«Производство многих вакцин в России и до эпидемии развивалось довольно хорошо»

Фармацевтическая отрасль оказалась одной из тех сфер, которые благодаря коронавирусу ощутили подъем и смогли серьезно нарастить обороты. В начале пандемии многие страны столкнулись с острой нехваткой лекарств, медицинского оборудования и средств индивидуальной защиты, поэтому многие компании, которые до этого не были связаны с медицинской тематикой, стали перепрофилировать часть производства. Фабрики LVMH, французского производителя предметов роскоши, стали выпускать дезинфицирующие средства, а предприятия испанской компании Inditex — защитные маски для лица. Многие крупные фармкомпании значительно ускорили разработку и тестирование новых препаратов для борьбы с ковидом. К началу лета производители лекарств во всем мире создали более 700 видов тестов на коронавирус, разработали 242 потенциальных препарата против вируса и 161 потенциальную вакцину. Не все они оказались эффективными. Но те, что попадут в серийное производство, принесут своим разработчикам огромную прибыль. «Новый проспект» обсудил с игроками российского фармрынка основные изменения в их работе в 2020 году.
Беспалов1.jpeg
Николай Беспалов, директор по развитию RNC Pharma: 

— По нашим прогнозам, в целом фармацевтический рынок России по итогам 2020 года вырастет более чем на 20%. В первую очередь рост обеспечила реализация нацпроекта в сфере здравоохранения. Были выделены значительные государственные средства на закупку препаратов для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Расширялись закупки ряда дорогостоящих препаратов.

В розничном сегменте было несколько волн повышенного спроса на лекарства, связанные с лечением ковида. В частности, на противовирусные препараты, парацетамол, позже — на антибиотики, дексаметазон и другие позиции. Естественно, рост спроса касался и активности производителей. На фоне эпидемии объемы выпуска ряда препаратов увеличивались кратно, но касалось это только отдельных сегментов, имеющих либо непосредственное отношение к лечению коронавируса и сопутствующих проблем, либо опосредованно связанных с эпидемией и социальными проблемами, вызванными этим явлением. В частности, росли продажи антидепрессантов, препаратов йода (поскольку возможности поехать на море были ограничены) и т.д. Суммарный объём рынка по итогам 2020 года составит 1,77 трлн рублей. Около 35% от этой суммы — госсегмент, остальное — розница. 

Заметный импульс получила сфера разработки и производства вакцин. В денежном выражении этот сегмент рынка всегда был относительно небольшим — менее 3% рынка, но прививки всегда играли огромную роль в системе здравоохранения. К тому же последние несколько лет здесь происходило серьезное развитие за счёт расширения календаря прививок и включения в него ряда новых препаратов. Но хочу отметить, что производство многих вакцин в России и до эпидемии развивалось довольно хорошо. Это, в частности, касается вакцин против гриппа, против клещевого энцефалита, гепатита В и желтой лихорадки (в нашей стране она практически не встречается, но для Африки это серьезная проблема, и на данную вакцину есть стабильный спрос). 

Что касается следующего года, то прогнозы довольно пессимистичны. В рознице будет спад, поскольку доходы населения падают. Это приведет к сокращению продаж препаратов. Будут расходоваться запасы, сделанные на фоне острой волны коронавируса. Закупки за счёт средств госбюджета тоже близки к своим пиковым показателям, здесь рост возможен, но едва ли мы увидим по большинству препаратов повторение ситуации 2020 году. Исключение — вакцины от коронавирусной инфекции, объёмы закупок которых в будущем году как раз должны достигнуть пиковых значений. При этом стоимость препарата довольно высока — почти 2 тыс. рублей за две дозы. Нужно около 1,2 млрд доз. Поставки вакцин в таком количестве будут развиваться за счёт кооперации разработчиков с промышленными партнерами, в том числе зарубежными. Кстати, «Спутник» очень интересный препарат. Он вполне может конкурировать с аналогичной продукцией других производителей как с точки зрения эффективности, так и в отношении цены, но успех зависит не только от этих факторов, но и от работы по глобальному продвижению препарата.

Семенов1.jpeg
Александр Семёнов, президент компании «Активный компонент»: 

— В этом году мы запустили новый завод в Пушкине мощностью 250 т продукции в год (это более чем в 2,5 раза больше, чем мы производим на заводе в Металлострое). Это заметно отразилось на объемах производства и продаж. По предварительным данным, наша выручка вырастет почти вдвое: с 1,3 млрд рублей в 2019 до 2,4 млрд рублей в 2020 году. В натуральном выражении мы вырастем с 80 т продукции в 2019 году до 150–160 т в 2020 году. На улучшение финансовых показателей также повлиял повышенный спрос на субстанции для производства «антиковидных» препаратов. Выпуск некоторых продуктов вырос в 2–3 раза.

Думаю, в следующем году мы вырастем в продажах еще на 70%, примерно до 4 млрд рублей. Это произойдет за счет выпуска новых позиций (их будет около 10 за год), а также за счет выхода на экспорт. Мы рассчитываем, что в ближайшие 2 года доля экспорта в общем объеме нашей продукции составит 5–10%, а в 2023 году достигнет 20–25%.

В 2021 году начнем строить новую очередь на площадке в Пушкине. Чтобы удовлетворить растущий спрос, нам понадобится увеличение мощностей. 

Жиренкина1.jpeg
Екатерина Жиренкина, заместитель директора по научной работе СПбНИИВС ФМБА России:

— Мы включились в гонку по разработке вакцины от ковида, хотя еще в январе 2020 года таких планов у нас не было. Нам понадобились новые сотрудники, новые помещения. Это было не так просто — у нас специфичная работа. Люди, которые работают на производстве, в цехе, всё время ходят в защитных костюмах, есть строгие требования к чистоте помещений, к квалификации персонала.

Новую лабораторию мы открыли за 3 месяца: отремонтировали помещения цеха производства готовых лекарственных форм. Попутно столкнулись с перебоями в логистике: в фармацевтике есть общепринятые вещи, которые просто необходимо закупать за границей, и никак иначе. Во время локдауна у нас были проблемы с поставками из-за рубежа, поскольку границы были закрыты. В марте все хотели вакцину. Сейчас ситуация стабилизировалась. Но стресс заставил нас развиваться, а не стоять на месте.

Борисов1.jpeg
Дмитрий Борисов, коммерческий директор НТФФ «Полисан»: 

— Год был для компании непростым. Первый раз мы столкнулись с массовой работой на удаленке. Многие госучреждения ушли на дистанционный режим, что замедлило прохождение документации. В результате цепочки поставок и логистика значительно усложнились и стали дороже. Тем не менее наша компания максимально адаптировалась к изменениям и заканчивает год с положительными показателями.

Из наиболее важных проектов 2020 года выделил бы два. Первый — это запуск маркировки лекарств и ее логичный перенос на более поздний срок. Абсолютно сырая история поставила всю отрасль в неприятное положение. Поскольку в самый разгар эпидемии ковида значительный объем необходимых лекарств был заблокирован на этапах: производство — дистрибуция — аптека. Сейчас мы ждём февраля 2021 года, когда работа системы будет перезапущена. Надеемся, что процессы доработают, упростят, и движение лекарств до пациентов будет нормализовано. 

Второе важное событие 2020 года — это наш проект по расширению мощностей. Ради этого была организована целая операция по согласованию приезда наших чешских партнеров. Это было крайне непросто: приезд группы согласовывали в правительстве. Проект был на грани срыва, но у нас всё получилось. Все необходимые работы были проведены в срок и в полном объёме.

По итогам года в связи с тем, что ряд выпускаемой нами продукции попал в список препаратов, рекомендованных Минздравом для борьбы с ковидом, общий объём производства вырос на 30%.

Что касается 2021 года, то первое полугодие еще будет во власти ковидных тенденций, и это будет основным драйвером рынка. Если со второго полугодия вакцинация даст снижение уровня заболеваемости, может наступить плавное восстановление рынка. А если положительного результата не будет, 2021 год пройдет под тем же трендом борьбы с пандемией. Мы до конца 2023 года планируем вывести в рынок три новых препарата и зарегистрировать ряд новых показаний к уже имеющимся. В общем, продолжаем плавно развиваться.

Актуально сегодня