Производители молока в Псковской области переживают не лучшие времена
«Проверок в регионе у нас хватает, только проверяют не тех. Проверяющая сторона думает о том, как наказать, никто не задумывается о том, как помочь настоящим производителям, обеспечить им нормальное существование. С фальсификатом не борются. Хотя все очень просто – попросить документы и посмотреть, сколько купили жира и куда он пошел», – говорит генеральный директор АО «Пушкиногорский маслодельно-сыродельный завод» Николай Щураков.
По его словам, властям необходимо на федеральном уровне провести четкую границу между натуральным продуктом и молокосодержащим товаром. «Давайте называть вещи своими именами: масло – это масло, а не спред, не маргарин, творог – это творог, а не творожный продукт. Повесить таблички на магазинных полках – не решение проблем. Нужно четкое разделение между натуральным продуктом и молокосодержащими продуктами», – говорит эксперт. В настоящий момент объем некорректно маркированной продукции оценивается Роспотребнадзором в 6-7% по всей стране.
Председатель Комитета по сельскому хозяйству и государственному техническому надзору Псковской области Николай Романов поддерживает Николая Щуракова и считает, что производителям, работающим с качественным сырьем, нелегко конкурировать с производителями фальсификата: натуральный продукт не может стоить дешево, а покупательская способность населения падает, в итоге в борьбе за покупателя выигрывают недобросовестные производители, которые снижают себестоимость продуктов за счет добавок. К местным производителям продукции со стороны проверяющих органов претензий нет.
«В наших местных производителях мы уверены, переработка молока находится на жёстком контроле, все наши предприятия проходят регулярные и серьезные проверки. мы поставляем на рынок качественную продукцию. Вопросы возникают к качеству молочной продукции, которая поставляется на наш рынок из других регионов, всепоставки не могут быть проконтролированы в полном объеме». По итогам прошлогодних проверок местным Роспотребнадзором признаки фальсификации выявлены в 26 образцах (11,8%) продукции производителей других регионов Российской Федерации, в том числе масло – 38,4%, сметана – 11,5%, сыр – 38,5%, творог – 7,7%, молоко ультрапастеризованное – 3,8%.
По мнению Николая Романова, вопрос борьбы с фальсификатом должен решаться не на региональном, а на федеральном уровне. Свою лепту в поддержку производителей фальсификата вносят и сетевые магазины, говорит один из игроков рынка: им выгодно вводить в заблуждение потребителей, ведь их задача – сбыть товар.
В середине этого года Управление Роспотребнадзоранашло фальсификат на прилавках псковских «Магнита» и «Пятерочки». По результатам протоколов лабораторных испытаний, проведённых АЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области», в образцах установлено несоответствие массовой доли жира (м.ж.д.) и массовой доли белка (занижены), заявленной в маркировке, что является нарушением требований технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части маркировки», ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», а также требований ГОСТ 31450-2013 «Молоко питьевое. Технические условия», ГОСТ 31452-2012 «Сметана. Технические условия», ГОСТ 31454-2012 «Кефир. Технические условия», ГОСТ 31455-2012 «Ряженка. Технические условия». Юридические лица ООО «Агроторг», АО «Тандер» продавцы несоответствующей продукции на территории Псковской области приглашены для составления протоколов об административных правонарушениях и выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В Национальным союзе производителей молока (Союзмолоко) считают, что очень общая формулировка в законе, предусматривающем раздельную раскладку на полках магазинов, который вступил в силу с 1 июля 2019 года, дает такую лазейку: «Поэтому сегодня, после нескольких месяцев с момента вступления закона в силу, мы видим такое разнообразие вариантов его исполнения. Кроме того, у сотрудников магазинов на местах периодически возникают трудности с определением, какой продукт должен считаться молочным, а какой - с заменителем молочного жира. Так, мы наблюдаем распространенную проблему с некорректной выкладкой глазированных сырков или растительных напитков», говорит директор по связям с общественностью и госорганами Союзмолоко Мария Жебит.
Председатель совета директоров ЗАО «Великолукский молочный комбинат» Дмитрий Матвеев, чье предприятие обеспечивает до 40% региональной потребности в молоке, сетует на то, что с каждым годом этот процент растет. По мнению одного из игроков рынка, у ответственных производителей в регионе слишком много проблем: нет должной поддержки со стороны властей, невозможно взять кредиты в банках на развитие производства, проблемы с транспортной доступностью – долгое плечо доставки из-за раздолбанных дорог, когда производителям приходится объезжать лишние 100 километров, а также – честность местных производителей: «Не научились мы химичить». И добавляет: «К сожалению, наши проблемы нам приходится решать самим – там, где начинается Москва, заканчивается Россия».