Ползучий локдаун. Потребительский рынок в ожидании второго удара

В первом полугодии 2020 года в Петербурге закрылось 416 заведений общественного питания. Это в 2,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Похожая ситуация сложилась в городской индустрии красоты, в спортивном сегменте и сфере развлечений. «Новый проспект» разбирался, чем грозит компаниям потребительского сектора «ползучий локдаун» и как они надеются его пережить.

На долю закрытых с начала года в Петербурге ресторанов и кафе пришлось более 40% всех освобожденных за полугодие помещений стрит-ретейла. Фуд-корты в городе уже неделю закрыты, но и до жестких ограничений дела у них шли плохо: посещаемость общепита в торговых центрах сократилась на 40% год к году. А обороты индустрии красоты Петербурга в первом полугодии снизились на 40–50% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а в октябре на 30% по сравнению с сентябрем. Такие невеселые цифры о жизни компаний потребительского сектора Петербурга были озвучены на встрече Межотраслевого координационного совета (МКС), куда входят профессиональные ассоциации и организации рынка.

Начнете с общественного транспорта

По словам Виктории Шамликашвили, генерального директора компании «Индивидуальный туристический сервис» и инвестора отеля Indigo St. Petersburg — Tchaikovskogo, ограничения, на которых во время весеннего локдауна настаивали власти, показали свою несостоятельность. «Даже в карантин люди собирались толпами в немногих открытых для посещения местах, таких как, например, Марсово поле или Александровский сад. Если бы были открыты все парки, вероятность получить толпу на небольшом участке была бы гораздо ниже», — считает она.

Что касается «второй волны», то, по словам Виктории Шамликашвили, главной проблемой остается общественный транспорт, где люди размещаются довольно плотно. «В качестве профилактики коронавируса можно было бы пустить больше автобусов и троллейбусов», — говорит она. Между тем власти предъявляют претензии по распространению вируса вовсе не транспорту, а бизнесу потребительского сектора. «Коронавирус есть, это факт. И какое-то время он еще будет. Но жизнь из-за этого не должна прекращаться», — уверена Виктория Шамликашвили. Она заверила, что за всё время работы отелей, ресторанов и сервисов красоты и здоровья никаких локальных очагов заражения, связанных с ними, в городе не было. 

Поддержка бизнесы питает

Бизнес города в тяжелой депрессии. «В первую волну мы держались за счет «подкожного жира». Он иссяк. А период передышки между волнами ковида оказался крайне коротким — накопить новые запасы мы не успели. Рассчитывать на кредиты мы не можем — у ресторанов нет ресурсов, которые они могли бы предоставить банкам для получения денег. Бизнес уходит в минус», — говорит ресторатор, представитель Союза улицы Рубинштейна Павел Штейнлухт.

Коллегу поддержала Ляля Садыкова, член совета Ассоциации предприятий и профессионалов индустрии красоты (АПИК). «У нас стопроцентно ручной труд. Мы три месяца карантина не работали. Ни доставки, ни удаленки, ни онлайна у нас нет. Сегодня отрасль в кризисе: обороты падают, а поддержки мы ни на федеральном, ни на региональном уровне не получаем», — сетует она. 

По ее словам, отрасль могла бы поддержать продление отмены зарплатных налогов до I квартала 2021 года включительно. «А еще было бы здорово поддержать арендодателей, поскольку они не имеют возможности снижать аренду, и снизить планку по сохранению штата сотрудников для получения кредитов на возобновление деятельности с нынешних 80–90% хотя бы до 70–80%», — говорит Ляля Садыкова. 

А еще бизнес просит продлить мораторий на уплату налога для объектов, переведенных из адресной программы в схему размещения. «Остались нерешенными проблемы основных магистралей, на которых стоят объекты торговли, проблемы неформатных объектов. Чтобы после Нового года не начались исключения из схемы размещения, хотелось бы, чтобы мораторий продлили хотя бы на год», — сказала лидер общественного движения «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина.

Разброд и шатания

Но во власти, по словам предпринимателей, царит разброд и шатания. «Одни комитеты пытаются сохранить бизнес, а другие уничтожают эту инициативу на корню», — делится наблюдениями Янина Гришина. А проверки стандартов безопасности, по ее словам, часто превращаются в бюрократические придирки. «В октябре только комитет по контролю за имуществом по результатам своих проверок выписал бизнесу более 1300 административных штрафов за отсутствие QR-кода, хотя сам получил его лишь 30 октября. При этом себе чиновники никаких протоколов о нарушении не выписали», — говорит Янина Гришина.

По словам бизнес-леди, предприятий малого бизнеса в городе становится всё меньше. «Очень многие фирмы из-за непродуманных действий власти в правовом поле вынуждены уходить в серую зону. Не из-за того, что они плохие, а потому, что существовать в белой зоне по предлагаемым властью условиям просто невозможно», — констатирует Янина Гришина.

Интересно, что в Петербурге даже «слизанные» с Москвы ограничения оказываются кривыми. Взять хотя бы последнее постановление об ограничении работы заведений общественного питания до 23:00. «В постановлениях двух столиц, казалось бы, время указано одинаковое. Но по московскому постановлению 23:00 означает закрытие кассового дня, то есть гости могут спокойно доесть, а сотрудники — закрыть ресторан. А по петербургскому — в 23:00 граждане не могут находиться в заведении общественного питания. То есть в 22:00 уже нужно начинать закрываться, потому что под словом «граждане» понимаются не только гости, но и сотрудники», — объясняет ресторатор Павел Штейнлухт. А всё потому, что в Москве, когда готовится то или иное постановление, власть ведет диалог с бизнесом — это рабочий процесс. А у нас всё происходит как-то стихийно, говорит бизнесмен.

«Наша ассоциация выступает во всех городах Российской Федерации. Могу подтвердить, что диалог с органами власти в Москве очень эффективен — нас слышат и видят. А в Петербурге со стороны власти нет даже экспертной оценки состояния отрасли. Нет диалога. А для профессиональной выработки мер поддержки бизнеса он совершенно необходим», — добавляет Наталья Борулько, представитель Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) в Петербурге.

Предприниматели понимают, что жить в режиме ограничений придется долго — минимум до весны следующего года. Это значит, что волна банкротств у бизнеса еще впереди. «Без выработки совместных решений и диалога с властью «ползучий локдаун» грозит гораздо большими разрушениями потребительскому сектору, чем весенняя первая волна», — уверены представители бизнеса.

Актуально сегодня