлера по итогам 2017 года) сообщили, что приняли решение о самоликвидации. Компания принадлежит структурам Промсвязьбанка. После объявления о его санации в декабре прошлого года у холдинга начались финансовые проблемы», — говорит эксперт.

«Рынок очень жесткий, рентабельность может быть и 1%, а максимум доходить до 10%», — говорит генеральный директор птицефабрики «Синявинская» Артур Холдоенко. В итоге игрокам приходится делать упор на экспорт. Сейчас он составляет 165 тыс. тонн, но Минсельхоз разработал программу, которая, предполагает увеличить его до 350 тыс. т к 2020 году. Еще одно направление, которое может спасти производителей, отмечает Андрей Голохвастов, — это развитие производства колбасных изделий, деликатесных продуктов, готовых к употреблению блюд из мяса птицы.

Фото: Сергей Киселев/Коммерсантъ

Актуально сегодня