Подземные войны. В «Метрострое» развернулась битва за кресло директора
Новый проспект
Статьи

Подземные войны. В «Метрострое» развернулась битва за кресло директора

Прочитано: 1458

Уже неделю «Метрострой» лихорадит. Смольный пытается сместить с должности гендиректора компании своего же ставленника Ивана Каргина и поставить на его место бывшего главного инженера Алексея Старкова — человека из окружения отца и сына Александровых, которые до этого руководили «Метростроем» и «воевали» с городскими властями. В этой странной ситуации разбирался «Новый проспект».

В минувшую пятницу, 6 августа, на заочном собрании совета директоров ОАО «Метрострой» большинством голосов временным исполняющим обязанности гендиректора компании был назначен главный инженер и замдиректора предприятия Алексей Старков. Действующий гендиректор «Метростроя» Иван Каргин с решением совета директоров не согласился.

Это не первая попытка убрать действующего директора с руководящей должности. Еще в июле кандидатуру Алексея Старкова на пост руководителя «Метростроя» рекомендовал председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Андрей Левакин. Он написал соответствующее письмо к собранию акционеров компании, где указал, что кандидатура рекомендована вице-губернатором Максимом Соколовым, который отвечает в Петербурге за сферу транспорта.

Зампредседателя комитета имущественных отношений (КИО) и глава совета директоров «Метростроя» Алексей Герман 2 августа подписал уведомление об отстранении Ивана Каргина от должности гендиректора компании, в качестве причины назвав отсутствие у него допуска к гостайне, что нарушает устав «Метростроя». К слову, этого допуска у Ивана Каргина не было ни в январе 2020 года, когда его назначили врио директора, ни в апреле 2021 года, когда он стал полноценным руководителем «Метростроя». Тогда это никого не смущало.

В пресс-службе «Метростроя» «Новому проспекту» сообщили, что отстранение Ивана Каргина противозаконно. «Решение о назначении гендиректора принимает совет директоров. Так что отстранение было произведено с нарушением требований федерального трудового законодательства и не подлежит исполнению», — заявили там.

4 августа Алексей Старков уволился из компании по собственному желанию, а его доверенность на представление интересов «Метростроя», выданная в прошлом году, была аннулирована. Но противостояние на этом не закончилось. Уже 5 августа Ивана Каргина и других сотрудников компании не пустили в офис. Охрана ссылалась на распоряжение сверху. Осведомленный собеседник «Нового проспекта» из городского правительства объяснил ситуацию просто: Иван Каргин мешает реализации плана Смольного по банкротству «Метростроя». Но обо всем по порядку.


Причины кризиса в подземке

«Метрострой» и ее дочерние организации построили в Петербурге всю подземку от первой и до последней станции. В советское время компания была государственной, но в 90-е годы ее приватизировали. Основным акционером предприятия стала семья Александровых. Бизнес-империю фактически выстроил отец семейства Вадим Александров, который еще в 1963 году начинал работать как начальник смены в «Ленметрострое» (из него потом и вырос «Метрострой»).

В 2017 году оборот компании составлял 31,9 млрд рублей, а чистая прибыль — 436 млн рублей. Как говорится, ничто не предвещало... Но компания оказалась в глубоком кризисе. Собеседники «Нового проспекта» как в «Метрострое», так и в Смольном неофициально называют две ключевые причины бедственного положения компании.

Первая из них — смена генерального директора «Метростроя». В 2017 году Александров-старший уступил кресло руководителя своему сыну, а тот не сумел должным образом проявить себя. «Для Александрова-старшего «Метрострой» всегда был больше, чем просто бизнес. Он к каждой станции относился как к своему детищу, следил за качеством и эффективностью работы, а его сына куда больше интересовали деньги. К тому же Александров-старший умел стабильно поддерживать хорошие отношения с нужными людьми, а у младшего такого таланта не оказалось», — объясняет один из подрядчиков «Метростроя».

Вторая причина, по словам участников рынка, в том, что «Метрострой» власти города планомерно вели и готовили к кризису. «Сначала Смольный забросал компанию контрактами, а потом перестал принимать работы», — вспоминает один из бывших петербургских чиновников. Давление со стороны властей города, по словам собеседников «Нового проспекта» в самом «Метрострое», строители подземки впервые почувствовали еще 5–6 лет назад. Тогда с компанией был заключен контракт на строительство трех станций метро по фиолетовой ветке, и в последний момент его стоимость срезали с 33 млрд рублей до 25 млрд рублей.

«Это стало бомбой замедленного действия под бизнесом компании», — говорит один из собеседников «Нового проспекта». По его словам, руководство «Метростроя» согласилось на изменение условий контракта, поскольку Марат Оганесян, бывший тогда вице-губернатором города, пообещал в перспективе цену контракта увеличить. И действительно, власти города свое слово сдержали, доведя сумму контракта до обещанных 33 млрд рублей за 3 месяца до его окончания.

Но в ситуацию вмешался мундиаль. Ускоренное строительство двух станций метро по зеленой ветке к Чемпионату мира по футболу 2018 года усугубило положение «Метростроя». «Стандартные сроки строительства станции в Петербурге — около 5 лет. «Метрострою» же пришлось справляться за 2,5 года, чтобы успеть в срок. На завершающем этапе компания работала на собственные средства и до сих пор не получила от города вложенные в проект 3 млрд рублей», — говорит собеседник «Нового проспекта».

«Да и за сам стадион на Крестовском Смольный с компанией до сих пор не рассчитался: в 2020 году «Метрострой» планировал получить за строительство арены 1,2 млрд рублей, при том что на нем уже прошли мундиаль и два чемпионата Российской футбольной премьер-лиги», — говорит собеседник «Нового проспекта». Не дождавшись денег, «Метрострой» обратился в арбитражный суд и выиграл дело, но сумма долга сократилась в итоге до 549,1 млн рублей.

«Многие подрядчики «Метростроя» тогда работали в долг под честное слово вице-губернатора Игоря Албина. Непонятно, что мешало по-человечески авансировать компанию, учитывая то, что степень важности и срочности стройки устанавливал сам Смольный», — вспоминает один из подрядчиков.

В результате к осени 2018 года живых денег в «Метрострое» практически не осталось, а авансов от Смольного на то, чтобы развернуть стройку в полную силу и поддерживать прежние обороты, не хватило.


Новый виток конфликта при новом губернаторе

В октябре 2018 года в Петербург в качестве градоначальника (тогда еще с приставкой «врио») появился Александр Беглов. Он фактически сделал открытие трех новых станций метро одним из пунктов своей предвыборной программы. Но уже к ноябрю отношения компании с властями города дошли до открытых взаимных обвинений. Приемка новых станций фактически встала.

«С такой тщательностью, как в то время, чиновники еще не изучали документацию от «Метростроя», — вспоминает один из участников событий. В конце ноября власти признали, что не смогут открыть три обещанные станции метро в срок. В прессе зазвучали названия подрядчиков, которым могут передать незаконченную работу. В их числе были «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Мостотрест» Аркадия Ротенберга. Действительно, вместо того чтобы выправить ситуацию с «Метростроем», Смольный внес в план закупок тендер на завершение строительства тех самых трех станций стоимостью 8,2 млрд рублей.

В «Метрострое» дела тем временем шли всё хуже. Работы практически не велись, их приемка прекратилась. Зарплаты платить было нечем. К декабрю налоговая вскрыла недоимку с «Метростроя» на сумму 788 млн рублей и взыскала ее через суд.

К новому году задолженности по зарплате в компании достигла 480 млн рублей. Тысячи рабочих остались без выплат прямо в Новый год и устроили забастовку. Собеседник «Нового проспекта» из петербургского истеблишмента вспоминает, что в декабре 2018 года Александров-младший находился в поиске партнера, который помог бы ему вытащить компанию из кризиса. Но партнера найти не удалось, и Александров-младший в одиночестве улетел в Москву, в администрацию Президента РФ, просить благословения и второго шанса.

Судя по всему, второй шанс ему дали. Как рассказывает источник «Нового проспекта», в то время работавший в Смольном, в январе 2019 года профильный комитет получил задание организовать тендер по достройке станций метро по упрощенной процедуре. Многие в Смольном были уверены, что выиграет его «Стройтрансгаз». Но «Метрострой» удержал его в своих руках благодаря квалификации и старым связям с главой Совета Федерации, бывшим губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко.

«В реальности расторжение контракта на строительство метро означает тяжелый труд в несколько месяцев. Представляете себе, что такое вытащить щит из подземки, вынести оттуда всё оборудование, законсервировать станцию и горные выработки? Проще и дешевле было дать «Метрострою» доделать станции. Компания выторговала это право. А Смольный в свою очередь не упустил возможность ужесточить контроль над действиями компании», — вспоминает участник рынка метростроения.

Однако «Метрострой» не сумел построить три станции метро к выборам губернатора. Их открыли только через месяц. А еще через 4 месяца Александрова-младшего арестовали. С декабря 2019 по апрель 2020 года он стал фигурантом трех уголовных дел. Все они были возбуждены петербургским следствием ФСБ по 4 части статьи 160 УК РФ «Присвоение или растрата». Общая сумма «растрат» превышает 500 млн рублей. Сейчас Александров-младший находится под домашним арестом, куда его совсем недавно отпустили из СИЗО, а Александров-старший еще в июле 2020 года передал свои 13% акций «Метростроя» своей невестке, а она — Константину Ерошенко, которого связывают с соратником Владимира Путина Геннадием Тимченко.


Директор нарушил планы

«Метрострой» несколько лет не может выйти из кризиса. Но после прихода на должность директора компании Ивана Каргина в январе 2020 года ситуация стала налаживаться.

«По итогам первого полугодия 2021 года компания показала хорошую динамику: полностью отсутствуют задержки по выплатам заработной платы, налоги выплачиваются вовремя, организация планирует свою деятельность. Удалось достичь и выполнения объемов строительства, предусмотренных государственными контрактами, темп их исполнения превышает 1 млрд рублей в месяц. Годовая программа на 2021 год будет исполнена досрочно осенью текущего года», — сообщили в комитете по развитию транспортной инфраструктуры.

То есть за полгода «Метрострой» показал, что может нормально работать, если избавить его от давления кредиторов и не вставлять палки в колеса с приемкой работ. Но несмотря на это власти продолжают готовить предприятие к банкротству, которое намечено на начало сентября. Идею банкротства предложил вице-губернатор Максим Соколов.

Еще в начале 2021 года была утверждена дорожная карта, согласно которой строительство метро в Петербурге должно было перейти от ОАО «Метрострой» к АО «Метрострой Северной столицы» (МСС). Эта компания была создана в 2020 году правительством Петербурга и банком ВТБ. Ее уставный капитал делится в пропорции 65% на 35%, контрольный пакет у Смольного.

Новое юрлицо получило право требования 3,7 млрд рублей с АО «Метрострой» и стало новым крупнейшим его кредитором. План заключается в том, чтобы провести контролируемое банкротство и перевести на новое юрлицо технику, недвижимость, а также все кадры «Метростроя» и наделить «МСС» статусом единственного поставщика в области петербургского метростроения.

Но что-то пошло не так. Сначала возникли проблемы со статусом единственного поставщика. Дать его может только федеральный центр. Петербургские власти ждали, что это произойдет в апреле 2021 года, потом срок сдвинулся на июль 2021 года. И до сих пор статус не оформлен.

Также возникла проблема по переводу кадров в новую компанию. Часть работников с сомнением отнеслась к тому, чтобы войти в штат «МСС». Этот процесс собирались провести в два этапа: перевод ключевых сотрудников (42 человека) и перевод «иных» сотрудников (2640 из 3530 человек). Всё это должно было произойти еще в июне-июле, но не случилось.

Более того, по данным «Нового проспекта», коллектив метростроителей написал обращение к губернатору Беглову, где выразил доверие и поддержку гендиректору Ивану Каргину и попросил не банкротить «Метрострой», а поддержать его в год 80-летия создания компании.

Осведомленный собеседник «Нового проспекта» из городского правительства объясняет ситуацию просто: Иван Каргин мешает реализации плана по банкротству «Метростроя». Кроме того, он показал, что компания может нормально работать. То есть появился смысл не банкротить компанию, а восстановить. Но это будет означать отказ от банкротного плана, что противоречит намерениям Смольного. Пока также открытым является вопрос, сам ли Иван Каргин решил защищать компанию вплоть до конфронтации с властями или за ним стоит какой-то серьезный игрок.


метрострой скандал банкротство
Другие статьи автора Читайте также по теме
Молочные хозяйства Ленобласти, ранее принадлежавшие холдингу «Фаэтон», выходят из банкротства. После освобождения от долгов собственник опять попытается продать активы, считают эксперты.
Компания "Хоффманн Профессиональный Инструмент" обратилась в арбитраж с заявлением о банкротстве ПАО "Звезда". Эксперты уверены, что до реального признания стратегического предприятия неплатежеспособным в данном случае дело не дойдет.
Конкурсное производство на Петербургской макаронной фабрике (производила продукцию под брендом «Знатные») завершилось мировым соглашением. Эксперты склоняются к мысли, что теперь имущественный комплекс на ул. Коли Томчака в Московском районе ждет редевелопмент.

В Петербурге из-за всплеска ОРВИ на дистанционку отправили почти 50 классов
17.09.2021
Клим Шипенко рассказал о главной трудности в подготовке к космическому полету
17.09.2021
Кампус ВШМ СПбГУ расширят до Финского залива
17.09.2021
В конце сентября петербуржцы все-таки прочувствуют бабье лето
17.09.2021
В России за последние 12 лет стали вдвое меньше умирать от алкоголя
16.09.2021
Режиссера Андрея Звягинцева готовятся выводить из искусственной комы после COVID-19
16.09.2021
Россия почти достигла предела роста ипотеки, говорит Эльвира Набиуллина
16.09.2021
Минфин собирается предложить повышение налога на прибыль для дивидендных компаний
16.09.2021
Роскомнадзор и сенаторы продолжают грозить новыми штрафами для Google и Apple за приложение Навального
16.09.2021
Сборная России поднялась сразу на четыре пункта в рейтинге FIFA
16.09.2021
Финляндия продлила режим ограничений на въезд для россиян
16.09.2021
Рост цен на услуги гостиниц в Санкт-Петербурге в августе замедлился
16.09.2021
Губернатор Владимирской области уходит в Госдуму — три года назад он сенсационно победил единоросса
16.09.2021
ГК "Самолет" приобретает 100% петербургской компании "СПб Реновация"
16.09.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки