Покупатели вернулись. Теперь задача ТРК удержать их любой ценой
Новый проспект
Статьи

Покупатели вернулись. Теперь задача ТРК удержать их любой ценой

Прочитано: 1092
Покупатели вернулись. Теперь задача ТРК удержать их любой ценой
Открывшимся полтора месяца назад торговым центрам еще не хватает 10–15% посетителей, зато конверсия выросла на 10%. Окончательного удовлетворения отложенного спроса эксперты ожидают к ноябрю, после чего наступит туманное будущее. Покупателей, возможно, привлекут развлечения и креативные пространства, но для этого многим торговым центрам придется существенно изменить концепцию.

Открытие торговых центров после отмены противовирусных ограничений в разных городах России происходило в разное время. Так, в Санкт-Петербурге ТЦ заработали 27 июля, в Екатеринбурге — 1 августа, в Тюмени — 25 июня. Возвращение потока посетителей везде проходило по одинаковому сценарию: в первые дни людей было очень мало, затем трафик стал расти, но на докризисные показатели ТЦ еще не вышли, рассказывали участники заседания комитета по торговой недвижимости Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД). Так, в ТРЦ «Лето» количество посетителей, по данным на первую декаду сентября, оказалось меньше прошлогодних показателей на 15%, рассказал исполнительный директор торгово-развлекательного комплекса Андрей Должиков. Схожая ситуация и в других крупных городах: например, посещаемость торговых центров Екатеринбурга сейчас на 10–15% ниже, чем в 2019 году.

При этом значительно выросло количество людей, совершающих покупки: выручка магазинов фэшн-сегмента в ТРЦ «Лето» выросла на 11% по сравнению с аналогичным показателем 2019 года, отметил Андрей Должиков. О росте конверсии в среднем на 10% говорят и в ТВК «Гарден Сити».

«Трафик снизился, но выручка у арендаторов выросла. Это говорит о том, что аудитория стала более целевой, конверсия в торговых центрах увеличилась. В августе-сентябре посетитель не просто посетитель, но и покупатель», — отметил Андрей Должиков. «Сейчас мы имеем дело с отложенным спросом, поэтому и конверсия выше. Люди приезжают целенаправленно, чтобы сделать определенную покупку. Что будет дальше — неизвестно», — говорит руководитель направления аренда торгово-выставочного комплекса «Гарден Сити» и мебельного центра «Мебель Сити» Наталья Козырева.

Иная ситуация складывается в специализированных торговых центрах: например, мебельные ТЦ говорят о росте посещаемости при падении выручки. По словам Натальи Козыревой, трафик «Мебель Сити» полностью восстановился, но офлайн-продажи мебели в ТЦ существенно отстают от доковидного уровня. Это связано с активным уходом продавцов мебели в онлайн в апреле, после антивирусного запрета на деятельность мебельных магазинов и салонов. Например, Первая мебельная фабрика планирует в этом году продать 30% всех кухонь через интернет, рассказывает Наталья Козырева.

Аналогично складываются дела в екатеринбургском мебельном центре «Гулливер». По данным его генерального директора Алексея Караваева, после открытия трафик вырос на 3%. «Сейчас начинает реализовываться отложенный спрос на мебель. До конца октября на нем продержимся, но конец года ознаменуется спадом посещаемости и продаж из-за снизившейся покупательной способности населения. Спад продлится до середины весны, и лишь ко второй половине апреля можно ждать возвращения к докризисным показателям», — прогнозирует Алексей Караваев.

По прогнозам управляющих ТЦ, в ближайшем будущем мебельные торговые центры превратятся в шоурумы, а продажи уйдут в онлайн. «Мебельные центры обязательно останутся, мебель сложно выбрать в интернете — нужно, чтобы диван или столешница понравились на ощупь, а такой выбор можно сделать только офлайн. Но концепция мебельных центров после того, как из нее уйдет пункт «торговля», безусловно, изменится», — считает Наталья Козырева.

Период пандемии и четырехмесячных ограничений пережили не все арендаторы, и не все торговые центры смогли более-менее восстановиться, отмечает полномочный представитель РГУД в Тюмени, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах Наталья Девяткова. По ее наблюдениям, в Тюмени на докризисные показатели эффективности вышли торговые центры микрорайонного масштаба, удовлетворяющие базовые потребности населения, и суперрегиональные, ориентированные на весь город. Торговые центры районного и окружного формата до сих пор ищут способы заполнения вакансии и привлечения посетителей.

Ими могут стать все меры и мероприятия, направленные на усиление развлекательно-коммуникационной составляющей торговых центров, считает профессор Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Валерий Гордин. «Торговые центры могут сделать упор на мелкие форматы общения и развлечений — небольшие кафе, рестораны, разные пространства. Эти сегменты испытывают проблемы из-за ограничений Роспотребнадзора. А большие торговые центры способны удовлетворить все требования по безопасности для здоровья и одновременно — потребности горожан в развлечениях и коммуникациях», — уверен он.

После разрешения на работу летних террас кафе и ресторанов обороты заведений общепита, расположенных в ТД «Пассаж», в августе-сентябре оказались выше, чем в прошлом году, подтверждает генеральный директор торгового дома Дмитрий Абрамов. Он связывает это с повышенным спросом горожан на социальную активность: «Ресторан — это не только еда, это общение, эмоции. Люди за время самоизоляции и ограничений истосковались по этому».

Увеличение доли ресторанного сегмента — один из элементов новой концепции «Пассажа», призванной превратить один из старейших торговых домов страны в «лайфстайл-центр». Уже сейчас доля операторов общепита в общем количестве арендаторов «Пассажа» превышает 35%, и в будущем этот показатель еще вырастет, рассказывает Дмитрий Абрамов. Кроме этого, «Пассаж» делает ставку на проекты в области культуры, развивая сотрудничество с театрами, музеями, библиотеками.

Большое количество специализированных мероприятий способствовало росту посещаемости «Гарден Сити» на 5% по сравнению с 2019 годом, рассказывает Наталья Козырева. «Наша ежегодная садовая ярмарка, проводимая с мая по октябрь, при закрытой всей прочей торговле била рекорды по посещаемости и конверсии. Люди приходили к нам не только купить, но и пообщаться, получить эмоции от процесса выбора товара, коммуникации с продавцами и коллегами-садоводами», — вспоминает Наталья Козырева.

Пандемия сказалась и еще скажется на экономических результатах, но она же и усилила те процессы, что начались раньше, единодушны участники рынка. «Торговые центры перестают быть торговыми, они становятся местом впечатлений, встреч, познания», — резюмирует Дмитрий Абрамов.
потребительский рынок торговля
Другие статьи автора Читайте также по теме
Один из крупнейших ретейлеров России, группа компаний «Спортмастер», имеет украинские корни: в 90-е годы ее основали выходцы из города Кривой Рог братья Фартушняки. Сегодня сеть успешно работает в России и имеет оборот в 170 млрд рублей в год. «Новый проспект» узнал, как повлияла на ее бизнес спецоперация на Украине.
Финансовые санкции, введенные против России, угрожают постепенно ослабить доминирование доллара США и могут привести к более фрагментированной международной валютной системе. Что пишет на эту тему мировая пресса, изучил обозреватель «Нового проспекта» Дмитрий Наварра.
Глава ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия рассказал, почему потребление кофе в России снижается второй год подряд, и дал прогноз по развитию рынка на 2022 год. По предварительным данным, его падение может составить около 7%.

NASA: американские астронавты открыли люки между МКС и кораблем Starliner
21.05.2022
Российский создатель второй в мире по стоимости криптовалюты Ethereum перестал быть долларовым миллиардером
21.05.2022
Более 300 раритетных автомобилей проехали по центру Петербурга
21.05.2022
Группа "ДДТ" рассчитывает провести все запланированные концерты несмотря на суд над Юрием Шевчуком
21.05.2022
Москва может обменять пленных из "Азова" на политика Виктора Медведчука
21.05.2022
На конкурс "Российское дерево года — 2022" заявили дуб из Невской губы, который мог видеть Петр I
21.05.2022
Россия сняла ограничения на транспортное сообщение с девятью странами
21.05.2022
Компания X5 Group закрыла один из сервисов доставки в России
21.05.2022
Уехавшие в другие страны россияне увеличили трафик сайтов знакомств до 50%
21.05.2022
Производство воды "Боржоми" может возобновиться после передачи контроля над компанией правительству Грузии
21.05.2022
Новый китайский собственник открывает магазины одежды Reserved, Cropp и Sinsay в России с другими логотипами
21.05.2022
Просроченные продукты предложили перерабатывать в корм для животных
21.05.2022
Почти 25% иностранных брендов не оплачивают аренду в торговых центрах России
21.05.2022
Химики СПбГУ разработали новый метод экспресс-скрининга онкозаболеваний
21.05.2022
США все-таки предоставит Украине финансовую помощь на рекордные $40 млрд
21.05.2022
Космический корабль Boeing с манекеном на борту впервые успешно пристыковался к МКС
21.05.2022
Аналитики назвали лучшие частные клиники по уровню дистанционного сервиса
21.05.2022
Кадыров: "У сдавшихся в плен на "Азовстали" нет ни духа, ни идеи"
21.05.2022
Российский бизнес законодательно освободят от ответственности за параллельный импорт
21.05.2022
Сегодня в Петербурге состоится фестиваль "Ночь музеев". Куда можно сходить?
21.05.2022
Минэкономики не поддержало идею о выходе России из ВТО из-за угрозы изоляции страны
21.05.2022
Центральный участок ЗСД сегодня будет закрыт для автомобилей с 14:00 из-за спортивного мероприятия
21.05.2022
Петергоф открывает сезон фонтанов
21.05.2022
Сегодня утром "Газпром" прекратил поставки газа в Финляндию
21.05.2022
Эстония оказалась лидером Евросоюза по росту цен
21.05.2022
Долги россиян по ЖКХ выросли до 1,5 трлн рублей
21.05.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки