Производители мебели ушли в сеть
В конце апреля о переводе всех розничных продаж в интернет объявил один из крупнейших производителей мебели на Северо-Западе РФ — Первая мебельная фабрика. До кризиса, вызванного эпидемией коронавируса, компания использовала возможности виртуальной реальности для продвижения продукции: онлайн-продажи кухонь были востребованы слабо, поясняют на фабрике. Толчком для экстренного выхода в интернет стало апрельское 70%-ное падение объемов производства, вызванное прекращением потока заказов из-за остановки розничных продаж. Эта продукция не попала в список предметов первой необходимости, и все мебельные офлайн-салоны были закрыты с конца марта.
Процесс снятия короновирусных ограничений не обещает быть быстрым. Поэтому Первая мебельная фабрика возлагает на онлайн-продажи большие надежды: предприятие рассчитывает реализовать через этот канал в 2020 году кухонь на 350 млн рублей. Кроме того, данный шаг позволит компании частично загрузить производственные мощности уже сейчас.
Действительно, онлайн-продажи мебели уже несколько лет подряд демонстрируют ежегодный рост, отмечают аналитики. Так, в 2018 году потребители купили мебели в интернете на 120 млрд рублей, подсчитали в АКИТ. По докризисным оценкам аналитиков Admitad, ежегодный рост онлайн-продаж в этой категории составлял 10–12%. Режим вынужденной самоизоляции способствовал всплеску интереса к онлайн-покупкам. Так, в марте спрос на мебель и товары для дома вырос в 1,4 раза, в апреле — в 2,9 раза, подсчитали в Admitad. По мнению генерального директора Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимура Иртуганова, в течение ближайших 2 лет через интернет мебельщики станут удаленно продавать 30% своей продукции. Емкость данного канала сбыта он оценивает в 150 млрд рублей.
«Покупатели и так всё чаще используют интернет для покупок, и режим самоизоляции только усилил этот тренд», — отмечает генеральный директор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков. Действительно, спрос на мебель и товары для интерьера в России, рухнувший на 60% сразу после введения режима самоизоляции, начал восстанавливаться во второй половине апреля, отмечается в исследовании лаборатории «СберДанные». Причем доля интернет-платежей за эти категории покупок в апреле увеличилась на 37% по сравнению со средним значением I квартала 2020 года, которое оценивается в 14%, говорится в отчете.
Сейчас большинство предприятий вынуждены продавать свои товары онлайн из-за того, что закрыта офлайновая розница, и многие там и останутся после окончания вынужденной самоизоляции, отмечает аналитик ИК «Финам» Алексей Коренев. Он ожидает краткосрочного всплеска покупательской активности в офлайне после снятия ограничительных мер, о которых сегодня объявил глава государства. После реализации отложенного спроса на мебель, мебельный ретейл ждет длительный спад, обусловленный сокращением платежеспособного спроса и падением доходов населения. Восстановление рынка начнется не ранее 2021 года, а выхода на докризисные объемы продаж раньше 2022 года ждать не стоит, отмечает Алексей Коренев. Он считает, что экстренное открытие мебельщиками интернет-продаж действительно помогло в какой-то мере загрузить простаивающие производства, но волшебной палочкой для преодоления кризиса не станет.
Для того чтобы полноценно освоить новый канал продаж, мебельной промышленности предстоит полностью переосмыслить и изменить существующие бизнес-процессы: в интернете потребитель ведет себя по-другому и выбирает другие товары, нежели в обычных магазинах, отмечает генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. Он уверен, что после кризиса актуальной будет стратегия омниканальности, в первую очередь предполагающая выстраивание бизнеса «от маркетинга, а не от производства». Онлайн-торговля — существенная часть этой стратегии, но не единственная: желающие добиться успеха компании должны одновременно использовать все каналы коммуникации с потребителями, отмечает он.
Выстраивание и внедрение стратегии омниканальности — это долгосрочный проект, требующий больших инвестиций. Это нельзя сделать «на коленке», говорит Иван Федяков. И судорожные попытки мебельных компаний срочно компенсировать убытки экстренным открытием интернет-продаж с большой долей вероятности могут не сработать. Для того чтобы получать новые заказы и загрузить производство «здесь и сейчас», мебельным фабрикам стоит налаживать отношения с уже работающими онлайн-площадками интернет-торговли, маркетплейсами, параллельно занимаясь разработкой омниканальной стратегии, говорит Иван Федяков.
Уже сейчас онлайн-продажи мебели у компаний, которые к этому заранее готовились, выступают третьим по величине каналом сбыта, подчеркивает Тимур Иртуганов. «Мы работаем с нашими партнерами, у которых были интернет-магазины, с как таковыми интернет-магазинами, с зарубежными партнерами (мы производим отгрузку за рубеж). Наверное, это все каналы продаж, которые сейчас функционируют», — говорит коммерческий директор компании Rivalli Евгений Леонтьев. По его словам, торговля через интернет обеспечивает его компании сейчас около 30% докризисного объема реализации. В то же время, по данным АМДПР, до настоящего времени 34% мебельных производств России вообще не продавали товары через интернет.
Фото: Григорий Собченко/Коммерсантъ