«Полисан» стремится в Азию. Фармпроизводитель наращивает объемы экспорта
Петербургский фармпроизводитель «Полисан» намерен нарастить экспортные поставки в страны Азии примерно на 20% от показателей прошлого года. Правда, планы компании может скорректировать эпидемия коронавируса: она усложняет процесс согласований и логистики, говорят в компании.
Как рассказал гендиректор ООО «НТФФ «Полисан» Дмитрий Борисов, по итогам 2020 года на экспорт пришлось около 10–12% от выручки компании, которая составила 8,4 млрд рублей. В текущем году экспортные поставки планируется наращивать. «Мы вполне можем нарастить объемы экспорта на 20% от показателей прошлого года, но эпидемия коронавируса может значительно скорректировать наши планы», — добавил Дмитрий Борисов. В настоящее время «Полисан» поставляет за границу оригинальные препараты: во Вьетнам — «Реамберин» по заказам клиник (препарат, улучшающий обмен веществ, применяется при острых интоксикациях), в страны СНГ — и «Реамберин», и противовирусный «Циклоферон» (розничный сегмент).
Увеличить объемы экспорта предполагается в том числе за счет расширения ассортимента. В частности, этим летом начнутся поставки во Вьетнам комплекса «Цитофлавин» (применяется для улучшения мозгового кровотока). К отправке готова первая партия препарата объемом 20 тыс. упаковок.
Кроме того, расширяется география экспорта: в этом году ожидаются поставки «Реамберина» в Боливию. В перспективе на этот год сотрудничество с Малайзией, Филиппинами и Таиландом. В эти страны также планируется поставлять «Реабмерин» и «Цитофлавин».
«К сожалению, сейчас прогнозировать точный рост объема экспорта сложно, поскольку его развитие затрудняют карантинные меры, связанные с эпидемией коронавируса. Локдауны в других странах значительно осложняют логистику товара», — поясняет Дмитрий Борисов.
«В марте прошлого года мы ждали инспекции из Малайзии, которая позволит получить регистрацию препаратов в этой стране, чтобы начать поставки. Однако наши партнеры предложили подождать, пока не закончится очередная волна ковида и в Малайзии, и у нас», — пояснил собеседник «НП».
Экспортировать препараты-дженерики «Полисан» не планирует из-за высокой конкуренции в этом сегменте. Не предполагается пока и выхода на европейские рынки, поскольку там стоимость входа намного выше, чем в странах Азии, пояснил Дмитрий Борисов.
Как говорят эксперты, ставка на экспорт оригинальных препаратов закономерна. По словам директора по развитию аналитической компании RNS Pharma Николая Беспалова, фармацевтическим компаниям есть смысл отправлять на экспорт оригинальные лекарства либо дорогие дженерики, произведенные из собственных субстанций, иначе затраты на выход на иностранные рынки может не оправдаться.
Производители оригинальных препаратов обречены на работу в экспортном направлении, полагают эксперты. Если не поставлять продукцию в другие страны, не расширять рынки сбыта, велик риск, что инвестиции в разработку препаратов не окупятся, поясняет Николай Беспалов.
Он добавляет, что сейчас развитие экспорта у российских фармацевтов тормозит небольшой опыт компаний в этой сфере, длительные бюрократические согласования поставок в новые страны и необходимость инвестировать крупные суммы в это направление.
Кроме того, затруднен доступ отечественных компаний к европейским рынкам, поскольку у стран ЕС — собственная регуляторная система, которая не приветствует появление иностранных производителей, в частности из России, поясняет глава союза «Медико-фармацевтические проекты. ХХI век» Дмитрий Чагин. «И дело не только в санкциях», — добавляет он. При этом азиатские и другие неевропейские рынки — очень перспективный сегмент для увеличения поставок российских препаратов, добавляет эксперт.
По данным Российского экспортного центра, в 2020 году экспорт отечественных препаратов превысил $1 млрд, рост составил 24% к предыдущему году.
При этом федеральные власти расширяют программу поддержки компаний-экспортеров. РЭЦ и Минпромторг готовят программу, в рамках которой экспортерам будут компенсировать до 80% затрат на сертификацию медицинской продукции.
Над развитием неевропейских направлений экспорта работают сегодня многие фармацевтические компании. «Например, для «Герофарма» приоритетными направлениями поставок являются страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, Персидского залива, а также Европейского Союза», — сообщили в пресс-службе компании.
Особенно активно «Герофарм» сотрудничает с Венесуэлой. Два года назад компания стала единственным поставщиком инсулинов для системы здравоохранения этой страны. Кроме того, в ближайшее время «Герофарм» планирует локализовать производство инсулинов на площадке венесуэльской ESPROMED BIO в рамках сотрудничества с правительством страны до 2026 года.
Петербургский «Биокад» строит планы на работу в КНР. Так, совместное предприятие «Биокада» и Shanghai Pharmaceuticals Holding в этом году получило разрешение от властей КНР на проведение клинических испытаний препарата «Биокада» для лечения меланомы.
Безусловно, 2020 год внес свои коррективы в развитие экспорта, говорят участники рынка. «Пандемия повлияла на сроки регистрации препаратов на Кубе, а также на график внедрения технологии производства готовых лекарственных форм генно-инженерных инсулинов человека на площадке в Венесуэле», — рассказали в пресс-службе «Герофарма».
Справка «Нового проспекта»:
Емкость всего фармацевтического рынка в России, по информации DSM Group, в минувшем году составила 2 трлн рублей.
По данным «Картотеки.ру», 46,12% долей ООО «НТФФ «Полисан» находятся у Алексея Коваленко, 53,88% — у Александра Борисова. Выручка компании в 2020 году составила 8,4 млрд рублей, прибыль — 1,5 млрд рублей.