Последний привет «М-Индустрии». В Петербурге продан завод «Стройдеталь»
Завод по выпуску ЖБИ «Стройдеталь» в рамках конкурсного производства получили залоговые кредиторы из Петербурга. Новые собственники торгуют стройматериалами. Здание предприятия может быть приспособлено под склад. Потребность в площадях этого профиля в городе очень высока.
В рамках конкурсного производства продан производственный комплекс и земельный участок ОАО «Завод «Стройдеталь», который ранее входил в крупный строительный холдинг «М-Индустрия». О сделке сообщили в ЕФРСБ.
Производственный комплекс площадью 11,6 тыс. м2 на участке площадью 24,5 тыс. м2 в Тосненском районе Ленобласти (Московское шоссе, 15) продан за 30,3 млн рублей. Покупателем стал залоговый кредитор «Стройдетали», предприниматель Алексей Георгиади. По данным СПАРК, ему принадлежит ООО «Фирма «Элита», которая занимается торговлей стройматериалами. Свои финансовые показатели компания скрывает. Второй совладелец фирмы — Алексей Горелкин.
Ранее имущество «Стройдетали» уже выставляли на торги. Но при цене в 50 млн рублей покупатель не нашелся.
ОАО «Завод «Стройдеталь» производил железобетонные изделия и входил в холдинг «М-Индустрия», который занимался строительством жилья. Объединение контролировал бизнесмен Магеррам Бехбудов. «М-Индустрия» в конце 2000-х не смогла погасить облигационные займы и банковские кредиты. Головное предприятие холдинга ЗАО «М-Индустрия» и его «дочки» обанкротились.
В 2008 году завод «Стройдеталь» выступил поручителем по кредиту ВТБ в размере 300 млн рублей, который взяла головная компания «М-Индустрии». Погасить кредит она не смогла. За счет процентов и неустойки долг вырос до 820 млн рублей, и в 2013 году в «Стройдетали» началась процедура банкротства. В 2022 году убыток компании составил 64 млн рублей.
Участники рынка считают, что на «Стройдетали» при желании можно восстановить производство. «Спрос на ЖБИ в ближайшее время может даже увеличиться в рамках специфических госзаказов», — полагает глава компании «Ленстройдеталь» Андрей Сабылин.
«Спрос на ЖБИ растет, хотя непонятно, сколько еще это будет продолжаться. В ситуации неопределенности новый собственник производственной площадки, скорее всего, пойдет по более простому пути: сделает на ее базе склад, который будет сдавать в аренду», — полагает Вячеслав Засухин, директор по развитию компании «Стандарт Инвест».
По словам Бориса Мошенского, генерального директора компании Maris, бывший завод «Стройдетали» можно приспособить под широкий круг производства. «Это могут быть различные виды металлообработки или ЖБИ», — полагает он. Единственный минус объекта, по мнению эксперта, это его расположение в Тосно, в отдалении от Петербурга. «Но данная локация понятна. И в целом объекты в Тосно всё же могут пользоваться спросом: у нас были сделки по производственным площадям в этом районе», — добавляет Борис Мошенский.
По его мнению, если производственный комплекс находится в удовлетворительном состоянии и располагает необходимыми коммуникациями, он будет востребован у покупателей.
Складской дефицит
Складская функция, по словам экспертов, особенно актуальна сейчас для Петербурга и Ленобласти, поскольку в 2023 году объем вакансии на этом рынке существенно снизился из-за стремительного роста спроса на площади и незначительный прирост спекулятивного предложения.
«Объем вакантных складских площадей остается критическим и свидетельствует об остром дефиците на рынке. На конец 2023 года средний уровень вакансии в сегменте составил 0,6% (25,3 тыс. м2). При этом сейчас в северном и восточном районах Петербурга вакантных складских помещений нет», — добавляет Борис Мошенский.
В прошлом году в Петербурге реализовано не менее 800 тыс. м2 качественной производственно-складской недвижимости. Относительно аналогичного показателя 2022 спрос увеличился на 90%, подсчитали в Maris. Основной объем спроса в 2023 формировали компании сферы торговли и дистрибуции.
Как рассказал Илья Князев, руководитель отдела индустриальной и складской недвижимости NF Group в Петербурге, если будут построены все анонсированные девелоперами проекты, в 2024 году можно ожидать рекордного объема ввода складов в эксплуатацию — не менее 968 тыс. м2. «Доля спекулятивных объектов из данного объема составляет 47%, или 456 тыс. м2», — уточнил он.
Из-за дефицита предложения весь спрос сейчас направляется на строящиеся спекулятивные складские объекты, которые будут готовы во второй половине следующего года. «При этом 77% строящихся спекулятивных площадей уже законтрактованы, а оставшиеся площади находятся на этапе обсуждения контракта», — отмечает Илья Князев.
Гори оно огнем!
Аналитики отмечают, что недавний пожар на складе компании Wildberries значительного влияния на рынок не окажет. «Ситуация на складском рынке остается без значительных изменений. Количество запросов увеличивается, а вакансия стремится к нулю. Те немногие девелоперы, кто рискнул строить склады, максимально быстро и выгодно реализуют свои площади», — комментирует Борис Мошенский.
«Пожар на складе Wildberries, скорее всего, не окажет значительного влияния на рынок складской недвижимости города. Вакансия в сегменте на данный момент равна нулю», — согласен Илья Князев. По его словам, найти альтернативу сгоревшему складу Wildberries полностью сейчас невозможно из-за отсутствия на рынке свободных площадей. «Очевидно, маркетплейс рассматривает все доступные варианты, в том числе временные решения», — отмечает он.
Ожидается, что к концу 2024 года Wildberries закончит строительство нового объекта на 150 тыс. м2 в ИП М10 «Красный Бор» и, скорее всего, на месте сгоревшего склада в Шушарах начнет строительство нового объекта.
Эксперты отмечают, что участникам рынка стоит ожидать усиления проверок со стороны МЧС на строящихся складах. «Эти проверки могут замедлить строительство, особенно в тех случаях, где могут быть какие-то вопросы по документации», — считает Илья Князев.
Фото: торги-россии.рф