Половинчатый переезд. У «Севкабеля» возникли трудности с переводом мощностей на новую площадку

«Новому проспекту» стали известны детали перевода производства банкротящегося завода «Севкабель» на новую площадку в Петербурге. Предприятие запустит на новом месте только два цеха из четырех, что значительно сократит объем его производства. 

Первый этап на финише

В декабре завод «Севкабель» запустит первые производственные линии по выпуску геофизических кабелей и силовых кабелей мелких сечений на арендованных площадях Кировского завода. Сейчас идут монтажные работы и пусконаладка оборудования.

Как стало известно «Новому проспекту», на новой площадке «Севкабель» сможет запустить не более двух цехов из ранее действовавших четырех, что значительно сократит объем производства продукции. Это подтвердил генеральный директор «Севкабеля» Сергей Ярмилко. По его словам, у предприятия какое-то время будут «ограниченные возможности». «Без внешнего финансирования невозможно сказать, как долго мы будем выходить на полноценный режим работы», — сообщил он. 

Перевод производства «Севкабеля» с Васильевского острова, где завод арендует землю у структур банка «Санкт-Петербург», на новую площадку готовился почти 2 года и оценивался в 300 млн рублей. На данный момент в него вложено более 100 млн рублей. Переезд происходит за счет собственных ресурсов завода, хотя ожидалось, что его профинансирует собственник предприятия компания «Росскат» или банк «Траст», который с весны 2019 года банкротит «Росскат». 

«Наши финансовые возможности не бесконечны. Мы полагали, что сможем привлекать для переезда кредиты. Но этот источник из-за процедуры банкротства оказался для компании недоступен», — говорит Сергей Ярмилко. 

В пресс-службе банка «Траст» на вопрос, как будет выглядеть производство «Севкабеля» после переезда, не ответили. 

Поручитель пострадал

Проблемы у «Севкабеля» начались весной 2019 года, когда его владельца, компанию «Росскат», начал банкротить банк «Траст». Чуть раньше «Севкабель» заключил договоры поручительства по кредитам «Росската» перед Сбербанком и банком «Траст» на 5,5 млрд рублей, из-за чего и сам попал в затруднительное положение. 

В мае этого года «Севкабель» планировал выйти из холдинга «Росскат», выкупив у основного кредитора, банка «Траст», свое имущество за 400 млн рублей из собственных оборотных средств. Но банк «Траст» от сделки отказался, а позже и вовсе запретил «Севкабелю» заниматься переводом производства с Васильевского острова на новую площадку.

В конце октября совет директоров «Севкабеля», куда уже входили представители банка «Траст», принял решение о ликвидации предприятия. Чуть позже банк «Траст» инициировал процедуру банкротства «Севкабеля».

Примечательно, что заявления с банкротными исками к предприятию подали сразу несколько компаний с разницей в несколько минут. «Это говорит о том, что между кредиторами шла ожесточенная борьба за то, кто станет заявителем по делу о банкротстве (чье заявление суд рассмотрит первым и кто предложит кандидатуру арбитражного управляющего)», — поясняет руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal Сергей Бакешин.

На этой неделе арбитражный суд ввел на «Севкабеле» конкурсное производство. «Поскольку до рассмотрения заявления о банкротстве было принято решение о ликвидации ООО «ПК «Севкабель», суд применил упрощенную процедуру банкротства должника, при которой сразу открывается конкурсное производство», — пояснил Сергей Бакешин. 

«Утвержденного судом конкурсного управляющего можно будет сменить только в случае нарушения им закона о банкротстве, либо если он сам напишет заявление об освобождении от исполнения обязанностей. Нередко именно такая цель – утверждение судом конкурсного управляющего, которого трудно отстранить – преследуется должником и аффилированным кредитором-заявителем при банкротстве ликвидируемого должника. Такая цель не является правомерной, так как арбитражный управляющий должен быть независимым», - уточнил Александра Улезко, руководитель группы по банкротству АБ «Качкин и Партнеры».

Юридические препоны

Эксперты говорят, что юридические рычаги воздействия на переезд «Севкабеля» в рамках процедуры конкурсного производства остаются. 

«Перебазирование предприятия такого уровня подразумевает целый комплекс юридических сделок. Если их исполнение всё еще продолжается, в руках у конкурсного управляющего достаточно полномочий, вплоть до отказа от их исполнения. Впрочем, контрагент по сделке вправе оспаривать такой отказ в суде», — комментирует старший партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Валерий Зинченко.

В случае, если сделки (или их часть) уже исполнены, управляющий не сможет просто взять и «запретить» перенос производственной площадки. «Такие вопросы через процедуру оспаривания сделок может решать лишь суд», — добавляет Валерий Зинченко.

По его словам, полномочия для оспаривания таких сделок в процедуре конкурсного производства у конкурсного управляющего есть. «Иногда управляющий обязан оспорить такие сделки, например, при наличии признаков ничтожности или заведомой невыгодности для должника. Но пока суд не вынесет решения по этому вопросу, без воли обеих сторон по сделке ни о каком запрете на переезд речь не идет», — отмечает Валерий Зинченко. 

У основного кредитора есть возможность сохранить предприятие. «Можно продать его единым лотом. Можно использовать механизм замещения активов (создать новую компанию на базе имущества должника). В конце концов, можно отметить решение о ликвидации», — добавляет Сергей Бакешин.

«Существует много примеров, когда в результате конкурсного производства актив распродается по частям разным покупателям, а заявленная цель сохранить производство оказывается лишь благовидным предлогом», — отмечает Валерий Зинченко.

Были хорошие перспективы 

По мнению аналитиков, до банкротства собственника у «Севкабеля» были хорошие перспективы развития. «Предприятие было финансово устойчиво, риски банкротства создали исключительно долги основного владельца», — говорит аналитик УК «ЛМС» Дмитрий Марков. Он напомнил, что продукция «Севкабеля» пользуется стабильным спросом (клиенты «Севкабеля» — компании из сферы энергетики, машиностроения, атомной промышленности, строительства, транспорта и металлургии). «Это повышает шансы предприятия на сохранение производства», — говорит Дмитрий Марков. 

По СПАРК, выручка «Севкабеля» за 2019 год составила 7,3 млрд рублей против 7,5 млрд рублей годом ранее. Прибыль в 2019 году — 345 млн рублей против 330 млн рублей в 2018 году. 

Справка «Нового проспекта»:

«Севкабель»

— крупное предприятие по производству кабеля. С 2017 года оно входит в состав холдинга «Росскат», который занимает около 8% на рынке кабельной продукции России. 

До 2017 года у «Севкабеля» были две производственные площадки на Кожевенной линии. После перевода производства на одну из них освободилась территория, где сейчас развивается общественное пространство «Порт Севкабель».

Фото: завод «Севкабель»

Актуально сегодня