Потеря хлебного места. «Петрохлеб» закрыл завод в Кингисеппе

Фото: petrokhleb.ru

Холдинг «Петрохлеб» теряет позиции на рынке Петербурга и Ленобласти. Из-за больших убытков компания закрыла хлебозавод в Кингисеппе. С начала года он потерял более 17 млн рублей, это почти половина всех убытков «Петрохлеба» в этом году. В сложной ситуации находятся производители хлебобулочных изделий.

О том, что в октябре «Петрохлебу» пришлось закрыть Кингисеппский хлебокомбинат, «Новому проспекту» сообщил генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Петрохлеб» Валентин Иванов. Решение, по его словам, было принято из-за работы в убыток.

«Убытки всех предприятий «Петрохлеба» за первое полугодие 2021 года составили 36 млн рублей, из них 17 млн рублей пришлись на Кингисеппский хлебозавод, который к тому же задолжал еще 50 млн рублей за сырье. Он оказался должен нашей же базе по хранению продуктов. Из-за этого она оказалась на грани банкротства», — пояснил Валентин Иванов.

Всё дело в себестоимости

Основной причиной убытков, которые получил «Петрохлеб», Валентин Иванов называет резкий рост себестоимости продукции, связанный с удорожанием ингредиентов, упаковки и других составляющих.

«Мука подорожала за последние 1,5-2 месяца более чем на 15%, масло — на 20-30%, сахар — более чем на 10%, европоддоны для перевозки продукции — на 200%», — перечисляет Валентин Иванов.

О резком повышении себестоимости говорят и другие участники рынка. «Такого взлёта цен на составляющие я не помню ни во время кризиса 2008 года, ни во время кризиса 2014 года, при том что потребление хлеба и хлебобулочных изделий последние годы стагнирует. Потребитель активно замещает хлеб в рационе другими продуктами», — делится Хачик Сугян, глава ООО «Хлебная усадьба».

Александр Зорин, глава ассоциации «Хлебопёки Санкт-Петербурга», говорит, что ситуацию на хлебобулочном рынке уже давно можно назвать сложной. «В сегменте довольно давно рост издержек на производство превышает прибыль предприятий. Это длится не первый год, просто сейчас это стало более очевидно — рост стал более значительным», — поясняет он.

Советские рельсы

Некоторые участники рынка считают, что в проблемах «Петрохлеба» виновата не только рыночная конъюнктура. «Дело также в том, что компания не смогла перестроиться со старой, ещё советской системы управления и развития предприятий на новый лад. Она не смогла следовать современным тенденциям рынка и освоить современные методы продвижения продукции», — делится соображениями один из собеседников «Нового проспекта».

С ним согласен независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин. «Да, «Петрохлеб» — заметный игрок на рынке Петербурга и Ленобласти, но он действительно не осваивает новые каналы продаж и продвижения, как другие, более крупные компании. Предпочитает развиваться по накатанной», — комментирует он. Однако говорить о том, что «Петрохлеб» находится в глубоком кризисе, по словам Михаила Лачугина, сейчас рано.

По прогнозам руководителя InfoLine Ивана Федякова, можно в ближайшее время ожидать новых закрытий неэффективных хлебных производств, в первую очередь тех, которые не учитывают современные рыночные тенденции, например, тренд на ЗОЖ, а также то, что хлеб уже зачастую не считается продуктом питания первой необходимости.

Больше не растёт как на дрожжах

Крупнейшими игроками хлебобулочного рынка Петербурга и Ленобласти считаются компании Fazer, «Каравай» и «Дарница».

Как сообщили в пресс-службе компании Fazer, в прошлом году наблюдался тренд на снижение производства индустриальных хлебобулочных изделий в пределах 4-5% в натуральном выражении на Северо-Западе и в Центре России.

«На снижение мог влиять целый комплекс причин: отмена возвратов, особое внимание сетей к контролю списаний, увеличение количества пекарен, изменения в рационе и потребительской корзине. К тому же спрос внутри разных сегментов рынка очень сильно менялся во время локдауна и после его отмены. Сети перенастраивали заказы из-за изменений покупательского трафика. Например, количество визитов в магазины сокращалось, а стоимость чека вырастала», — пояснила Екатерина Кулиненко, директор по связям с общественностью компании Fazer в России.

В последнее время все больше крупных и средних производителей хлеба и хлебобулочных изделий заявляют о необходимости повышения цен на хлеб. «Объясняют это ростом всех составляющих себестоимости. Часто такие хлебозаводы являются ведущими, а порой, и главными поставщиками хлеба в торговые сети на уровне районов, а иногда и на региональном уровне. Кроме того, крупному предприятию сложнее менять ассортимент, оперативно реагируя на предпочтения потребителей», — сообщили в Российской гильдии хлебопеков и кондитеров.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

АО «Холдинговая компания «Петрохлеб» — крупный производитель хлебобулочных изделий в Петербурге и Ленобласти. Совладельцами «Петрохлеба» выступают его гендиректор Валентин Иванов (22,3%), топ-менеджер германского концерна Lonernz Инга Дирс (1,5%), Владимир Кузин (0,14%) и Иван Голуб (0,016%).

По данным СПАРК, выручка предприятия за прошлый год составила 452,9 млн рублей, чистый убыток — 638 тыс. рублей. При этом общий оборот предприятий холдинга составил чуть более 1,5 млрд рублей.

Кингисеппский хлебокомбинат, входивший в структуру «Петрохлеба», выпускал хлеб, пряники и печенье (овсяное и курабье). По данным СПАРК, за прошлый год выручка предприятия составила 171 млн рублей, убыток — 18,9 млн рублей.

С 2010 года «Петрохлеб» планомерно закрывает или продает свои убыточные активы. Так, компания продала Лодейнопольский и Подпорожский хлебозаводы, а позже закрыла Сосновоборскую и Лужскую площадку.

Сейчас в объединении «Петрохлеб» работает шесть хлебозаводов — в Гатчинском, Приозерском, Волосовском, Тихвинском и Волховском районах.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

По оценке Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК), рынок хлебобулочной продукции в России по итогам 2020 года составил 11,5 млн тонн. Физический объем промышленного производства хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения только на средних и крупных предприятиях (так называемый индустриальный сегмент) составил 5,4 млн тонн (снижение на 3,9% к уровню 2019 года).

В денежном выражении в 2020 году рынок хлеба и хлебобулочных изделий составил 789,1 млрд руб. (рост к 2019 году на 1,3%).

В первом полугодии 2021 года продажи хлеба выросли на 9,7% (данные Росстата). При этом рост средних потребительских цен (на полке магазинов) на хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов составил 8,4% (июнь 2021 года к июню 2020 года), на хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта — 8,7%, а на хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной — 8,5% за год.

Производство хлеба и хлебобулочных изделий, включая полуфабрикаты, предприятиями крупного и среднего бизнеса, зафиксированное Росстатом, снизилось за шесть месяцев на 0,5%. Доля хлеба и хлебобулочных изделий в общем обороте розничной торговли — 2,3%.

В 2022 году, по прогнозам, рост рынка хлебопечения достигнет уровня в 800-805 млрд рублей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня