Покупатели отказались ехать к принцу на дачу

Сегодня электронная площадка «ДОМ РФ» подвела итоги торгов (в форме конкурса) по продаже дачи принца Ольденбургского в Петербурга. Это историческое здание площадью 1,6 тыс. м2 на наб. Малой Невки, 11А является памятником федерального значения и находится в собственности Росимущества. Его продавали вместе с участком земли площадью 0,35 га. Актив оценили в 133 млн рублей. Но желающих приобрести его не нашлось — ни одной заявки от инвесторов на конкурс не поступило. До этого актив пытались продавать в июне — с таким же результатом.

Эксперты рынка говорят, что причина низкого интереса бизнеса к этому объекту не только в его высокой цене, но и в том, что коммерческого профита собственнику он, скорее всего, не принесет — охранный статус сильно ограничивает варианты использования здания.

«Каменный остров является элитным жилым районом, но не относится к популярным деловым зонам. Ни офисы, ни гостиницы здесь не пользуются особым спросом, поэтому доходы от этих функций будут сопоставимы или даже ниже, чем для аналогичных зданий в более популярных деловых районах», — поясняет руководитель отдела рынков капитала и инвестиций компании Maris в ассоциации с CBRE Алексей Фёдоров.

При этом, по его словам,  расходы от потенциального инвестора потребуются весьма серьезные — здание деревянное, много лет не используется, фактически нуждается в капитальном ремонте.

«В силу статуса федерального памятника, смета на такой ремонт будет в несколько раз больше обычной, равно как и эксплуатационные расходы в будущем. Просто вывести здание на операционную окупаемость было бы непростой задачей, а срок возврата затрат на реконструкцию растянулся бы на несколько десятков лет. Поэтому я сомневаюсь, что на это здание нашлись бы претенденты даже в том случае, если бы оно предлагалось бесплатно. Разве что найдется пользователь, который влюбится в локацию и будет делать проект «для души». Но сегодня таких «романтиков»  уже почти не осталось, все научились считать деньги, и даже в проектах для личного пользования просчитывают экономическую целесообразность», — заключил Алексей Федоров.

Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга KnightFrankStPetersburg, отмечает, что цена объекта по меркам Каменного острова не является слишком высокой. Однако охранные ограничения, а также тот факт, что конструкции деревянные, существенно снижают ликвидность объекта.

«Эту дачу после революции переделали под общежитие. В 1970-е годы она горела, была частично восстановлена. Она многие годы пустует и не используется — того и гляди, упадет. Эта идеальный кандидат на участие в проекте «Памятник за рубль». Его коммерческая составляющая — под большим вопросом. Нужно всерьез искать инвестора, который заинтересуется перспективой создать там, например, отель. Он бы, наверняка, в таком месте пользовался спросом. Но это очень сложный и затратный проект. Вряд ли такой «самаритянин» появится просто в результате публикации извещения о торгах в сети интернет, на сайте «ДОМ РФ». Тут нужна большая работа со стороны продавца — рекламировать, писать концепцию развития, искать, кому это можно предложить», — рассуждает еще один эксперт рынка.

Анна Сигалова, директор департамента финансовых рынков и инвестиций Colliers International, отмечает, что в экспозиции в Петербурге находится ограниченное количество крупных высококачественных активов, другим сдерживающим фактором для инвесторов выступает не самый благоприятный макроэкономический фон. «Крупные сделки в Петербурге единичны, а переговоры и процесс закрытия таких сделок занимают продолжительное время», — заключает эксперт.

Раньше дача принца Ольденбургского входила в единый  региональный ансамбль-памятник с еще двумя постройками — бывший дом для прислуги на наб. Малой Невки,13А и бывшая конюшня. Но Росимущество решило разделить этот ансамбль на лоты и продавать по отдельности на разных площадках. Эксперты говорят, что это большая стратегическая ошибка, которая лишила покупателей возможности рассматривать объект в качестве единого проекта, а территорию — возможности быть восстановленной комплексно, в историческом виде. 

Напомним, что месяц назад соседние с дачей принца постройки успешно продал Российский аукционный дом.  Бывший дом для прислуги за 107 млн рублей купил собственник «Первой мебельной фабрики» Александр Шестаков. Поскольку здание не является памятником, его можно легко превратить в гостиницу или апарт-отель. Единственное условие — сохранить габариты исторического объекта. А бывшую конюшню за 21,6 млн рублей приобрел агент по недвижимости Дмитрий Фролов. Здание тоже не является памятником и его можно переделать под ресторан или пристройку к гостинице.

В Российском аукционном доме сообщили, что в ходе предпродажной подготовки этих объектов потенциальные покупатели интересовались и дачей принца Ольденбургского. «Мы не знаем, были ли среди них реальные инвесторы, готовые восстанавливать дачу, но многие хотели понимать, что будет в перспективе с этим объектом», — уточнили там.  

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня