Поправки в шампанском. Алкогольный рынок понизил градус напряжения
Новый проспект
Статьи

Поправки в шампанском. Алкогольный рынок понизил градус напряжения

Прочитано: 1346

Минфин России по согласованию с Минсельхозом, Росалкогольрегулированием и Росаккредитацией подготовил официальные разъяснения о том, как импортеры теперь должны исполнять скандальные нормы законов о декларировании соответствия винодельческой продукции. Инициатива должна предотвратить коллапс на алкогольном рынке. Опрошенные «Новым проспектом» игроки рынка считают, что Минфин снизил градус напряжения на рынке, но проблему не решил. Дальнейшее решение о судьбе поправок будет принимать администрация Президента РФ.

Закон запузырился

Суматоха на алкогольном рынке началась в начале июля, когда Владимир Путин утвердил поправки в закон №171–ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Это основной документ, регулирующий алкогольный рынок России. Скорректировали его, потому что 6 июля был опубликован и вступил в силу ФЗ № 345-ФЗ, который внес поправки в ФЗ №171 и другие законодательные акты. Закон, в частности, изменил ряд терминов, например, «шампанское» и «игристое вино». Самой обсуждаемой новацией стала необходимость привести контрэтикетки на бутылках импортного производства в соответствие с российским законом.

Дистрибьютор французских вин Moet Hennessy, известный рынку брендами Moet & Chandon, Veuve Clicqout, Dom Perignon, трактовал эту норму как запрет на использование слова «шампанское» применительно к своей продукции. Помимо прочего импортеры опасались, что получение новых сертификатов на продукцию потребует немалых дополнительных затрат: обычно эта процедура требует проведения лабораторных исследований продукции.

Скандал вышел на международный уровень. Французский комитет шампанских вин (Comite Champagne) призвал временно прекратить поставки вин в Россию. Российские виноделы открестились от лоббирования этих законотворческих новаций и поклялись, что не покушались на привилегированное право французского региона Шампань, чья продукция, согласно регламентам ЕС, имеет исключительное право именоваться «шампанским.

Фига сложилась не в ту комбинацию

Новая маркировка алкогольной продукции создала проблемы для импорта алкоголя: многие производители были вынуждены приостановить отгрузку готовой продукции, и 9 июля таможенные органы остановили весь импорт вина в Россию. В тот же день на совместном совещании Минфин России и игроки алкогольного рынка обсудили сложившуюся ситуацию.

В беседе с «Новым проспектом» участники рынка довольно резко комментировали сложившуюся ситуацию, правда на условиях анонимности. «По факту это незаконная конкурентная борьба, рассчитанная на то, что если у потребителя не будет выбора, будут пить то, что есть на прилавках», — заявил один из них. «В соответствии с поправками нужно снять с полок 60% алкогольной продукции и отправить на переоформление», — сообщил другой. «Мы попытались французам показать фигу в расчете на то, что российские производители подтянутся по качеству, но фига сложилась не в ту комбинацию», — честно признался третий.

В итоге в 20-х числах июля в СМИ прошла информация, что правительство РФ рассматривает возможность выпустить в продажу импортные вина и крепкие спиртные напитки, которые были изготовлены до публикации закона, с прежней маркировкой.

А в этот понедельник Минфин России вынес решение о том, что для алкогольной продукции с зарегистрированной декларацией о соответствии при сохранении неизменных физических, химических и иных свойств продукции возможно осуществить замену в упрощенном режиме: повторное проведение исследований в аккредитованной испытательной лаборатории не потребуется. Регистрацию новой декларации можно пройти через сервис на официальном сайте Росаккредитации на безвозмездной основе.

«Минфин, по сути, потушил пожар, выслушав все стороны», — отметили игроки рынка в беседе с «Новым проспектом». При этом они посетовали, что ключевые решения по проблеме принимаются без обсуждения с экспертным сообществом и конкретного прогнозирования ситуации.

«Администрация президента РФ оценивает ситуацию. На одной стороне весов — интересы определенных российских производителей, на второй — интересы потребителей и вероятность возникновения социальной напряженности. По итогам будет принято решение, станет ли новый состав Думы рассматривать новые поправки», — рассказал «Новому проспекту» источник, близкий к правительству РФ.

Законодательная коллизия

Сторонники поправок говорят о том, что изменения давно назрели, и «законодатель привел российскую винодельческую классификацию к мировым стандартам». В качестве аргумента они приводят незыблемость интересов иностранных производителей: Россия связана обязательствами перед ВТО в рамках соглашения ТРИПС 1994 года и положениями о запрете недобросовестной конкуренции. При этом интересы самих российских производителей защищены недостаточно.

Но с этим спорят те же импортеры. Они уже столкнулись с тем, что исключительное право на иностранное защищенное наименование в России возникает только после регистрации через Роспатент, а в случае разнообразных юридических коллизий продукция уважаемого поставщика может быть признана контрафактом. Так, например, случилось с Араратским винным заводом, которому было отказано в регистрации его товарного знака, коньяка «Арагац», на территории России, а продукция была признана контрафактной. Иск к винному заводу и его поставщику ООО «Фирма Вастом» был подан за «несанкционированный ввоз» в 2012–2014 годах коньяка «Арагац» российской компанией ООО «Шато Арно», которая шустро зарегистрировала товарный знак на себя на территории России. И хотя это случилось после начавшихся поставок коньяка в Россию Араратским винным заводом, производителю не удалось избежать 10-миллионного иска. В результате многочисленных судебных споров его обязали выплатить компенсацию в размере 4,5 млн рублей.

«Вообще у нас всё делается для того, чтобы усложнить работу и производителей, и поставщиков, и продавцов»,— рассказывает «Новому проспекту» один из игроков рынка. По его словам, из-за акцизов, налогов и сопутствующих расходов та же бутылка итальянского вина Dolcetto d’Alba, которая стоит у производителя €2, в российском ресторане будет продаваться по цене от €15, «чтобы была хоть какая-то минимальная прибыль».

По словам собеседника, борьба с контрафактом ведется не так и не теми способами. «Подделывают в основном отечественные крепкие напитки. Хорошие иностранные вина не подделывают. Закупка идет у известных поставщиков (таких на рынке всего 10–15 крупных компаний), и они вынуждены закладывать риски работы на российском рынке в свои услуги. Вообще мы скоро придем к тому, что любой продукт, произведенный за границей, будет являться контрафактом по факту своего происхождения», — говорит он.

Серый рынок

В настоящее время в России треть крепкого алкоголя (35 млн декалитров) продается нелегально. Потери бюджета с 2017 по 2020 годы составили 376 млрд рублей. Такие данные приводит в своем специальном докладе президенту РФ «Состояние рынка крепкой алкогольной продукции. Предложения по противодействию нелегальному обороту» (есть в распоряжении «Нового проспекта») уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Основная доля нелегальных продаж приходится на нелицензированную розницу. Растет канал незаконной интернет-торговли. Ключевых причин увеличения нелегального оборота две: высокие налоги и ставка акциза на крепкий алкоголь. В структуре цены легального крепкого алкоголя НДС и акциз составляют 63%: 47% приходится на акциз, 17% на НДС. Себестоимость составляет всего 12%.

Ставка акциза на крепкий алкоголь в России за последние 5 лет была увеличена более чем в 2 раза и является одной из самых высоких в мире по отношению к среднему доходу на душу населения. При среднем доходе на душу населения в размере 32,6 тыс. рублей (данные Росстата на I квартал 2021 года) акциз на 1 л чистого спирта в России составляет 566 рублей, таким образом, ставка акциза за 1 л чистого спирта к среднему доходу на душу населения составляет 1,7% при среднем мировом значении в 1,3%.

По этим показателям Россия занимает первое место в мире, обгоняя Венгрию (второе место — 1,6%), Казахстан (третье — 1,5%), Польшу (четвертое — 1,5%), Великобританию (пятое — 1,3%), Беларусь (шестое — 1,3%), оставляя далеко позади Францию (1,2%), Германию (0,9%) и Австрию (0,8%). В 2020 году акциз на крепкий алкоголь в России был увеличен на 4%, и легальность рынка оказалась на уровне 68%.

К имеющимся проблемам добавляются ограничения на дистанционную торговлю алкоголем и ужесточение требований к лицензированию розничных продаж алкоголя. Последнее привело к тому, что количество магазинов с лицензией на розничную продажу алкоголя резко сократилось: с 305 тыс. в 2012 году до 219 тыс. в 2020 году. Из 160 тыс. сельских населенных пунктов почти половина не имеют магазинов с лицензией, и жители вынуждены потреблять самогон или нелегальную алкогольную продукцию. Нелегальный рынок самогона растет, как и спрос на самогонные аппараты: в 2020 году в «Яндексе» было зафиксировано 1,6 млн запросов на покупку самогонных аппаратов, что на 30% больше показателей 2019 года.

По данным Росалкогольрегулирования, в России производство водки в первом полугодии 2021 года сократилось на 2,5%, до 33,5 млн дал, а коньяка на 2,3%, до 3,7 млн дал. Эти цифры сопоставимы с нелегальным рынком самогона, который оценивается в 14–25 млн декалитров.

Помочь добросовестным производителям алкогольной продукции, по мнению Бориса Титова, способны: фиксация ставки акциза на алкоголь на три ближайших года, снижение госпошлины на розничную торговлю, упрощение порядка лицензирования розничных продаж, легализация дистанционной торговли алкоголем. А пока получается, что все законотворческие инициативы приводят к обратному эффекту: хаосу и оттоку с рынка качественной продукции.


алкогольный рынок шампанское Законодательство потребительский рынок
Другие статьи автора Читайте также по теме
Неисполнение указаний оперативных штабов будет караться многотысячными штрафами. Такая ответственность уже вводится в Ленинградской и Курской областях. Нарушением, в частности, могут признать публикацию любой информации о мостах, заводах, портах, электростанциях и других стратегических объектах.
Российскому бизнесу запретят размещать рекламу на информационных ресурсах иностранных агентов. Законопроект вступит в силу уже в марте. Хотя, как законопослушный рекламодатель сможет выявить такие ресурсы, остается неясным. Легитимность рекламы в запрещенных социальных сетях и на YouTube тоже под вопросом.
Петрозаводская компания «АлкоВорлд» нарастит мощности ликеро-водочного завода «Петровский» в Карелии и построит для него новый логистический центр. Инвестиции в проект могут превысить 200 млн рублей.

Зарубежный турпоток в Петербург вырос почти на 70%
18.04.2024
Большой порт Санкт-Петербург почти восстановил грузооборот
18.04.2024
Социологи выяснили, сколько россиян абсолютно счастливы и почему
18.04.2024
Петербургский авторынок показал за год существенный рост
18.04.2024
Глава Мурманской области, пострадавший от ножа, вернулся на работу
18.04.2024
В Петербурге конструктора гиперзвуковых ракет отправили в колонию за госизмену
18.04.2024
Правительство намерено проверить репродуктивные способности россиян
18.04.2024
Лидер справороссов Петербурга Надежда Тихонова снова пойдет на выборы губернатора
18.04.2024
В Петербурге снижается количество ипотечных сделок
18.04.2024
Авиакомпания "Россия" в полтора раза увеличивает количество рейсов из Пулково в Калининград
18.04.2024
Волонтерскому клубу "Добрый Setl" исполнился год
18.04.2024
В России вырос объем оборота наличных денег
18.04.2024
Коммерческие организации больше не будут принимать экзамены у мигрантов
18.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки