Поворот молочной реки. Приозерский молокозавод сокращает торговлю в Петербурге
Приозерский молочный завод, который принадлежит Вадиму Сердюкову, сыну бывшего губернатора Ленобласти, закрыл часть своих фирменных магазинов в Петербурге. У небольших компаний с нишевыми продуктами всё меньше возможностей сохранить позиции на рынке. Но шанс всё же есть.
Приозерский молочный завод, входящий в АО «Племзавод «Красноозерное», принял решение закрыть часть своих фирменных магазинов в Петербурге. Как рассказал «Новому проспекту» директор Приозерского молочного завода (ПМЗ) Сергей Клешев, сейчас у предприятия работают 9 фирменных магазинов в Петербурге, а также 16 точек в Ленобласти, в основном в Приозерском и Выборгском районах. Три фирменных магазина в Петербурге под вывеской «Зеленый берег» уже закрыты. Но ПМЗ поставляет свою продукцию в городскую торговую сеть «Колхоз». «Развитие фирменной сети будет происходить в Ленобласти, поскольку там продажи молочной продукции идут лучше, чем в городе», — пояснил Сергей Клешев.
Приозерский молочный завод (ПМЗ) — обособленное подразделение АО «Племзавод «Красноозерное», которое занимается молочным животноводством в Приозерском районе Ленобласти. Часть молока — от 10 до 15 тонн в сутки — предприятие перерабатывает на собственных мощностях. Остальное поставляет на другие перерабатывающие производства. ПМЗ выпускает молоко, йогурты, сметану, творог из коровьего и козьего молока под брендом «Зеленый берег» в высоком ценовом сегменте.
Выручка АО «Племзавод «Красноозерное» за прошлый год составила 668,7 млн рублей, чистая прибыль — 91 млн рублей. По СПАРК, 78,9% акций компании через АО «Проммашстрой» принадлежат Вадиму Сердюкову, сыну бывшего губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова.
Не до сладкого
Участники рынка по-разному оценивают ситуацию и возможности работы в премиум-сегменте молочных продуктов. «У нас продажи растут, не жалуемся. Ситуация сейчас стандартная для любых кризисов. Потребитель начинает экономить на высокомаржинальных десертах и в основном покупает базовые продукты», — комментирует коммерческий директор Пискаревского молочного завода Георгий Житмарев.
«Мы работаем в среднем ценовом сегменте с небольшими региональными сетями и отдельными магазинами. У нас продажи не сокращаются», — рассказал генеральный директор ЗАО «Племенной завод «Приневское» Мухажир Этуев.
Другой игрок среднего сегмента, компания «Галактика», умудряется даже наращивать объемы продаж. «Возможно, наш пример не очень наглядный, потому что большую долю в наших продажах занимают тендеры и региональные закупки. Другой важный канал сбыта — это сегмент HoReCa, где продаются в основном молоко и сливки», — говорит представитель предприятия.
По его мнению, объемы реализации товара у некоторых игроков сокращаются не из-за сложной ситуации на рынке, поскольку продажи в начале года падали, но потом начали расти. «А вот конкуренция после шока прошлого года обострилась. Кто слабее, тот проигрывает», — пояснил представитель «Галактики».
Возможность остаться
Аналитики считают, что у небольших региональных игроков, работающих в высоком ценовом сегменте, жизнь сейчас непростая, но есть все шансы остаться на рынке.
«Малым предприятиям, работающим в премиум-сегменте, сейчас довольно тяжело, поскольку им приходится конкурировать в том числе с крупными сетями и их СТМ», — говорит Марина Петрова, генеральный директор Petrova 5 Consulting, заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК.
По ее мнению, тем не менее премиум-сегмент в молочном секторе сохранится и переживет все трудные времена. «Однако есть несколько проблем. Во-первых, многие потребители дорогих продуктов уехали из страны. Некоторые производители чувствуют это очень четко. Во-вторых, покупатели дорогостоящих продуктов всё чаще переходят в онлайн или в магазины типа «Перекресток» или «Азбука вкуса». Там можно сразу купить всё что требуется под одной крышей, это очень экономит время», — поясняет Марина Петрова.
По ее словам, для небольших производителей подойдет как развитие собственного интернет-магазина, так и работа на маркетплейсах. «А ПМЗ для продвижения и сохранения рыночных позиций стоит доработать дизайн и сделать его более «премиальным» и актуальным», — считает Марина Петрова. В частности, нишевые продукты из козьего молока, которые делает компания, пользуются спросом и в кризис.
В премиальным сегменте молочного рынка Петербурга работают, как правило, малые региональные производители, которые не делают ставку на большие объемы. Основной их товар — это сыр. Заметные игроки сегмента в Петербурге: сыроварни Олега Сироты, компания «Виола», сыроварня «Галановъ и Ко» из Ленобласти и компания «Аланталь».
Фото: zeleniybereg.com