Производственная немощь. В Ленобласти банкротится завод продавца БАДов для потенции
Фото: Завод им. академика В.П. Филатова
На днях арбитраж ввел процедуру внешнего наблюдения на Заводе им. академика В.П. Филатова. Это неудавшийся проект петербургской компании «РИА Панда», которая 5 лет назад поставляла на рынок препараты для мужской силы, а сейчас находится в процедуре конкурсного производства. Если на завод не придет инвестор, его ждет та же участь, считают эксперты.
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти 22 января 2021 года на полгода ввел в отношении ООО «Завод имени академика В.П. Филатова» процедуру внешнего наблюдения. С иском о признании предприятия банкротом в январе 2019 года в арбитраж обратился «ЮниКредит Банк Чешская Республика и Словакия, a.c.». В середине судебного процесса его заменил процессуальный правопреемник — АО «Экспортная гарантийно-страховое общество». Причиной разбирательства стал кредита в 700 млн рублей, который компания «РИА Панда» взяла в чешском банке в 2010 году. Завод им. академика В.П. Филатова выступал по этому кредиту созаемщиком.
Черная полоса затянулась
Завод им. академика В.П. Филатова — это инвестиционный проект, который «РИА Панда» намеревалась реализовать в Гатчинском районе Ленобласти. По плану предприятие стоимостью более € 50 млн должно было выпускать лекарства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и антигистаминные препараты.
Проект с самого начала преследовали неудачи. «РИА Панда» намеревалась запустить завод в 2007 году, но строительство завершилось лишь в 2015 году. Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, компания долго не могла взять кредит в российских банках, и в итоге нашла средства в чешском Unicreditbank. Во-вторых, завод испытывал проблемы с подключением к инженерным коммуникациям.
Но даже после завершения строительства предприятия черная полоса не закончилась. По данным источника «Нового проспекта» в администрации Гатчинского района, производство так и не было запущено из-за сложностей с получением лицензии на выпуск препаратов.
Сил не хватило
Параллельно финансовые проблемы возникли и у «РИА Панда». В 2016 году Роспотребнадзор запретил продажу ее основных на тот момент продуктов, биодобавок «Али капс» и «Сеалекс форте», из-за того, что в их составе обнаружился тадалафил — действующее вещество, используемое в рецептурных лекарственных препаратов для повышения потенции. По итогам 2016 года продажи БАДов у «РИА Панда» упали 2 раза, до 2,3 млрд рублей, а общий объем продаж сократился на 27,5%, до 3,6 млрд рублей.
Тогда компания рассчитывала поправить свое положение за счет запуска завода под Гатчиной, но уже в 2017 году оказалась под градом банкротных исков. Сначала с такими требованиями в суд обратился дистрибьютор ООО «Набисс», но впоследствии он отозвал заявление. Затем иск на сумму более 2 млрд рублей зарегистрировала ФНС. А в 2018 году банкротный иск подало АО «Медиа-инстинкт», которому «РИА Панда» задолжала более 11 млн рублей. Суд встал на сторону истца и ввел у ответчика сначала процедуру внешнего наблюдения, а 28 октября 2020 года начал в отношении компании конкурсное производство.
В августе 2020 года в арбитраж пошла администрация Гатчинского района. Чиновники через суд намеревались взыскать с «РИА Панда» 80 млн рублей за аренду земельного участка площадью 0,83 га, на котором построен Завод им. академика В.П. Филатова, а также расторгнуть этот договор и передать землю комитету по управлению имуществом Гатчинского района. Этот иск суд удовлетворил 22 декабря 2020 года.
А инвестора всё нет…
Эксперты считают, что Завод им. академика Филатова вряд ли избежит банкротства: найти покупателя будет сложно. «Это непростой актив. Завод, построенный несколько лет назад, наверняка уже не соответствует современным требованиям к фармпроизводству, поскольку они регулярно меняются. Так что потенциальному покупателю завода придется инвестировать и в обновление оборудования, и в перезапуск завода», — считает генеральный директор компании «Полисан» Дмитрий Борисов.
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов указывает на еще одну важную проблему завода — отсутствие у него собственного портфеля препаратов.
Аналитики отмечают, что профильные инвесторы предпочитают стоить фармацевтические заводы самостоятельно, в соответствии со своими требованиями, либо покупать всё же действующие производства. «В данном случае вопрос будет заключаться в цене. При большом дисконте, например в 20% от реальной стоимости, покупатель, возможно, и найдется», — считает Дмитрий Борисов.
Николай Беспалов оценивает заводскую «коробку» в несколько миллиардов рублей без учета технологического оборудования. «Чисто теоретически покупка этого завода может заинтересовать, например, кого-то из иностранных производителей, желающих локализовать производство в России», — рассуждает эксперт.
Фарма на подъеме
По предварительным прогнозам RNC Pharmа, фармацевтический рынок России по итогам 2020 года вырос более чем на 20%, до 1,77 трлн рублей. Около 35% от этой суммы — госсегмент, остальное — розница.
Рост был обеспечен в первую очередь за счет реализации нацпроекта в сфере здравоохранения: государство выделяло значительные средства на закупку препаратов для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний и расширило закупки многих дорогостоящих препаратов.
Положительно отразились на рынке и несколько волн повышенного спроса на лекарства для лечения ковида. Однако на 2021 год аналитики дают пессимистические прогнозы, прежде всего связанные с ожиданием спада розничных продаж. «Продолжается падение доходов населения. Люди расходуют запасы, сделанные на фоне острой волны коронавируса. Небольшой рост возможен в сегменте госбюджета. Но ситуация 2020 года по большинству препаратов вряд ли повторится», — прогнозирует Николай Беспалов.
ООО «РИА Панда» создано в 1996 году. Компания начинала как рекламно-информационное агентство, специализирующееся на обслуживании фармацевтических компаний. Собственником компании, по данным СПАРК, является предприниматель Игорь Воробей. В 90-е годы часть расчетов осуществлялась товарами, и «РИА Панда» вынужденно оказалась в роли дистрибьютора фармпродукции. Эта деятельность оказалась более экономически выгодной, чем рекламная, и позже компания переключилась сначала на дистрибуцию лекарственных препаратов, а потом и на производство БАДов.
Основными брендами «РИА Панда» были «Сеалекс» и «Али капс». В 2015 году DSM Group включила эти биодобавки в топ-10 по объему аптечных продаж в России, а общий объем продаж БАДов компании оценивался в 4,5 млрд рублей. В 2019 году выручка компании составила 186 тыс. рублей, прибыль — 83 млн рублей.