Приехали. Автомобильный рынок в России меняется тотально
Новый проспект
Статьи

Приехали. Автомобильный рынок в России меняется тотально

Прочитано: 3372

Приостановка поставок автомобилей в Россию, о которой на прошлой неделе объявили десятки иностранных автоконцернов, может обернуться полным отказом от импорта на российский рынок европейских и японских автомобилей. О последствиях ситуации «Новому проспекту» рассказали участники рынка.

О приостановке поставок автомобилей в Россию уже заявили Audi, GM, Citroen, Mercedes, Škoda, Jaguar Land Rover, Porsche, Peugeot, Citroёn, BMW и другие автоконцерны. Временно не работают конвейеры на заводах Volkswagen, Renault и «АвтоВАЗ».

Теперь и дилеры не уверены, что ситуация этим и ограничится, хотя в свете санкций такое развитие событий выглядит логичным. Тем более, от зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева прозвучали слова «национализация имущества». В общем, прогнозы не внушают оптимизма. Центробанк повысил ключевую ставку до 20%, а автозаводы останавливают конвейер — пока временно. Напомним также, что в 2015 году о закрытии американского завода GM в Петербурге даже топ-менеджмент узнал буквально в тот же день, что и СМИ. Несмотря на то, что это произошло на фоне резкого падения продаж (более 60%) в связи с экономической ситуацией после скачка курса валют из-за санкций после присоединения Крыма, не последнюю роль в этом сыграла и политическая ситуация.

Так что события ближайших дней могут преподнести новые сюрпризы дилерскому бизнесу. Такого рынок еще не переживал.

При этом ряд банков уже написал письмо дилерам и уведомил их, что обнуляются комиссионные вознаграждения дилеров, которые ранее были установлены договорами. Условия игры на рынке меняются принципиально, говорят игроки.

«Если ситуация будет развиваться так, что японские и европейские автоконцерны откажутся от работы в России, то их место займут китайцы и корейцы, но такой вариант развития событий мне представляется маловероятным. С российской стороны тоже могут быть введены ответные меры. Например, Россия является одним из крупнейших поставщиков никеля и палладия, задействованных в автопроме. Важно понимать, а это на данным этапе непросто, готовы ли сами автопроизводители уходить из России?» — отмечает Азат Тимерханов, представитель АА «Автостат».

«Новый проспект» спросил участников рынка, каким они видят будущее и что ждет покупателей автомобилей.

Сергей Моренков, председатель совета директоров ГК "Стратегия Рост":

— В свете последних событий складывается впечатление, что может дойти не только до отказа от импорта, но и до запрета на поставки запчастей. Экономического смысла в этом нет, скорее идейная позиция Запада, и некоторые корпорации могут по своей инициативе принимать такие решения. Что касается производства внутри страны, то заводы могут и заморозить сами производители, и национализировать. Не исключаю, что и "Рено-Ниссан", учитывая опыт BP и "Роснефти", будет готов выйти из альянса с "АвтоВАЗом".

В таком случае рынок сократится предположительно до 1 млн автомобилей в год. Их цена вырастет, но пока сложно сказать, насколько: разброс от 20% до 100% — всё зависит от того, как Центробанк будет сдерживать скачки курса валют. Но в таких условиях значительно вырастет и кредитная ставка, думаю, она составит не менее 20%. Теоретически мы можем рассчитывать на поставки из Китая, если для него не будет за это вторичных санкций. Там производится 26 млн автомобилей в год, и отгрузить для России 1 млн машин — это не проблема.

Дилеры, скорее всего, перейдут на сервисное обслуживание, ремонт и тюнинг, закроется не менее половины. Но давайте будем реалистами: в России очень много автомобилей покупалось последние годы, еще 5–10 лет они будут на ходу. И это не утюги и не бытовая техника, то есть не предмет первой необходимости, чтобы критически влиять на повседневную жизнь.

Роман Слуцкий, генеральный директор автохолдинга "Аларм-Моторс":

— Сложившиеся обстоятельства — это серьёзный вызов для всех участников авторынка. Очевидно, что цены на новые автомобили вскоре подвергнутся коррекции в соответствии с курсом рубля, а стоимость автокредитов, от которых зависит 50% авторынка рынка, перевалит за 20% годовых. В таких условиях покупательская способность сократится в лучшем случае на 25%.

Кроме этого, в условиях экономических санкций большинство автопроизводителей столкнутся со сложностями с поставками комплектующих, в частности основанных на полупроводниковых компонентах. Стоит также держать в поле зрения, что ряд брендов может быть вынужден уйти с рынка, исключительно исходя из политической конъюнктуры.

Если попытаться собрать картину в целом, то предложение и спрос должны встретиться по итогу года на уровне около 1,1 млн автомобилей. На сегодняшний день можно только предположить каким образом изменится рельеф рынка. Уверен, что мы станем свидетелями ухода с российского рынка некоторых брендов и многих моделей. Интуитивно представляется, что общий кризис на рынке может стать временем больших возможностей для ведущих китайских брендов, имеющих производство на территории СНГ. Такие бренды как Haval и Geely вполне могут продолжить активный рост объёмов продаж.

Андрей Ольховский, генеральный директор ГК "АВТОDOM":

— Бесполезно сейчас фантазировать, какой будет курс доллара через полгода, однако я думаю, что в течении 6 месяцев правительство будет удерживать курс рубля в требуемых диапазонах — все инструменты для этого у нас есть. Если поставки автомобилей дилерам будут продолжаться в нормальном режиме, то даже если курс рубля не будет расти, цены будут повышаться постепенно, в среднем на 3–4% ежеквартально. Общий рост по итогам года составит не менее 20%.

Сейчас самая главная сложность — ограничения, которые могут коснуться поставок автомобилей и запчастей на российский рынок. Если жестких санкций не будет, то все остальные проблемы решаемы.

Максим Рудзит, операционный директор ГК "Мега Авто":

— Действительно, сейчас приостановили поставки многие импортеры, в том числе это коснулось наших партнеров —Audi и Jaguar Land Rover. Пока нам отгружают только те автомобили, которые были уже запланированы к поставке ранее. Импортерам требуется время для уточнения ценовой политики и проведения консультаций со своими штабами.

Это чисто экономическая история, и связана она с тем, что пока непонятно, в каких границах стабилизируется курс рубля. Думаю, что это станет ясно уже на следующей неделе. Речи о том, чтобы поставки были прекращены полностью, не идет, на консультациях с нашими партнерами такое не звучало. Россия — важный стратегический рынок для многих автомобильных концернов, так что полного отказа от импорта я не ожидаю.

Дополнительно можно отметить, что по выдаче автомобилей в текущем месяце, ранее законтрактованных клиентами, мы отгрузки не приостанавливаем и работаем в обычном режиме.

В текущей ситуации мы ожидаем рост цен на 10–15%. По году для прогнозов — слишком рано давать оценки.

Могу отметить, что сейчас будет приостановка выдачи кредитов в связи с поднятием ключевой ставки, банкам надо оценить ситуацию со своей ликвидностью и в зависимости от этого выработать свои условия.

Александр Шапринский, директор по развитию ГК Прагматика":

В текущем моменте цены могут вырасти до 50%. Делать прогнозы сейчас на 2022 год просто нереально.

Олег Мосеев, владелец компании "Автомаркетолог":

— Неизвестно, что будет с рублем, и непонятно, как в дальнейшем отразятся санкции на экономике страны. В случае, если по окончании отопительного сезона Европа решит отказаться от газа, мы увидим совсем другой курс рубля. Какой? Возьмите любую трехзначную цифру, предела нет. Но я сомневаюсь, что Евросоюз пойдет по жесткому сценарию в связи с большой зависимостью от российского газа, тем более, судя по всему, какие-то договоренности с США у нас есть.

Девальвация точно добавит к цене автомобилей 10–15%, а по итогам года мы увидим рост стоимости не менее 20%.

Но ключевая история не в ценах производителей, а в реальной цене сделки для покупателя. Не думаю, что она изменится по сравнению с прошлым годом. Трафик в шоурумах минимальный, дилеры делают всё меньшие наценки, допоборудование и сервисы продать становится сложнее, а именно из этого формировались высокие цены прошлого года на уровне дефицита. Сейчас даже появились скидки на отдельные модели.

Возможно, кто-то из импортеров решит покинуть рынок, но это те, кто не смог укрепиться на российском рынке. Уйдут некрупные бренды. Посмотрите на Канаду, где на рынок емкостью 2 млн автомобилей в год приходится 23 бренда, у нас же рынок емкостью 1,6 млн автомобилей в год, и на нем 58 брендов. Исключать, что в России откажутся работать те или иные автоконцерны нельзя, но это полная глупость, которая нанесет им самим не меньший ущерб.

справка нового проспекта

По данным агентства «Автостат», в 2021 году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,99 млн рублей, что на 18% больше, чем в 2020-м.

В 2021 году жители нашей страны приобрели 271 тыс. новых легковых автомобилей, произведенных за пределами РФ. Как отмечают эксперты «Автостата», это составляет 18% от общего объема российского рынка. Доля импортных машин на российском рынке за последний год выросла: по итогам 2020 года этот показатель составлял 15%. В то время как весь авторынок продемонстрировал рост в 3%, продажи импортных автомобилей в 2021 году увеличились на 23%.

Среди машин, ввезенных из-за рубежа, наибольшие предпочтения россияне отдавали китайским. Так, за весь минувший год новые легковые автомобили, собранные в КНР, были куплены в России тиражом в 58,2 тыс. единиц, и это в 2,4 раза больше, чем в 2020 году. Второе место в этом рейтинге занимают «истинные японцы»: россияне приобрели 56,7 тыс. таких автомобилей (+10%). Замыкают тройку лидеров машины, произведенные в Германии: 55 тыс. шт.; +34%.

Таким образом, 82% новых легковых автомобилей, покупаемых в России, имеет локальное производство, что в количественном выражении составляет немногим более 1,2 млн единиц. При этом год назад их доля составляла 85%.

автомобили авторынок Украина
Другие статьи автора Читайте также по теме
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) подтверждает, что впервые с 24 февраля количество жертв среди мирного населения Украины превысило 10 тыс. человек.
17.06.2022
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) за минувшие четверо суток подтвердило гибель еще троих детей на Украине после начала военной спецоперации ВС РФ.
13.06.2022
Количество подтверждённых жертв среди мирного населения Украины за время проведения российской армией специальной военной операции 9 июня составило 9 519 человек.

09.06.2022

Мишустин утвердил увеличение резервного фонда правительства на 1,6 млрд рублей
26.06.2022
Компании Франции призвали граждан немедленно сократить энергопотребление
26.06.2022
На похороны Шатунова приехал автор хита "Белые розы" Сергей Кузнецов
26.06.2022
Джонсон: цена поддержки Украины высока, но победа России обошлась бы еще дороже
26.06.2022
Дешевле всего этим летом улететь в Беларусь. Снизились цены и на билеты в ОАЭ
26.06.2022
Агентство NASA выделило деньги на создание атомных реакторов для работы на поверхности Луны
26.06.2022
Трамп назвал США страной упадка
26.06.2022
Был школьник - стал контрактник. С выпускниками школ армия будет заключать контракты без обязательной срочной службы
26.06.2022
Министр обороны Сергей Шойгу прибыл с инспекцией в расположение российских войск на Украине
26.06.2022
Президент Индонезии посетит Россию и Украину и призовет Путина и Зеленского к диалогу
26.06.2022
Менее 3% компаний Японии заявили об уходе из России
26.06.2022
В сети появилась информация о присвоении звания "Героя России" Евгению Пригожину. Кремль ее не опроверг
25.06.2022
Еврокомиссия обсуждает возобновление транзита товаров в Калининградскую область. Но Литва против
25.06.2022
Производитель сетевого оборудования Cisco сворачивает бизнес в России и Белоруссии
25.06.2022
Reuters: Байден и лидеры G7 введут запрет импорта российского золота
25.06.2022
В Константиновском дворце состоялись переговоры Путина и Лукашенко
25.06.2022
"Роскосмос" начал серийный выпуск межконтинентальных ракет "Сармат"
25.06.2022
Власти Ленобласти сняли все ограничения для мероприятий на открытом воздухе
25.06.2022
В России резко вырос объем производства газированной воды
25.06.2022
В центре Петербурга открыли первый экоцентр, где можно сдать на переработку 40 видов мусора
25.06.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки