Подземные войны. В «Метрострое» развернулась битва за кресло директора
Уже неделю «Метрострой» лихорадит. Смольный пытается сместить с должности гендиректора компании своего же ставленника Ивана Каргина и поставить на его место бывшего главного инженера Алексея Старкова — человека из окружения отца и сына Александровых, которые до этого руководили «Метростроем» и «воевали» с городскими властями. В этой странной ситуации разбирался «Новый проспект».
В минувшую пятницу, 6 августа, на заочном собрании совета директоров ОАО «Метрострой» большинством голосов временным исполняющим обязанности гендиректора компании был назначен главный инженер и замдиректора предприятия Алексей Старков. Действующий гендиректор «Метростроя» Иван Каргин с решением совета директоров не согласился.
Это не первая попытка убрать действующего директора с руководящей должности. Еще в июле кандидатуру Алексея Старкова на пост руководителя «Метростроя» рекомендовал председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Андрей Левакин. Он написал соответствующее письмо к собранию акционеров компании, где указал, что кандидатура рекомендована вице-губернатором Максимом Соколовым, который отвечает в Петербурге за сферу транспорта.
Зампредседателя комитета имущественных отношений (КИО) и глава совета директоров «Метростроя» Алексей Герман 2 августа подписал уведомление об отстранении Ивана Каргина от должности гендиректора компании, в качестве причины назвав отсутствие у него допуска к гостайне, что нарушает устав «Метростроя». К слову, этого допуска у Ивана Каргина не было ни в январе 2020 года, когда его назначили врио директора, ни в апреле 2021 года, когда он стал полноценным руководителем «Метростроя». Тогда это никого не смущало.
В пресс-службе «Метростроя» «Новому проспекту» сообщили, что отстранение Ивана Каргина противозаконно. «Решение о назначении гендиректора принимает совет директоров. Так что отстранение было произведено с нарушением требований федерального трудового законодательства и не подлежит исполнению», — заявили там.
4 августа Алексей Старков уволился из компании по собственному желанию, а его доверенность на представление интересов «Метростроя», выданная в прошлом году, была аннулирована. Но противостояние на этом не закончилось. Уже 5 августа Ивана Каргина и других сотрудников компании не пустили в офис. Охрана ссылалась на распоряжение сверху. Осведомленный собеседник «Нового проспекта» из городского правительства объяснил ситуацию просто: Иван Каргин мешает реализации плана Смольного по банкротству «Метростроя». Но обо всем по порядку.
Причины кризиса в подземке
«Метрострой» и ее дочерние организации построили в Петербурге всю подземку от первой и до последней станции. В советское время компания была государственной, но в 90-е годы ее приватизировали. Основным акционером предприятия стала семья Александровых. Бизнес-империю фактически выстроил отец семейства Вадим Александров, который еще в 1963 году начинал работать как начальник смены в «Ленметрострое» (из него потом и вырос «Метрострой»).
В 2017 году оборот компании составлял 31,9 млрд рублей, а чистая прибыль — 436 млн рублей. Как говорится, ничто не предвещало... Но компания оказалась в глубоком кризисе. Собеседники «Нового проспекта» как в «Метрострое», так и в Смольном неофициально называют две ключевые причины бедственного положения компании.
Первая из них — смена генерального директора «Метростроя». В 2017 году Александров-старший уступил кресло руководителя своему сыну, а тот не сумел должным образом проявить себя. «Для Александрова-старшего «Метрострой» всегда был больше, чем просто бизнес. Он к каждой станции относился как к своему детищу, следил за качеством и эффективностью работы, а его сына куда больше интересовали деньги. К тому же Александров-старший умел стабильно поддерживать хорошие отношения с нужными людьми, а у младшего такого таланта не оказалось», — объясняет один из подрядчиков «Метростроя».
Вторая причина, по словам участников рынка, в том, что «Метрострой» власти города планомерно вели и готовили к кризису. «Сначала Смольный забросал компанию контрактами, а потом перестал принимать работы», — вспоминает один из бывших петербургских чиновников. Давление со стороны властей города, по словам собеседников «Нового проспекта» в самом «Метрострое», строители подземки впервые почувствовали еще 5–6 лет назад. Тогда с компанией был заключен контракт на строительство трех станций метро по фиолетовой ветке, и в последний момент его стоимость срезали с 33 млрд рублей до 25 млрд рублей.
«Это стало бомбой замедленного действия под бизнесом компании», — говорит один из собеседников «Нового проспекта». По его словам, руководство «Метростроя» согласилось на изменение условий контракта, поскольку Марат Оганесян, бывший тогда вице-губернатором города, пообещал в перспективе цену контракта увеличить. И действительно, власти города свое слово сдержали, доведя сумму контракта до обещанных 33 млрд рублей за 3 месяца до его окончания.
Но в ситуацию вмешался мундиаль. Ускоренное строительство двух станций метро по зеленой ветке к Чемпионату мира по футболу 2018 года усугубило положение «Метростроя». «Стандартные сроки строительства станции в Петербурге — около 5 лет. «Метрострою» же пришлось справляться за 2,5 года, чтобы успеть в срок. На завершающем этапе компания работала на собственные средства и до сих пор не получила от города вложенные в проект 3 млрд рублей», — говорит собеседник «Нового проспекта».
«Да и за сам стадион на Крестовском Смольный с компанией до сих пор не рассчитался: в 2020 году «Метрострой» планировал получить за строительство арены 1,2 млрд рублей, при том что на нем уже прошли мундиаль и два чемпионата Российской футбольной премьер-лиги», — говорит собеседник «Нового проспекта». Не дождавшись денег, «Метрострой» обратился в арбитражный суд и выиграл дело, но сумма долга сократилась в итоге до 549,1 млн рублей.
«Многие подрядчики «Метростроя» тогда работали в долг под честное слово вице-губернатора Игоря Албина. Непонятно, что мешало по-человечески авансировать компанию, учитывая то, что степень важности и срочности стройки устанавливал сам Смольный», — вспоминает один из подрядчиков.
В результате к осени 2018 года живых денег в «Метрострое» практически не осталось, а авансов от Смольного на то, чтобы развернуть стройку в полную силу и поддерживать прежние обороты, не хватило.
Новый виток конфликта при новом губернаторе
В октябре 2018 года в Петербург в качестве градоначальника (тогда еще с приставкой «врио») появился Александр Беглов. Он фактически сделал открытие трех новых станций метро одним из пунктов своей предвыборной программы. Но уже к ноябрю отношения компании с властями города дошли до открытых взаимных обвинений. Приемка новых станций фактически встала.
«С такой тщательностью, как в то время, чиновники еще не изучали документацию от «Метростроя», — вспоминает один из участников событий. В конце ноября власти признали, что не смогут открыть три обещанные станции метро в срок. В прессе зазвучали названия подрядчиков, которым могут передать незаконченную работу. В их числе были «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Мостотрест» Аркадия Ротенберга. Действительно, вместо того чтобы выправить ситуацию с «Метростроем», Смольный внес в план закупок тендер на завершение строительства тех самых трех станций стоимостью 8,2 млрд рублей.
В «Метрострое» дела тем временем шли всё хуже. Работы практически не велись, их приемка прекратилась. Зарплаты платить было нечем. К декабрю налоговая вскрыла недоимку с «Метростроя» на сумму 788 млн рублей и взыскала ее через суд.
К новому году задолженности по зарплате в компании достигла 480 млн рублей. Тысячи рабочих остались без выплат прямо в Новый год и устроили забастовку. Собеседник «Нового проспекта» из петербургского истеблишмента вспоминает, что в декабре 2018 года Александров-младший находился в поиске партнера, который помог бы ему вытащить компанию из кризиса. Но партнера найти не удалось, и Александров-младший в одиночестве улетел в Москву, в администрацию Президента РФ, просить благословения и второго шанса.
Судя по всему, второй шанс ему дали. Как рассказывает источник «Нового проспекта», в то время работавший в Смольном, в январе 2019 года профильный комитет получил задание организовать тендер по достройке станций метро по упрощенной процедуре. Многие в Смольном были уверены, что выиграет его «Стройтрансгаз». Но «Метрострой» удержал его в своих руках благодаря квалификации и старым связям с главой Совета Федерации, бывшим губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко.
«В реальности расторжение контракта на строительство метро означает тяжелый труд в несколько месяцев. Представляете себе, что такое вытащить щит из подземки, вынести оттуда всё оборудование, законсервировать станцию и горные выработки? Проще и дешевле было дать «Метрострою» доделать станции. Компания выторговала это право. А Смольный в свою очередь не упустил возможность ужесточить контроль над действиями компании», — вспоминает участник рынка метростроения.
Однако «Метрострой» не сумел построить три станции метро к выборам губернатора. Их открыли только через месяц. А еще через 4 месяца Александрова-младшего арестовали. С декабря 2019 по апрель 2020 года он стал фигурантом трех уголовных дел. Все они были возбуждены петербургским следствием ФСБ по 4 части статьи 160 УК РФ «Присвоение или растрата». Общая сумма «растрат» превышает 500 млн рублей. Сейчас Александров-младший находится под домашним арестом, куда его совсем недавно отпустили из СИЗО, а Александров-старший еще в июле 2020 года передал свои 13% акций «Метростроя» своей невестке, а она — Константину Ерошенко, которого связывают с соратником Владимира Путина Геннадием Тимченко.
Директор нарушил планы
«Метрострой» несколько лет не может выйти из кризиса. Но после прихода на должность директора компании Ивана Каргина в январе 2020 года ситуация стала налаживаться.
«По итогам первого полугодия 2021 года компания показала хорошую динамику: полностью отсутствуют задержки по выплатам заработной платы, налоги выплачиваются вовремя, организация планирует свою деятельность. Удалось достичь и выполнения объемов строительства, предусмотренных государственными контрактами, темп их исполнения превышает 1 млрд рублей в месяц. Годовая программа на 2021 год будет исполнена досрочно осенью текущего года», — сообщили в комитете по развитию транспортной инфраструктуры.
То есть за полгода «Метрострой» показал, что может нормально работать, если избавить его от давления кредиторов и не вставлять палки в колеса с приемкой работ. Но несмотря на это власти продолжают готовить предприятие к банкротству, которое намечено на начало сентября. Идею банкротства предложил вице-губернатор Максим Соколов.
Еще в начале 2021 года была утверждена дорожная карта, согласно которой строительство метро в Петербурге должно было перейти от ОАО «Метрострой» к АО «Метрострой Северной столицы» (МСС). Эта компания была создана в 2020 году правительством Петербурга и банком ВТБ. Ее уставный капитал делится в пропорции 65% на 35%, контрольный пакет у Смольного.
Новое юрлицо получило право требования 3,7 млрд рублей с АО «Метрострой» и стало новым крупнейшим его кредитором. План заключается в том, чтобы провести контролируемое банкротство и перевести на новое юрлицо технику, недвижимость, а также все кадры «Метростроя» и наделить «МСС» статусом единственного поставщика в области петербургского метростроения.
Но что-то пошло не так. Сначала возникли проблемы со статусом единственного поставщика. Дать его может только федеральный центр. Петербургские власти ждали, что это произойдет в апреле 2021 года, потом срок сдвинулся на июль 2021 года. И до сих пор статус не оформлен.
Также возникла проблема по переводу кадров в новую компанию. Часть работников с сомнением отнеслась к тому, чтобы войти в штат «МСС». Этот процесс собирались провести в два этапа: перевод ключевых сотрудников (42 человека) и перевод «иных» сотрудников (2640 из 3530 человек). Всё это должно было произойти еще в июне-июле, но не случилось.
Более того, по данным «Нового проспекта», коллектив метростроителей написал обращение к губернатору Беглову, где выразил доверие и поддержку гендиректору Ивану Каргину и попросил не банкротить «Метрострой», а поддержать его в год 80-летия создания компании.
Осведомленный собеседник «Нового проспекта» из городского правительства объясняет ситуацию просто: Иван Каргин мешает реализации плана по банкротству «Метростроя». Кроме того, он показал, что компания может нормально работать. То есть появился смысл не банкротить компанию, а восстановить. Но это будет означать отказ от банкротного плана, что противоречит намерениям Смольного. Пока также открытым является вопрос, сам ли Иван Каргин решил защищать компанию вплоть до конфронтации с властями или за ним стоит какой-то серьезный игрок.