Покупатели вернулись. Теперь задача ТРК удержать их любой ценой
Новый проспект
Статьи

Покупатели вернулись. Теперь задача ТРК удержать их любой ценой

Прочитано: 1238
Покупатели вернулись. Теперь задача ТРК удержать их любой ценой
Открывшимся полтора месяца назад торговым центрам еще не хватает 10–15% посетителей, зато конверсия выросла на 10%. Окончательного удовлетворения отложенного спроса эксперты ожидают к ноябрю, после чего наступит туманное будущее. Покупателей, возможно, привлекут развлечения и креативные пространства, но для этого многим торговым центрам придется существенно изменить концепцию.

Открытие торговых центров после отмены противовирусных ограничений в разных городах России происходило в разное время. Так, в Санкт-Петербурге ТЦ заработали 27 июля, в Екатеринбурге — 1 августа, в Тюмени — 25 июня. Возвращение потока посетителей везде проходило по одинаковому сценарию: в первые дни людей было очень мало, затем трафик стал расти, но на докризисные показатели ТЦ еще не вышли, рассказывали участники заседания комитета по торговой недвижимости Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД). Так, в ТРЦ «Лето» количество посетителей, по данным на первую декаду сентября, оказалось меньше прошлогодних показателей на 15%, рассказал исполнительный директор торгово-развлекательного комплекса Андрей Должиков. Схожая ситуация и в других крупных городах: например, посещаемость торговых центров Екатеринбурга сейчас на 10–15% ниже, чем в 2019 году.

При этом значительно выросло количество людей, совершающих покупки: выручка магазинов фэшн-сегмента в ТРЦ «Лето» выросла на 11% по сравнению с аналогичным показателем 2019 года, отметил Андрей Должиков. О росте конверсии в среднем на 10% говорят и в ТВК «Гарден Сити».

«Трафик снизился, но выручка у арендаторов выросла. Это говорит о том, что аудитория стала более целевой, конверсия в торговых центрах увеличилась. В августе-сентябре посетитель не просто посетитель, но и покупатель», — отметил Андрей Должиков. «Сейчас мы имеем дело с отложенным спросом, поэтому и конверсия выше. Люди приезжают целенаправленно, чтобы сделать определенную покупку. Что будет дальше — неизвестно», — говорит руководитель направления аренда торгово-выставочного комплекса «Гарден Сити» и мебельного центра «Мебель Сити» Наталья Козырева.

Иная ситуация складывается в специализированных торговых центрах: например, мебельные ТЦ говорят о росте посещаемости при падении выручки. По словам Натальи Козыревой, трафик «Мебель Сити» полностью восстановился, но офлайн-продажи мебели в ТЦ существенно отстают от доковидного уровня. Это связано с активным уходом продавцов мебели в онлайн в апреле, после антивирусного запрета на деятельность мебельных магазинов и салонов. Например, Первая мебельная фабрика планирует в этом году продать 30% всех кухонь через интернет, рассказывает Наталья Козырева.

Аналогично складываются дела в екатеринбургском мебельном центре «Гулливер». По данным его генерального директора Алексея Караваева, после открытия трафик вырос на 3%. «Сейчас начинает реализовываться отложенный спрос на мебель. До конца октября на нем продержимся, но конец года ознаменуется спадом посещаемости и продаж из-за снизившейся покупательной способности населения. Спад продлится до середины весны, и лишь ко второй половине апреля можно ждать возвращения к докризисным показателям», — прогнозирует Алексей Караваев.

По прогнозам управляющих ТЦ, в ближайшем будущем мебельные торговые центры превратятся в шоурумы, а продажи уйдут в онлайн. «Мебельные центры обязательно останутся, мебель сложно выбрать в интернете — нужно, чтобы диван или столешница понравились на ощупь, а такой выбор можно сделать только офлайн. Но концепция мебельных центров после того, как из нее уйдет пункт «торговля», безусловно, изменится», — считает Наталья Козырева.

Период пандемии и четырехмесячных ограничений пережили не все арендаторы, и не все торговые центры смогли более-менее восстановиться, отмечает полномочный представитель РГУД в Тюмени, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах Наталья Девяткова. По ее наблюдениям, в Тюмени на докризисные показатели эффективности вышли торговые центры микрорайонного масштаба, удовлетворяющие базовые потребности населения, и суперрегиональные, ориентированные на весь город. Торговые центры районного и окружного формата до сих пор ищут способы заполнения вакансии и привлечения посетителей.

Ими могут стать все меры и мероприятия, направленные на усиление развлекательно-коммуникационной составляющей торговых центров, считает профессор Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Валерий Гордин. «Торговые центры могут сделать упор на мелкие форматы общения и развлечений — небольшие кафе, рестораны, разные пространства. Эти сегменты испытывают проблемы из-за ограничений Роспотребнадзора. А большие торговые центры способны удовлетворить все требования по безопасности для здоровья и одновременно — потребности горожан в развлечениях и коммуникациях», — уверен он.

После разрешения на работу летних террас кафе и ресторанов обороты заведений общепита, расположенных в ТД «Пассаж», в августе-сентябре оказались выше, чем в прошлом году, подтверждает генеральный директор торгового дома Дмитрий Абрамов. Он связывает это с повышенным спросом горожан на социальную активность: «Ресторан — это не только еда, это общение, эмоции. Люди за время самоизоляции и ограничений истосковались по этому».

Увеличение доли ресторанного сегмента — один из элементов новой концепции «Пассажа», призванной превратить один из старейших торговых домов страны в «лайфстайл-центр». Уже сейчас доля операторов общепита в общем количестве арендаторов «Пассажа» превышает 35%, и в будущем этот показатель еще вырастет, рассказывает Дмитрий Абрамов. Кроме этого, «Пассаж» делает ставку на проекты в области культуры, развивая сотрудничество с театрами, музеями, библиотеками.

Большое количество специализированных мероприятий способствовало росту посещаемости «Гарден Сити» на 5% по сравнению с 2019 годом, рассказывает Наталья Козырева. «Наша ежегодная садовая ярмарка, проводимая с мая по октябрь, при закрытой всей прочей торговле била рекорды по посещаемости и конверсии. Люди приходили к нам не только купить, но и пообщаться, получить эмоции от процесса выбора товара, коммуникации с продавцами и коллегами-садоводами», — вспоминает Наталья Козырева.

Пандемия сказалась и еще скажется на экономических результатах, но она же и усилила те процессы, что начались раньше, единодушны участники рынка. «Торговые центры перестают быть торговыми, они становятся местом впечатлений, встреч, познания», — резюмирует Дмитрий Абрамов.
потребительский рынок торговля
Другие статьи автора Читайте также по теме
Продавец как эксперт, а магазин как компетентный помощник в домашнем хозяйстве: куда движется современный ретейл, какие стратегии выбирают сетевые магазины и при чем тут искусственный интеллект, разбирался «Новый проспект».
Управляющий партнер Strategy Partners Валерия Плотникова рассказала о ключевых тенденциях российской торговли, о международных трендах, о потенциале отечественного ретейла и как на потребительский спрос влияет увеличение количества людей-одиночек.
Руководитель лаборатории коммуникаций в креативных индустриях Высшей школы экономики Наталия Белякова рассказала «Новому проспекту» почему у каждого города свой неповторимый аромат, чем пахнет Петербург и как с помощью запаха производитель и продавец могут внедрить продукцию в подсознание покупателей.

Кремль: Путин позднее представит решения по начальникам управлений
13.06.2024
На Суворовском проспекте в Петербурге открыли новый итальянский ресторан Flori
12.06.2024
Пашинян заявил, что Армения выйдет из ОДКБ
12.06.2024
Минтранс сообщил о росте пассажиропотока на международных линиях на 24%
12.06.2024
Боливия предложила России начать экспорт вяленого мяса ламы
12.06.2024
Путин утвердил смягчение уголовной ответственности за нарушение авторских прав
12.06.2024
Российские миротворцы покинули Карабах
12.06.2024
РФ ведет переговоры об отмене виз с шестью странами
12.06.2024
Россияне смогут самостоятельно продавать заложенное по ипотеке имущество
12.06.2024
Лидер петербургского отделения «Справедливой России» Надежда Тихонова отказалась от участия в выборах губернатора
12.06.2024
Путин ратифицировал соглашение с Китаем о лунной станции
12.06.2024
Роскомнадзор рассматривает блокировку звонков из-за рубежа по умолчанию
12.06.2024
Путин продлил выплаты многодетным семьям на погашение ипотеки
12.06.2024
Путин поздравил патриарха с Днем России
12.06.2024
Путин подписал указ об изменении состава Совета безопасности России
12.06.2024
После отказа Турции от зерна из РФ российские поставщики сосредоточатся на Африке, Индии и Китае
12.06.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки