Припарка для турбизнеса. Экспертный кофе с «НП»


— Мы в этом году замечательно съездили с семьями в Калининград, — начала дискуссию Марина Горлачёва, партнёр CLC, — и на человека у нас вышло примерно по 45 тыс. рублей расходов. Вернулись довольные, а потом расстроились, потому что узнали, что могли съездить в этот тур за счёт своей компании. Оказывается, с 1 января 2019 года в России действует новая редакция статей 255 и 277 Налогового кодекса РФ. Согласно этим поправкам, теперь работодатели, которые покупают туристические продукты для своих работников — не отдельно отели, билеты на самолёт и экскурсии, а всё вместе в рамках единой путевки, — могут эти затраты учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. 

По словам Марины, она сразу села за закон и калькулятор и принялась считать: что она и ее партнёры выиграли бы как совладельцы бизнеса, если бы оплатили свои поездки не из личных средств, а из средств фирмы: 

— Вот что получается. Всего работодатель может пускать на путёвки до 6% расходов на оплату труда, но не более 50 тыс. рублей на одного человека в год. Для примера возьмём фирму, где расходы на зарплату составляют не меньше 2 млн рублей в месяц. Меньше — это уже малый бизнес, который весь сидит на упрощёнке, его эти поправки не касаются. А мы возьмем 10 млн, чтобы легче было считать. От них 6% — это 600 тыс. рублей. Соответственно, мы можем купить 12 путевок по 50 тыс. рублей...

— По 43,5 тыс. рублей, — поправила Марину Горлачёву её бухгалтер Илона. — Потому что НДФЛ эти расходы всё-таки облагаются. Впрочем, 6500 рублей потом можно удержать из зарплаты работника. Но если путёвка берется для его родственника, который не является сотрудником компании, то и удержать нельзя. 

Тут в диалог вмешался Павел Киселёв, член правления Лиги туроператоров Санкт-Петербурга:

— Этот закон абсолютно нерабочий. Мы сами активно принимали участие в его обсуждении на стадии подготовки, ездили в Москву к сенатору Фомину, потому что надеялись, что он поможет турбизнесу. Ведь именно для турбизнеса он готовился. Потому в нём и написано, что не за бронирование номера в отеле и не за покупку билета на поезд работодатель получает вычет, а за турпутёвку.

— Я так понимаю, это потому что отелям и так неплохо живётся, — вставила Марина Горлачёва и обратилась к Татьяне из отеля VOX. — Татьяна, вот ваш отель активно с турфирмами сотрудничает? Какой процент бронирований от них приходит?

— У нас до 40% дают турфирмы, — ответила Татьяна. — Мы находимся у метро, в самом центре, и у нас больше 70 номеров, поэтому к нам едут группы. Хотя в высокий сезон для нас эти группы не столь привлекательны, как в низкий. 

— В любом случае у турбизнеса в последние годы огромное количество системных проблем, — продолжил свою речь Павел Киселёв. — Детский туризм отмирает, а раньше он был локомотивом отрасли в осенне-зимний период. Но закон оказался пшиком, работодатели его не используют, потому что, экономя 20% от 50 тыс. рублей, то есть 10 тыс. рублей, на налоге на прибыль, они сразу попадают на фонды. А это 30%, то есть 15 тыс. рублей. Менять шило на мыло никому не хочется. 

Как выяснилось, законодатель забыл при принятии закона упомянуть, что эти 50 тыс. рублей не облагаются отчислениями в фонд социального страхования и пенсионный фонд. Марина Горлачёва сразу выдвинула идею: попросить бизнес-омбудмена выступить с законодательной инициативой и доработать этот половинчатый закон, чтобы он из бессмысленной нормы сделался полезным инструментом для бизнеса. 

— Мы видим, что закон хороший, но хромает, как говорил Винни-Пух. Надо его вылечить. Главное, чтобы не оказалось, что мы потратили силы и время, победили, а компании всё равно не будут его использовать, потому что не доверяют турфирмам. В последнее время было столько банкротств туроператоров, что не каждый решится доверить им деньги. 

Тут встал вопрос: а кто будет стороной в споре с туроператором, если работник, съездив за счёт компании в тур, окажется недовольным оказанной услугой? Само физлицо или его работодатель? Участники дискуссии сошлись во мнении, что, скорее всего, именно работник. И он, в отличие от компании, будет защищён законом о правах потребителей.

Впрочем, Павел Киселёв на это тут же отреагировал: покупая путевки, надо смотреть, чтобы туроператор входил в состав одной из отраслевых ассоциаций:

— Есть Российский союз туриндустрии, есть мы. Есть другие уважаемые организации, в которые принимают не всех, и членство в которых является некоторым гарантом ответственности. Не буду говорить за всех, но, если возникнет вопрос со стороны какого-нибудь «Газпрома», что его работник недоволен услугой, фирма лучше вернёт эти 50 тыс. рублей, лишь бы сохранить такого крупного клиента.

Актуально сегодня