Промсвязьбанк выжимает из солодовни 2,1 млрд рублей
Балтийская солодовенная компания (БСК), поставлявшая сырьё крупнейшим в России пивоваренным заводам, признана банкротом. Основному кредитору — Промсвязьбанку — предприятие должно 2,1 млрд рублей, при этом стоимость имущества солодовни (по бухгалтерскому балансу) оценивается в 735 млн рублей, следует из судебного решения.
Заявление о несостоятельности БСК поступило в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти в августе 2018 года, через 8 месяцев после того, как Центробанк ввел в Промсвязьбанке процедуру санации. На фоне банкротства связь солодовни с выходцами из банка, которая всегда отрицались представителями финансовой организации, стала более явной.
Работа продолжается
Несмотря на банкротство, решение о котором Арбитражный суд утвердил еще 6 декабря, солодовня успешно продолжает работать под началом другого юрлица — ООО «Ностерс», сообщил «Новому проспекту» источник, знакомый с ситуацией. Эта компания фактически владеет заводом в Усть-Славянке (микрорайон Петербурга между Рыбацким и Металлостроем), который арендует Балтийская солодовенная компания, сказал он.
Расположенный здесь производственный комплекс (бывший солодовенный завод «Невский берег») действительно принадлежит «Ностерсу» и с 2011 года сдан в аренду БСК, следует из неоднократных заявлений представителей «Ностерса» и «Невского берега», сделанных в последние годы.
Продукция БСК в ноябре 2018 года была представлена на проходившей в Германии и посвященной напиткам выставке BrauBeviale 2018 от имени компании «Ностерс». Тогда же гендиректор «Ностерса» Андрей Савенков дал интервью профильному изданию profibeer.ru, из которого прямо следует, что завод работает под его началом.
Участники рынка ещё до начала банкротства указывали на возможную связь БСК и «Ностерса» с Промсвязьбанком, считая солодовню одним из побочных бизнесов бывших владельцев банка братьев Ананьевых. Но кредитная организация эту связь опровергала.
Что представляет собой имущество БСК стоимостью 735 млн рублей, которое будет реализовано в ходе конкурсного производства, и в какой степени оно задействовано в производстве «Ностерсом» солода, неизвестно. Сотрудники «Ностерса», которые отвечают по телефонам БСК, от комментариев на эту тему отказались. Конкурсный управляющий солодовни Анна Рулева сообщила, что «не готова об этом говорить».
Впрочем, корреспондент «Нового проспекта», изучая материалы банкротного дела, обнаружил деталь, которая косвенно подтверждает предположение о давней связи банка и БСК. Основным собственником (90,91%) БСК, по данным Kartoteka.ru, является фирма «Рэднор инвестментс энд трэйд лимитед» (Британские Виргинские острова). Интересы этой фирмы в суде в 2012 году представлял юрист Гайдар Е. В., говорится в судебных документах, причем зачастую в таких делах также присутствовал Промсвязьбанк.
Тогда же, в 2012 году, Гайдар Е. В. представлял интересы Промсвязьбанка, но уже в других спорах, а в некоторых документах можно увидеть его полное имя — Гайдар Евгений Валентинович. В 2016 году Евгений Гайдар в составе спортивной команды под названием «Промсвязьбанк» бежал в Иркутске двухкилометровый «Забег добрых дел» (и пробежал его почти за 13 минут). Наконец, именно Гайдар продолжает представлять интересы Промсвязьбанка в спорах 2018–2019 годов. Можно предположить, что до санации банка юрист представлял интересы бывших собственников Промсвязьбанка, а с началом финансового оздоровления он продолжил работу в интересах новой администрации.
Промсвязьбанк настаивает на контроле
В Промсвязьбанке обещали прислать комментарий 21 января, однако не сделали этого. Из материалов дела следует, что новая администрация банка не удовлетворена тем обстоятельством, что БСК признана банкротом по заявлению ликвидатора. Банк хочет признания фирмы банкротом по его заявлению.
Как объяснил «Новому проспекту» юрист Андрей Колин, бывший конкурсный управляющий турфирмы «Нева», интерес банка, судя по материалам дела, заключается в желании назначить в солодовню дружественного арбитражного управляющего и таким образом получить возможность влиять на ход банкротства. В случаях, когда суд признает фирму банкротом на основании заявления кредитора, в качестве управляющего он практически всегда назначает кандидатуру, которая была указана в заявлении, поясняет он.
Выручка БСК в 2016–2017 годах составляла по 2,7 млрд рублей ежегодно, выручка «Ностерса» — в районе 209 млн рублей. Среди крупнейших клиентов Балтийской солодовенной компании в последние годы были пивоваренный завод «Балтика» (входит в Carlsberg), Heineken, Московская пивоваренная компания, «Букет Чувашии». Последние три проигнорировали запрос «Нового проспекта».
В пивоваренной компании «Балтика» сообщили, что трудности БСК вряд ли отразятся на рынке солода, где сейчас нет дефицита. «Наоборот, можно отметить, что мощности солодовен в России, с точки зрения отраслевого баланса, недозагружены. Всего в стране порядка 1,7 млн тонн солодовенных мощностей, а фактическая загрузка, по данным Росстата, — порядка 1,2 млн тонн. Более того, 2018-й год стал рекордным по объему экспорта солода из РФ, за границу было отгружено порядка 140 тыс. тонн», — говорят предаставители пивоваренной компании. «Балтика» больше четырёх лет не закупает солод у БСК, а потребности пивоваренных заводов на 100% обеспечивает ООО «Карлсберг Восточная Европа», уточнили в «Балтике».
Фото: Михаил Солунин/Коммерсантъ
Ранее на эту тему: