Привилегии для хитрых
В этом году участники рынка информационных технологий получили беспрецедентные привилегии. Но эти льготы могут использоваться также для отмывания доходов и сокрытия налогов. В борьбе с такими схемами государство ужесточает требования к добросовестным IT-компаниям.
Основное условие получение предоставления преференций — наличие аккредитации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. В действующий реестр внесено более 28,7 тыс. организаций. Однако с 1 августа чиновники прекратили принимать заявления.
Всё на благо программиста
Самые существенные льготы законодатели предоставили разработчикам программного обеспечения — компаниям, в которых работает не менее семи человек, получающим от профильной деятельности не менее 90% дохода. Такие организации освобождаются от налога на прибыль, страховые взносы на заработную плату снижаются почти в 4 раза, а по многим налогам предоставляется отсрочка. Продажа включенных в реестр отечественных программных продуктов и баз данных также освобождается от НДС.
Еще в марте правительство России гарантировало аккредитованным организациям трехлетнюю защиту от проверок, в том числе фискального ведомства. «Это снизит административные издержки бизнеса и позволит сконцентрироваться на решении основных задач», — отмечают в цифровом ведомстве. Правда, такой мораторий не распространяется на многочисленные ревизии, которые не регулируются общим законом, в том числе административные расследования, валютный, таможенный, экспортный, миграционный и антимонопольный контроль, проведение оперативно-разыскных мероприятий, проверки прокуратуры и многие другие виды надзора.
Также IT-компании вправе претендовать на льготное кредитование (под 3-5% годовых). В качестве меры по повышению спроса государство субсидирует приобретение российского программного обеспечения субъектами малого и среднего бизнеса с 50%-ной скидкой.
Самим айтишникам обещана отсрочка от призыва в армию. Но на эту привилегию могут рассчитывать только имеющие диплом о высшем образовании по ряду технических специальностей (включая математику и физику, авиа-, ракето- и кораблестроение, машиностроение и прикладную механику, ядерные технологии и др.). Кроме того, молодой специалист должен проработать в аккредитованной компании не менее 11 месяцев или трудоустроиться в неё в течение года после окончания вуза. Подать заявку на отсрочку от ближайшего осеннего призыва работодателям предписывалось до 11 августа.
В свою очередь, частнопрактикующие программисты, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели или самозанятые, должны платить налоги на общих основаниях. Партнер «Пепеляев Групп» Сергей Сосновский критически оценивает предоставление им особых льгот. «Если программистов признали солью земли и главной профессиональной группой, которую надо поддерживать, может быть, они возьмут на себя бремя платить хоть что-то? Хотя чтобы иметь моральное право на пабликах и в курилках говорить: «Я плачу налоги, и поэтому…»
Много званных, но мало избранных
Сами правила аккредитации были приняты больше 10 лет назад. «Обратиться за ней может организация, работающая в сфере IT, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Подать заявку можно через Госуслуги. Заявления принимаются только от юридических лиц, а решения об аккредитации выносятся в течение одного рабочего дня», — поясняют в Минцифры. Единственное условие — декларирование соответствующего вида деятельности (в ЕГРЮЛ должен был отмечен один из соответствующих кодов ОКВЭД).
Однако 1 августа эти правила утратили силу, и чиновники прекратили принимать заявления на аккредитацию. Новый регламент пока еще официально даже не разработан. В цифровом ведомстве предлагают снизить долю профильной выручки с 90% до 30%. Новым налогоплательщикам (стартапам) потребуется предъявить разрабатываемый IT-проект и сообщить, на какой стадии реализации он находится.
С другой стороны, для аккредитации компании должны будут вести раздельный бухгалтерский учет доходов и выплачивать 80% сотрудников заработную плату не ниже средней по стране (около 62,5 тыс. рублей). «На компании увеличивается административная нагрузка, к ней не приспособлены стартапы, работающие по упрощенной системе налогообложения», — убежден управляющий партнер компании Quattor Advisory Гайк Мартиросян.
Не смогут получить привилегии организации с прямым или косвенным государственным участием, тогда как сейчас в реестр включены десятки госпредприятий, включая структуры Управления делами президента России, ФСБ, ФСО и других ведомств. Кроме того, льгот лишатся кредитные организации, операторы связи и многие другие организации. «В этом случае им целесообразно зарегистрировать дочерние компании. Например, так поступают банки, у которых довольно большой штат разработчиков информационных продуктов, однако основной всё равно остаётся финансовая деятельность», — полагает управляющий партнёр консалтинговой компании Sona Private Consulting Наринэ Беглярова.
Интеллектуальная прачечная
Впрочем, аккредитация и получение преференций носят заявительный характер: ни Минцифры, ни фискальное ведомство не проверяет фактическое осуществление деятельности, наличие у налогоплательщика квалифицированного персонала и иных ресурсов. По мнению экспертов, это может способствовать тому, что при правильной подготовке документов налоговыми и другими льготами смогут воспользоваться далекие от IT-сферы компании.
Более того, получившие аккредитацию фирмы могут использоваться для фактического отмывания доходов. Руководитель практики налогового права юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Сергей Колесников не исключает, что не имеющие никакого отношения к информационным технологиям компании смогут воспользоваться налоговыми льготами, в том числе заключая фиктивные сделки на оказание соответствующих услуг (разработка ПО, сайтов и так далее). В этом случае они будут формально выполнять установленные для IT-сферы условия. А в условиях трехлетнего моратория на инспекции «мытарям» будет затруднительно выявить даже явные нарушения. Хотя, по словам партнера юридической фирмы ASB Consulting Group Татьяны Лукьяновой, налоговые органы в рамках камеральных проверок вправе осуществлять проверку деклараций по налогу на прибыль и расчетов по страховым взносам.
По мнению президента IW Group Алексея Синицы, псевдоайтишникам не представит большой сложности преодолеть предлагаемый порог профильной выручки в 30%, тогда как непрофильные доходы (так называемые технические транзакции) есть у добросовестных участников рынка: «Например, сдача помещений в субаренду дочерним компаниям, дивиденды от дочернего IT-бизнеса, возврат процентов с финансирования связанных бизнес-единиц, «лишняя» выручка за счет курсовой разницы и так далее», — поясняет генеральный директор WaveAccess Александр Азаров.