Пролетарскому заводу прописали инъекцию в 2,5 млрд рублей
ОСК проведет допэмиссию акций Пролетарского завода объемом 2,5 млрд рублей. Это должно в очередной раз поддержать предприятие, которое испытывает финансовые проблемы, как и другие судостроительные предприятия, входящие в госкорпорацию.
Как указано на сайте Центра раскрытия корпоративной информации, совет директоров Пролетарского завода принял решение о проведении допэмиссии акций в объеме 1,58 млн. Цена за одну акцию составит более 1,6 тыс. рублей. Таким образом, общий объем средств, привлеченных в результате допэмиссии, составит более 2,5 млрд рублей.
«Обычно цена акций определяется исходя из того, сколько готовы заплатить за эти бумаги будущие инвесторы. Но если речь о предприятии, на которое нет спроса со стороны частных инвесторов, то акции оценивают исходя из потребностей самого предприятия», — комментирует аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов.
Это уже вторая эмиссия за текущий год, которая будет размещаться по закрытой подписке среди акционеров компании. На сегодня это Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), АО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (ЦТСС), входящее в корпорацию, и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Летом этого года ОСК в результате первой допэмисии в размере 1,86 млрд рублей увеличила свою долю в Пролетарском заводе с 59,3% до 82,4%, ЦТСС сократил свой пакет с 30% до 4,6%, а у Росимущества осталось 11,6%. Тогда представители завода говорили, что средства, полученные в результате первой допэмиссии, пойдут на модернизацию предприятия и обеспечение операционной деятельности.
«Новый проспект» направил запрос в пресс-службу ОСК с просьбой пояснить цели допэмиссии и возможные изменения в составе акционеров. Ответ пока не получен. Валерий Емельянов считает, что в результате ОСК увеличит свою долю практически до 100%. Что не меняет сути процедуры: государство дофинансирует завод, который на 100% контролирует через свои структуры.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что допэмиссия — оптимальное решение для Пролетарского завода, поскольку это самый дешевый и самый долгосрочный способ финансирования. Причем этот механизм может использоваться и дальше. «В перспективе ничто не мешает корпорации продолжить наращивать акционерный капитал бесконечно долго, это не противоречит закону. Государство считает, что оно обязано поддерживать предприятия стратегической значимости, и оно поддерживает как умеет», — комментирует Валерий Емельянов.
Финансы поют романсы
По мнению источника в отрасли, средства пойдут на покрытие операционных расходов Пролетарского завода. При вхождении в ОСК предприятие имело долги размером более 2,5 млрд рублей, которые до сих пор не погашены.
Финансовое положение Пролетарского завода оставляет желать лучшего. «Результаты предприятия от года к году очень неровные, что, по-видимому, связано с нестабильностью госзаказа. Так, 2017 год Пролетарский завод закрыл с убытком почти в 100 млн, следующий год стал прибыльным, затем в 2019-м снова убыток 44 млн рублей», — отмечает Валерий Емельянов.
«Дела у Пролетарского завода не то чтобы совсем плохи, скорее тут нет оснований для улучшения деятельности. Объем судостроения в РФ невелик, поэтому у завода нет достаточного количества заказов на оборудование. Плюс есть общие проблемы производителей оборудования 2-го и 3-го уровней. Им необходимо расширять номенклатуру выпускаемого оборудования, а для этого нужны капиталовложения, но их нет. Получается замкнутый круг», — комментирует Михаил Барабанов, научный редактор журнала «Экспорт вооружений».
Дмитрий Баранов указывает на дополнительные риски для предприятия. Пролетарский завод расположен вблизи реки, рядом с парками, может возникнуть соблазн вывести его на другую площадку, а участок застроить», — говорит эксперт.
Нерыночные методы
При этом аналитики отмечают, что поддержка ОСК не сможет радикально улучшить состояние Пролетарского завода. «Проблема в том, что выпуск малых серий судового оборудования, на котором специализируется завод, нерентабелен, но в то же время необходим для нужд военного кораблестроения. Государство не в состоянии отказаться от Пролетарского завода и будет вынуждено и дальше поддерживать этот актив», — поясняет Михаил Барабанов.
По его мнению, главная проблема ОСК в том, что она так и не нашла эффективной модели интеграции своего производственного комплекса, поэтому вынуждена решать проблемы отдельных предприятий довольно примитивными инструментами в отрыве от других заводов холдинга.
Валерий Емельянов и вовсе считает, что работа предприятий, входящих в ОСК, не имеет отношения к рыночной экономике. «Логика существования предприятий, входящих в корпорацию, не имеет ничего общего с ожиданием прибыли. Эта структура создана с целью сохранения у России собственного производства кораблей — гражданских и военных. Госкорпорация по своему функционалу напоминает производственные объединения советских лет. Просто в данном случае она организована в виде акционерного общества, и это вызывает иллюзию, что предприятия, которые в нее входят, должны стремиться к прибыли», — заключает эксперт.
Справка «Нового проспекта»:
Пролетарский завод — один из крупнейших в России производителей судового оборудования (судовые движители, рулевые машины, палубные механизмы) и энергетического оборудования. Выручка предприятия, по СПАРК, в 2019 году составила 4 млрд рублей против 3 млрд рублей в 2018 году. Стоимость чистых активов — 1,5 млрд рублей.