Приехали. Автомобильный рынок в России меняется тотально

Приостановка поставок автомобилей в Россию, о которой на прошлой неделе объявили десятки иностранных автоконцернов, может обернуться полным отказом от импорта на российский рынок европейских и японских автомобилей. О последствиях ситуации «Новому проспекту» рассказали участники рынка.

О приостановке поставок автомобилей в Россию уже заявили Audi, GM, Citroen, Mercedes, Škoda, Jaguar Land Rover, Porsche, Peugeot, Citroёn, BMW и другие автоконцерны. Временно не работают конвейеры на заводах Volkswagen, Renault и «АвтоВАЗ».

Теперь и дилеры не уверены, что ситуация этим и ограничится, хотя в свете санкций такое развитие событий выглядит логичным. Тем более, от зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева прозвучали слова «национализация имущества». В общем, прогнозы не внушают оптимизма. Центробанк повысил ключевую ставку до 20%, а автозаводы останавливают конвейер — пока временно. Напомним также, что в 2015 году о закрытии американского завода GM в Петербурге даже топ-менеджмент узнал буквально в тот же день, что и СМИ. Несмотря на то, что это произошло на фоне резкого падения продаж (более 60%) в связи с экономической ситуацией после скачка курса валют из-за санкций после присоединения Крыма, не последнюю роль в этом сыграла и политическая ситуация.

Так что события ближайших дней могут преподнести новые сюрпризы дилерскому бизнесу. Такого рынок еще не переживал.

При этом ряд банков уже написал письмо дилерам и уведомил их, что обнуляются комиссионные вознаграждения дилеров, которые ранее были установлены договорами. Условия игры на рынке меняются принципиально, говорят игроки.

«Если ситуация будет развиваться так, что японские и европейские автоконцерны откажутся от работы в России, то их место займут китайцы и корейцы, но такой вариант развития событий мне представляется маловероятным. С российской стороны тоже могут быть введены ответные меры. Например, Россия является одним из крупнейших поставщиков никеля и палладия, задействованных в автопроме. Важно понимать, а это на данным этапе непросто, готовы ли сами автопроизводители уходить из России?» — отмечает Азат Тимерханов, представитель АА «Автостат».

«Новый проспект» спросил участников рынка, каким они видят будущее и что ждет покупателей автомобилей.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

По данным агентства «Автостат», в 2021 году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,99 млн рублей, что на 18% больше, чем в 2020-м.

В 2021 году жители нашей страны приобрели 271 тыс. новых легковых автомобилей, произведенных за пределами РФ. Как отмечают эксперты «Автостата», это составляет 18% от общего объема российского рынка. Доля импортных машин на российском рынке за последний год выросла: по итогам 2020 года этот показатель составлял 15%. В то время как весь авторынок продемонстрировал рост в 3%, продажи импортных автомобилей в 2021 году увеличились на 23%.

Среди машин, ввезенных из-за рубежа, наибольшие предпочтения россияне отдавали китайским. Так, за весь минувший год новые легковые автомобили, собранные в КНР, были куплены в России тиражом в 58,2 тыс. единиц, и это в 2,4 раза больше, чем в 2020 году. Второе место в этом рейтинге занимают «истинные японцы»: россияне приобрели 56,7 тыс. таких автомобилей (+10%). Замыкают тройку лидеров машины, произведенные в Германии: 55 тыс. шт.; +34%.

Таким образом, 82% новых легковых автомобилей, покупаемых в России, имеет локальное производство, что в количественном выражении составляет немногим более 1,2 млн единиц. При этом год назад их доля составляла 85%.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня