Попытка номер три. "Лосево" банкротит поставщик спермы

Контрагенты известного производителя молочных продуктов сельхозпредприятия «Лосево» пытаются в третий раз добиться его банкротства. Но в «Лосево» уверены, что приостановленное производство до конца года удастся восстановить. Участники рынка считают, что шансы компании вернуться на рынок невелики.

По данным картотеки арбитражных дел, в ноябре иск о банкротстве в отношении ООО «СХП «Лосево» направило ООО «Альта Дженетикс Раша», крупнейший импортер иностранной спермопродукции в России. Сумма претензий — 592,3 тыс. рублей.

При этом, по данным СПАРК, с 17 ноября ИФНС по Выборгскому району Ленобласти приостановила операции по счетам СХП «Лосево».

По словам Галины Гамбург, руководителя практики имущественных отношений Amulex.ru, у «Лосево» есть все шансы решить вопрос мирным путём.

«Если до рассмотрения обоснованности заявления задолженность будет полностью или частично погашена и к моменту рассмотрения иска не будут поданы заявления других кредиторов, банкротства вполне можно избежать. Ограничения ФНС по счетам в данном случае не влияют на решение вопроса», — отмечает Галина Гамбург.

«Специалисты юридического отдела уже готовят отзыв и доказательства необоснованности иска. Предыдущие иски суд признал таковыми. Оснований для удовлетворения этого иска также нет», — сказали в пресс-службе СХП «Лосево».

Медленный закат

Это уже третья попытка бывших контрагентов обанкротить «Лосево». Ранее в этом году заявления о банкротстве молочного предприятия подавали УФНС по Ленобласти с претензиями на сумму 8,2 млн рублей и компания «Центрплем» — на 2,9 млн рублей. Предприятие «Лосево» погасило все задолженности. В обоих случаях арбитраж отказал заявителям.

В 2021 году в картотеке арбитражных дел зарегистрированы 15 исков к ООО «СХП Лосево» на общую сумму более 9,5 млн рублей.

Череда банкротных и других исков в отношении компании появилась на фоне сообщений о том, что она сокращает бизнес. Так, в 2020 году закрылся гастромаркет «Лосево», затем сократилась и фирменная сеть магазинов. А этой осенью стало известно, что компания распродала молочное стадо, а затем и вовсе остановила производство на неопределенный срок.

В пресс-службе компании говорили, что производство будет запущено в ноябре, но пока этого не произошло. «Процесс реорганизации продолжается. Наши специалисты усиленно работают над тем, чтобы запуститься как можно скорее», — сообщили «Новому проспекту» в пресс-службе «Лосево».

А есть ли шанс?

Эксперты рынка полагают, что шансов вновь заработать у «Лосево» почти не осталось. «Не верю в то, что они смогут перекредитоваться и перезапуститься, особенно с учетом приостановки деятельности и продажи молочного стада — одного из основных активов. Если они распродавали стадо, то, скорее всего, не думали, что будут перезапускаться», — комментирует управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк.

По его мнению, уход с рынка такого игрока, как «Лосево», не отразится значительно на региональном сегменте, поскольку бренд не был представлен широко — компания была ориентирована на собственную розницу.

По словам независимого консультанта по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети Михаила Лачугина, ретейл уже нашел замену продукции под брендом «Лосево», а торговые точки, ранее работавшие под этим брендом, уже заняли другие игроки. «Шансов на восстановление позиций у компании уже нет», — полагает он.

Цепочка ошибок и неудач

По мнению Михаила Лачугина, погубила «Лосево» излишняя вера в торговые сети. «Небольшой локальный игрок не может быть завязан только на них, свою розницу надо было грамотно развивать. Ошибкой также была попытка заниматься сразу несколькими непрофильными проектами (гастромаркет, консервы, выращивание ягод). Ну и внутренние проблемы с поставками сырья оказались серьезными», — говорит эксперт.

«Ситуацию усугубляет то, что из-за снижения доходов населения уменьшается спрос на молочные продукты в премиум-сегменте, в котором работало «Лосево», — добавляет Сергей Клешев, директор молочного завода АО «ПЗ «Красноозерное».

А по мнению Ильи Березнюка, сложности «Лосево» также могут быть связаны с необходимостью значительных вложений в животноводство и работой в сложном сегменте скоропортящихся продуктов, позиционируемых как фермерские.

Ковид ударил по молоку

Эксперты также говорят и о системных проблемах, с которыми сталкиваются производители молочных продуктов в Петербурге и Ленобласти.

По словам директора Центра изучения молочного рынка Михаила Мищенко, компании уже не первый год существуют в условиях снижения потребительского спроса, и эта тенденция усилилась в период пандемии. Он отмечает, что рынок молочных продуктов в Петербурге и Ленобласти сокращается. Наиболее серьезный спад произошел в 2020 году.

По данным Центра изучения молочного рынка, в 2014 году в регионе было произведено 532 тыс. т молока, переработка составила 718 тыс. т, а в 2020 году — 622 тыс. т и 513 тыс. т соответственно. То есть за 6 лет объем переработки молока упал на 30%.

Также в Петербурге и Ленобласти сложилась ситуация, не характерная для российского рынка. В регионе в 2020 году по сравнению с 2019 годом спрос на молочные продукты упал на 47%, до 1,07 млн т.

По мнению Михаила Мищенко, во многом такая ситуация в Петербурге спровоцирована жесткой и зачастую непродуманной политикой городских властей в сфере коронавирусных ограничений. Например, «закрытие» города отсекло значительный поток туристов (потребителей услуг общепита, ресторанов, молочной продукции премиум-сегмента). Для сравнения, в Московском регионе, где локдауны тоже были, но не такие жесткие, как в Петербурге, спрос на молочные продукты в 2020 году вырос по сравнению с 2019 годом на 10,5%.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Группа компаний «Лосево» создана в 2006 году на базе обанкротившегося совхоза «Сосновая горка». Предприятие занималось молочным и мясным животноводством, производством молочных продуктов и развитием собственной торговой сети. По данным ресурса «Картотека.ру», головная компания холдинга, ООО «СХП Лосево», принадлежит сыну бывшего руководителя компании «ЛУКОЙЛ-Бункер» Али Беглова Наилю (75%) и Александру Мауреру (25%). Выручка ООО «СХП «Лосево» в 2020 году выросла по сравнению с 2019 годом на 7%, до 311 млн рублей, чистая прибыль сократилась более чем в 2 раза, до 3,1 млн рублей (в 2019 году было 6,992 млн рублей).

Актуально сегодня