Промышленность Петербурга и Ленобласти растет в разном темпе
В Петербурге динамика промышленного производства замедляется, а в Ленобласти, где расположено больше предприятий частного бизнеса, она растет. В причинах сложившейся ситуации разбирался «Новый проспект».
Росстат подсчитал индекс промышленного производства (ИПП) в Петербурге и Ленобласти за первые пять месяцев текущего года. В городе произошло замедление роста ИПП: если по итогам апреля он составлял 111,8%, то в мае — 110,8%. Для сравнения, в Ленобласти рост ИПП за пять месяцев составил 110,4% (ускорение за май — около 1%).
Согласно отчетности Росстата, в Петербурге самый большой рост с начала года показали обрабатывающие производства — на 11,6%. В том числе производство текстильных изделий выросло на 15%, изделий из дерева — почти на 32%, машин — на 12%. А спад произошел в таких секторах, как производство табачных, резиновых и пластмассовых изделий (почти на 5%) и металлургическое производство (11,8%).
В Ленобласти за тот же период больше всего выросло производство электрического оборудования — на 49%, напитков — на 13,6%, химических веществ — на 13,7% и лекарств — на 37,3%. При этом сократились объемы выпуска текстильных изделий (на 30%), бумаги (на 15%) и мебели (более чем на 30%).
Рост вопреки, а не благодаря
Аналитики отмечают, что замедление роста петербургской промышленности в этом году было ожидаемо. «Процесс бурного экстенсивного роста сталкивается с вполне естественными ограничениями, которые связаны с исчерпанием потенциала резервных мощностей», — комментирует экономист, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко.
По ее словам, на это накладывается кадровый кризис. «Те предприятия, у которых есть резерв производственных мощностей хотя бы в 10%, не могут его полноценно использовать из-за нехватки рабочей силы. Это приводит к тому, что люди работают полуторные смены, а это негативно сказывается на производительности труда», — говорит Елена Ткаченко.
По ее мнению, для выхода из этой ситуации нужны инвестиции в создание новых высокотехнологичных производств и новых рабочих мест. «Но всё упирается в высокую стоимость инвестресурсов. Не будет инвестиций — не будет развития. Промышленность уйдет в стагнацию», — переживает экономист.
Тем не менее некоторые отрасли демонстрируют рост. «Производство напитков, текстильных изделий, машин растет на фоне высокого спроса на продукцию и расширения ее ассортимента. Кроме того, в регионе восстанавливают производство бывшие иностранные компании, сменившие собственников», — поясняет директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
Подальше от «оборонки»
Ситуация в Ленобласти обусловлена более высокой, чем в городе, инвестиционной активностью. «Здесь бизнес осваивает новые территории и открывает новые производства. И в регионе не полностью исчерпаны ресурсы имеющихся производственных мощностей. Кроме того, здесь не так остро, как в Петербурге, заметен кадровый кризис», — отмечает Елена Ткаченко.
По ее словам, хороший потенциал развития в Ленобласти имеют не очень капиталоемкие производства. «Это явно не оборонная отрасль — туда предприниматели не идут и там сейчас самый большой провал по мощностям и персоналу. Но исторически так сложилось, что почти вся «оборонка» региона сосредоточена в Петербурге, а не в Ленобласти. С этим связано замедление городской экономики на фоне роста областной», — уверена Елена Ткаченко.
Она обратила внимание на бурный рост в Ленобласти такого сегмента промышленности, как «компьютеры, электроника и оптическая техника». «Он связан с большим спросом на эту продукцию и серьезным потенциалом отрасли. Предприятия и компании из этой сферы более конкурентоспособны на рынке труда, так как могут предлагать сотрудникам привлекательные социальные пакеты и бонусы вроде отсрочки от мобилизации или льготной IT-ипотеки», — считает Елена Ткаченко.
По прогнозам Ярослава Кабакова, дальнейший рост ИПП Ленобласти возможен. «Ключевую роль здесь сыграют стабильность спроса, продолжение инвестиций в модернизацию производственных мощностей и общая экономическая стабильность», — заключил он.