Приехали. Автомобильный рынок в России меняется тотально
Новый проспект
Статьи

Приехали. Автомобильный рынок в России меняется тотально

Прочитано: 4875

Приостановка поставок автомобилей в Россию, о которой на прошлой неделе объявили десятки иностранных автоконцернов, может обернуться полным отказом от импорта на российский рынок европейских и японских автомобилей. О последствиях ситуации «Новому проспекту» рассказали участники рынка.

О приостановке поставок автомобилей в Россию уже заявили Audi, GM, Citroen, Mercedes, Škoda, Jaguar Land Rover, Porsche, Peugeot, Citroёn, BMW и другие автоконцерны. Временно не работают конвейеры на заводах Volkswagen, Renault и «АвтоВАЗ».

Теперь и дилеры не уверены, что ситуация этим и ограничится, хотя в свете санкций такое развитие событий выглядит логичным. Тем более, от зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева прозвучали слова «национализация имущества». В общем, прогнозы не внушают оптимизма. Центробанк повысил ключевую ставку до 20%, а автозаводы останавливают конвейер — пока временно. Напомним также, что в 2015 году о закрытии американского завода GM в Петербурге даже топ-менеджмент узнал буквально в тот же день, что и СМИ. Несмотря на то, что это произошло на фоне резкого падения продаж (более 60%) в связи с экономической ситуацией после скачка курса валют из-за санкций после присоединения Крыма, не последнюю роль в этом сыграла и политическая ситуация.

Так что события ближайших дней могут преподнести новые сюрпризы дилерскому бизнесу. Такого рынок еще не переживал.

При этом ряд банков уже написал письмо дилерам и уведомил их, что обнуляются комиссионные вознаграждения дилеров, которые ранее были установлены договорами. Условия игры на рынке меняются принципиально, говорят игроки.

«Если ситуация будет развиваться так, что японские и европейские автоконцерны откажутся от работы в России, то их место займут китайцы и корейцы, но такой вариант развития событий мне представляется маловероятным. С российской стороны тоже могут быть введены ответные меры. Например, Россия является одним из крупнейших поставщиков никеля и палладия, задействованных в автопроме. Важно понимать, а это на данным этапе непросто, готовы ли сами автопроизводители уходить из России?» — отмечает Азат Тимерханов, представитель АА «Автостат».

«Новый проспект» спросил участников рынка, каким они видят будущее и что ждет покупателей автомобилей.

Сергей Моренков, председатель совета директоров ГК "Стратегия Рост":

— В свете последних событий складывается впечатление, что может дойти не только до отказа от импорта, но и до запрета на поставки запчастей. Экономического смысла в этом нет, скорее идейная позиция Запада, и некоторые корпорации могут по своей инициативе принимать такие решения. Что касается производства внутри страны, то заводы могут и заморозить сами производители, и национализировать. Не исключаю, что и "Рено-Ниссан", учитывая опыт BP и "Роснефти", будет готов выйти из альянса с "АвтоВАЗом".

В таком случае рынок сократится предположительно до 1 млн автомобилей в год. Их цена вырастет, но пока сложно сказать, насколько: разброс от 20% до 100% — всё зависит от того, как Центробанк будет сдерживать скачки курса валют. Но в таких условиях значительно вырастет и кредитная ставка, думаю, она составит не менее 20%. Теоретически мы можем рассчитывать на поставки из Китая, если для него не будет за это вторичных санкций. Там производится 26 млн автомобилей в год, и отгрузить для России 1 млн машин — это не проблема.

Дилеры, скорее всего, перейдут на сервисное обслуживание, ремонт и тюнинг, закроется не менее половины. Но давайте будем реалистами: в России очень много автомобилей покупалось последние годы, еще 5–10 лет они будут на ходу. И это не утюги и не бытовая техника, то есть не предмет первой необходимости, чтобы критически влиять на повседневную жизнь.

Роман Слуцкий, генеральный директор автохолдинга "Аларм-Моторс":

— Сложившиеся обстоятельства — это серьёзный вызов для всех участников авторынка. Очевидно, что цены на новые автомобили вскоре подвергнутся коррекции в соответствии с курсом рубля, а стоимость автокредитов, от которых зависит 50% авторынка рынка, перевалит за 20% годовых. В таких условиях покупательская способность сократится в лучшем случае на 25%.

Кроме этого, в условиях экономических санкций большинство автопроизводителей столкнутся со сложностями с поставками комплектующих, в частности основанных на полупроводниковых компонентах. Стоит также держать в поле зрения, что ряд брендов может быть вынужден уйти с рынка, исключительно исходя из политической конъюнктуры.

Если попытаться собрать картину в целом, то предложение и спрос должны встретиться по итогу года на уровне около 1,1 млн автомобилей. На сегодняшний день можно только предположить каким образом изменится рельеф рынка. Уверен, что мы станем свидетелями ухода с российского рынка некоторых брендов и многих моделей. Интуитивно представляется, что общий кризис на рынке может стать временем больших возможностей для ведущих китайских брендов, имеющих производство на территории СНГ. Такие бренды как Haval и Geely вполне могут продолжить активный рост объёмов продаж.

Андрей Ольховский, генеральный директор ГК "АВТОDOM":

— Бесполезно сейчас фантазировать, какой будет курс доллара через полгода, однако я думаю, что в течении 6 месяцев правительство будет удерживать курс рубля в требуемых диапазонах — все инструменты для этого у нас есть. Если поставки автомобилей дилерам будут продолжаться в нормальном режиме, то даже если курс рубля не будет расти, цены будут повышаться постепенно, в среднем на 3–4% ежеквартально. Общий рост по итогам года составит не менее 20%.

Сейчас самая главная сложность — ограничения, которые могут коснуться поставок автомобилей и запчастей на российский рынок. Если жестких санкций не будет, то все остальные проблемы решаемы.

Максим Рудзит, операционный директор ГК "Мега Авто":

— Действительно, сейчас приостановили поставки многие импортеры, в том числе это коснулось наших партнеров —Audi и Jaguar Land Rover. Пока нам отгружают только те автомобили, которые были уже запланированы к поставке ранее. Импортерам требуется время для уточнения ценовой политики и проведения консультаций со своими штабами.

Это чисто экономическая история, и связана она с тем, что пока непонятно, в каких границах стабилизируется курс рубля. Думаю, что это станет ясно уже на следующей неделе. Речи о том, чтобы поставки были прекращены полностью, не идет, на консультациях с нашими партнерами такое не звучало. Россия — важный стратегический рынок для многих автомобильных концернов, так что полного отказа от импорта я не ожидаю.

Дополнительно можно отметить, что по выдаче автомобилей в текущем месяце, ранее законтрактованных клиентами, мы отгрузки не приостанавливаем и работаем в обычном режиме.

В текущей ситуации мы ожидаем рост цен на 10–15%. По году для прогнозов — слишком рано давать оценки.

Могу отметить, что сейчас будет приостановка выдачи кредитов в связи с поднятием ключевой ставки, банкам надо оценить ситуацию со своей ликвидностью и в зависимости от этого выработать свои условия.

Александр Шапринский, директор по развитию ГК Прагматика":

В текущем моменте цены могут вырасти до 50%. Делать прогнозы сейчас на 2022 год просто нереально.

Олег Мосеев, владелец компании "Автомаркетолог":

— Неизвестно, что будет с рублем, и непонятно, как в дальнейшем отразятся санкции на экономике страны. В случае, если по окончании отопительного сезона Европа решит отказаться от газа, мы увидим совсем другой курс рубля. Какой? Возьмите любую трехзначную цифру, предела нет. Но я сомневаюсь, что Евросоюз пойдет по жесткому сценарию в связи с большой зависимостью от российского газа, тем более, судя по всему, какие-то договоренности с США у нас есть.

Девальвация точно добавит к цене автомобилей 10–15%, а по итогам года мы увидим рост стоимости не менее 20%.

Но ключевая история не в ценах производителей, а в реальной цене сделки для покупателя. Не думаю, что она изменится по сравнению с прошлым годом. Трафик в шоурумах минимальный, дилеры делают всё меньшие наценки, допоборудование и сервисы продать становится сложнее, а именно из этого формировались высокие цены прошлого года на уровне дефицита. Сейчас даже появились скидки на отдельные модели.

Возможно, кто-то из импортеров решит покинуть рынок, но это те, кто не смог укрепиться на российском рынке. Уйдут некрупные бренды. Посмотрите на Канаду, где на рынок емкостью 2 млн автомобилей в год приходится 23 бренда, у нас же рынок емкостью 1,6 млн автомобилей в год, и на нем 58 брендов. Исключать, что в России откажутся работать те или иные автоконцерны нельзя, но это полная глупость, которая нанесет им самим не меньший ущерб.

справка нового проспекта

По данным агентства «Автостат», в 2021 году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,99 млн рублей, что на 18% больше, чем в 2020-м.

В 2021 году жители нашей страны приобрели 271 тыс. новых легковых автомобилей, произведенных за пределами РФ. Как отмечают эксперты «Автостата», это составляет 18% от общего объема российского рынка. Доля импортных машин на российском рынке за последний год выросла: по итогам 2020 года этот показатель составлял 15%. В то время как весь авторынок продемонстрировал рост в 3%, продажи импортных автомобилей в 2021 году увеличились на 23%.

Среди машин, ввезенных из-за рубежа, наибольшие предпочтения россияне отдавали китайским. Так, за весь минувший год новые легковые автомобили, собранные в КНР, были куплены в России тиражом в 58,2 тыс. единиц, и это в 2,4 раза больше, чем в 2020 году. Второе место в этом рейтинге занимают «истинные японцы»: россияне приобрели 56,7 тыс. таких автомобилей (+10%). Замыкают тройку лидеров машины, произведенные в Германии: 55 тыс. шт.; +34%.

Таким образом, 82% новых легковых автомобилей, покупаемых в России, имеет локальное производство, что в количественном выражении составляет немногим более 1,2 млн единиц. При этом год назад их доля составляла 85%.

автомобили авторынок Украина
Другие статьи автора Читайте также по теме
Автобус с детьми попал в ДТП на трассе Петербург-Псков. Пострадали 13 детей и четверо взрослых.
12.02.2024
Прошлый год стал настоящим испытанием для автодилерского бизнеса. Многие компании «затарились» продукцией из Китая, а сейчас не знают, как от нее избавиться. «Новый проспект» спросил участников рынка, чего они ждут в 2024 году.
Калининградский производитель грузовой техники Grunwald расширяет производство в родном регионе и планирует построить новое предприятие в Московской области. Объем инвестиций в реализацию этих планов составит 1,4 млрд рублей.

Штаб Путина потратил на выборы 317 млн рублей
28.03.2024
Румыния впервые начнет оформлять гражданам РФ шенгенские визы
28.03.2024
На Васильевском острове объявили конкурс на устройство парка с фонтаном
28.03.2024
Эмин Агаларов ответил на претензии в адрес владельцев "Крокус сити холла"
28.03.2024
Аэропорты просят Минтранс не вводить запрет на вход в терминалы провожающих
28.03.2024
В Петербурге резко вырос объем продаж ипотечных квартир за долги
28.03.2024
Ленобласть увеличила бюджетные расходы за счет роста дефицита
28.03.2024
Петербургская товарно-сырьевая биржа расширит перечень торгуемых товаров
28.03.2024
На заповедных территориях Ленинградской области усилен контроль
27.03.2024
В полицию Петербурга доставили 30 причастных к организации незаконной миграции
27.03.2024
Компания «Хранилкин» построит в Петербурге первый отапливаемый склад для «физиков»
27.03.2024
Следственный комитет: опознаны тела 84 жертв теракта в «Крокусе», среди них пять детей
27.03.2024
Судостроительный завод «Пелла» подал иск к разработчику комплексов ПВО «Панцирь-М»
27.03.2024
Экоактивизм становится моложе
27.03.2024
В первый день лета начнется капремонта станции метро «Удельная»
27.03.2024
Владельцы ГК Docklands Development весной откроют в Петербурге по франшизе коворкинг Page
27.03.2024
Девелопер Setl Group выпустит облигации на 12 млрд рублей
27.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки