Подвел дизель. Северная верфь получила банкротный иск

ПАО «Северная верфь» задолжало ООО «Дорстройснаб-Терминал» за дизельное топливо. Контрагент грозит верфи иском о банкротстве, надеясь ускорить выплаты. Платежная дисциплина судостроительного завода могла ухудшиться на фоне ухода иностранных поставщиков оборудования и реструктуризации Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

В картотеке арбитражных дел появилось исковое заявление ООО «Дорстройснаб-Терминал» о признании банкротом ПАО «Северная верфь». Сумма претензий небольшая — 2,5 млн рублей.

В пресс-службе судостроительного завода отметили, что заявление еще не принято к производству, а сам иск в ПАО не поступал, поэтому комментарии преждевременны.

ООО «Дорстройснаб-Терминал» занимается торговлей топливом. По данным картотеки арбитража, в прошлом году компания поставила Северной верфи дизельное топливо, но оплату не получила. В мае текущего года арбитражный суд Петербурга и Ленобласти решил взыскать с Северной верфи 2,3 млн рублей (долг за поставку и пени). Однако эта сумма, судя по всему, поставщику топлива так и не была возвращена, после чего он обратился в суд уже с заявлением о признании контрагента несостоятельным.

Сигнал бедствия

В случае с Северной верфью, входящей в ОСК, очевидно, что банкротства компании никто не допустит. «А такой рычаг давления, как заявление о признании контрагента банкротом, компании часто используют, чтобы ускорить оплату своих услуг», — говорит один из участников рынка.

«Подача заявления о банкротстве еще не свидетельствует об ухудшении платежной дисциплины компании. Но к Северной верфи только в текущем году предъявлено больше 100 исков, и это уже можно считать симптомом проблемы», — комментирует Сергей Бакешин, советник, руководитель практики разрешения и споров Maxima Legal.

По данным СПАРК, выручка ПАО «Северная верфь» за прошлый год превысила 30,9 млрд рублей. Убыток составил 3,5 млрд рублей.

Замкнутый круг

Возможно, на платежную дисциплину Северной верфи повлияли сложности с поставщиками оборудования из недружественных стран. На судостроительной выставке «Нева-2023» генеральный директор верфи Игорь Орлов говорил о том, что зарубежные контрагенты остались должны предприятию около € 10 млн. Это авансы за работы, которые поставщики фактически не выполнили, отказавшись работать с судостроительным заводом на фоне санкций, пояснял Игорь Орлов.

Кроме того, ОСК, в которую входит Северная верфь, ожидают глобальные перемены. Осенью этого года 100% акций корпорации были переданы в управление на 5 лет ВТБ. Президент РФ Владимир Путин говорил о том, что сейчас ОСК — «это работающая структура, набирающая темп», но «проблем и вопросов много».

«Судя по сообщениям СМИ, передача ОСК под управление ВТБ сделана в том числе для решения вопросов с расчетами и для улучшения финансового положения корпорации в целом», — комментирует Сергей Бакешин.

«Впрочем, в период реформирования системы управления ситуация с неплатежами может даже обостриться, например если новый менеджмент будет тщательно проверять обоснованность расходов», — добавляет он.

Повысить эффективность

Глава ВТБ Андрей Костин, который сейчас занимает пост председателя совета директоров ОСК, заявил, что это одна из наименее эффективных компаний, которыми владеет государство. «Проблем достаточно: и корпоративное управление, и огромная финансовая дыра, и глубокое технологическое отставание, особенно в зоне гражданского судостроения», — перечислял он.

По его словам, практически все контракты ОСК с заказчиками убыточные, а вся отрасль судостроения всё время «на подсосе государства». У корпорации, по информации Андрея Костина, отсутствует единая достоверная финансовая отчетность, и надо брать каждое предприятие и судно в производстве и смотреть на эффективность этой деятельности.

Как говорит источник, знакомый с ситуацией, пока по факту в ОСК поменяли лишь нескольких топ-менеджеров, в том числе пост покинул гендиректор корпорации Алексей Рахманов. Других значительных изменений в работе ОСК и ее предприятий нет.

«Впрочем, ожидать глобальных изменений в работе ОСК не стоит», — считает один из собеседников «Нового проспекта». По его словам, проблема в том, что нужно в целом менять подход к управлению корпорацией, иначе ее заводы не станут эффективными. «Не думаю, что ВТБ сейчас под силу провести такие изменения», — заключил эксперт.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня