Проект на полмиллиарда рублей пошел лесом

Запрет на экспорт круглого леса поставил крест на проекте, который финский лесопромышленный гигант Stora Enso собирался реализовать в Новгородской области. Как стало известно «НП», инвестор отказался от расширения своего производства в Любытинском районе стоимостью более 500 млн рублей.

Финская корпорация Stora Enso отказалась от проекта модернизации и расширения производства своего дочернего предприятия ООО «Сетново» в поселке Неболчи Любытинского района Новгородской области. Как рассказал «НП» источник, знакомый с ходом реализации инвестпроекта, окончательное решение принято, и поводом для него послужили запрет на экспорт круглого леса с 1 января 2022 года. Дополнительным фактором стала общая нестабильность российского законодательства. «С момента объявления о планах по расширению завода в Неболчах в июне 2018 года законодательство в сфере ЛПК поменялось 4 раза. Иностранные инвесторы такое не приветствуют», — пояснил собеседник издания.

Инвестиционное соглашение о реализации проекта в Неболчах Stora Enso и власти Новгородской области подписали в начале июня 2018 года. Инвестор намеревался за 2 года и чуть более чем за 520 млн рублей модернизировать производственные линии лесоперерабатывающего завода «Сетново» и за счет этого увеличить выпуск строганых пиломатериалов до 50 тыс. м3 в год и топливных пеллет на 14 тыс. т в год, или почти на треть. Дополнительное сырье предполагалось получать с делянок Боровичского и Пестовского районов Новгородской области.

Однако инвестору так и не удалось приступить к реализации проекта, а решение президента РФ о запрете на вывоз необработанной древесины с 1 января 2022 года и вовсе поставило крест на проекте. «Далеко не вся заготавливаемая на делянках древесина подходит для лесопильного производства. Остается много некондиционной древесины, которую раньше предприятие экспортировало. Запрет экспорта делает заготовку леса совершенно невыгодной», — объясняет собеседник «НП».

НИЧЕГО УДИВИТЕЛЬНОГО

Эксперты считают, что в такой ситуации решение финнов закономерно. По мнению генерального директора Национального лесного агентства развития и инноваций Виталия Липского, опасения Stora Enso в части нерентабельности лесозаготовки справедливы. В Новгородской области действительно нет перспектив продажи балансов (отходов лесозаготовки, не пригодных для производства пиломатериалов). Основными их покупателями являются либо производители плит OSB и ДСП, либо целлюлозно-бумажные комбинаты, однако первым такое количество сырья не нужно, а ЦБК в Новгородской области нет, поясняет Виталий Липский. «Раньше выходом из ситуации был экспорт балансов в Финляндию, но со следующего года это станет невозможно», — говорит эксперт.

Государство планомерно и целенаправленно проводит политику, направленную на ограничение экспорта и увеличение объемов переработки древесины внутри страны, согласен глава Союза лесопромышленников Ленобласти Юрий Орлов. Однако в такой ситуации значительно ухудшится положение не только лесозаготовительных предприятий, которые не занимаются глубокой переработкой, но и у переработчиков древесины, считает Юрий Орлов. «У них ухудшатся финансовые показатели, поскольку они зачастую экспортируют отходы производства, не востребованные в России: балансы, щепу и так далее», — отмечает эксперт. «Российский рынок мал. Если всех лесозаготовителей и производителей закрыть в его пределах, лишив экспорта, то большинство тут и умрет», — согласен Виталий Липский.

Для инвесторов не так важен уровень текущей фискальной нагрузки, как постоянство правил игры, а при беспрестанном изменении ее условий невозможно просчитать экономику проектов, рассуждает аналитик ИК «Финам» Алексей Калачев. Это особенно актуально в ситуации глобальной экономической неопределенности и повсеместного снижения деловой активности, указывает он. «Подъема в экономике не наблюдается, и приток внешних инвестиций падает», — резюмирует Алексей Калачев.

Действительно, в 2020 году поток новых прямых иностранных инвестиций в Россию сократился по сравнению с 2019 годом в 20 раз, с $28,9 млрд до $1,4 млрд, свидетельствуют данные ЦБ РФ по платежному балансу. Новгородская область же в 2020 году и вовсе осталась без внимания иностранных инвесторов, следует из статистики Центробанка. Объем прямых иностранных инвестиций в обрабатывающие производства региона в январе-сентябре был равен нулю, в то время как за аналогичный период 2019 года зарубежные инвесторы вложили в предприятия региона более $2,2 млрд.

Примечательно, что руководители лесопромышленных предприятий не готовы комментировать ситуацию в отрасли авторизованно. «Решение Stora Enso свернуть инвестиционную активность в России в нынешних условиях можно считать закономерным», — считает один из участников рынка. «Я думаю, что в ближайшее время можно ожидать, что другие инвесторы — и российские, и иностранные — будут отказываться от запланированных ранее проектов по расширению. Можно даже ожидать ухода из России ряда зарубежных компаний», — уверен собеседник «НП». «В таких условиях неопределенности никто вкладывать деньги в отрасль не будет», — более категоричен другой руководитель лесопильного предприятия. Еще один из участников рынка уверен, что, «возможно, государство готовит передел леспромышленного рынка — только в таком случае можно объяснить действия федерального центра, направленные на то, чтобы убрать часть действующих арендаторов лесного фонда, сделав их бизнес неприбыльным».

Отказ Stora Enso от проекта в Неболчах не станет примером для подражания для других иностранных инвесторов, полагает Виталий Липский. «Однако если государство будет продолжать абсурдную протекционистскую политику, выражающуюся в запрете экспорта балансов, щепы, плитной продукции, то в Россию просто нецелесообразно станет инвестировать», — рассуждает он.

КУРС НА ПЕРЕРАБОТКУ

Российские власти уже несколько лет держат курс на ограничение экспорта древесины и стимулирование ее переработки в России. Например, в 2018 году вводился временный запрет на экспорт березового кряжа. В прошлом году президент РФ дал поручение разработать меры по полному запрету экспорта круглого леса с 2022 года. Как говорили чиновники, эти меры призваны способствовать в том числе декриминализации лесного комплекса (то есть сокращению «серого» оборота необработанной древесины). Кроме того, президент РФ заявлял, что нужно «развивать бизнес и стимулировать потребление продукции лесного хозяйства отечественной экономикой». Как предполагают некоторые участники отрасли, такие меры вводились в интересах крупных отечественных лесопромышленных комплексов (в том числе «Свеза», Segezha Group). 

Намерения властей сократить экспорт можно пояснить благими намерениями. Так, развитие производства в России продукции деревообработки с высокой добавленной стоимостью теоретически может дать толчок для развития лесной отрасли. Но сейчас в стране нет того объема мощностей, которые смогут переработать всё древесное сырье, неавторизованно отмечают представители отрасли. На строительство новых заводов и формирование их сбыта нужно время. А при единовременном введении запрета на экспорт без работы останутся десятки тысяч человек в регионах. 

СПРАВКА «НОВОГО ПРОСПЕКТА»: 

ООО «Сетново»

зарегистрировано в 2002 году. Уставный капитал компании составляет 874,8 млн рублей, 100% долей общества принадлежат Stora Enso Wood Products Oy Ltd. Запуск производства в Неболчах состоялся в 2004 году, тогда предприятие производило 75 тыс. м3 пиломатериалов в год. В 2006 году Stora Enso начала расширение мощностей и в 2008 году запустила производство пеллет. Сейчас завод «Сетново» выпускает ежегодно 220 тыс. м3 пиломатериалов, в том числе 30 тыс. м3 строганых и 35 тыс. т пеллет в год. Всего за 2004–2018 годы финский концерн вложил в предприятие около 3,3 млрд рублей. В 2019 году выручка ООО «Сетново» составила 2,7 млрд рублей, что сопоставимо с показателем 2018 года, однако чистая прибыль сократилась в 16,6 раза, до 32,6 млн рублей.

По данным Росстата, в 2020 году производство пиломатериалов в России составило 28,6 млн м3, что на 4,4% меньше, чем в 2019 году. Аналитики связывают падение со спадом спроса на данную продукцию в Европе из-за последствий пандемии и антикоронавирусных ограничений: до 70% российских пиломатериалов идет на экспорт.

Фото: Влад Некрасов / Коммерсантъ

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня