Под честное слово. Рестораторы предлагают отложить обязательную маркировку пива
В сентябре продолжился эксперимент по внедрению в пивной отрасли национальной системы «Честный знак», который должен был закончиться 31 августа 2022 года. Постановлением правительства РФ он продлен до 28 февраля 2023 года: слишком много вопросов вызывает эта инициатива у представителей отрасли.
Снижение фальсификата
Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), являющийся оператором системы маркировки «Честный знак», констатирует эффективность системы.
«Национальная система «Честный знак» уже распространяется на 14 категорий товаров, еще по пяти группам проводятся эксперименты. Эффективность подтверждается снижением уровня контрафакта во многих отраслях», — говорит Яна Низамиди, руководитель группы товаров «Пиво и пивные напитки» ЦРПТ, на встрече ресторанного сообщества RestoGR.
Наибольшее снижение, по данным ЦРПТ, зафиксировано по шинам и покрышкам — вдвое (с 24,7% в 2019 году до 12,6% в 2021-м), по парфюмерии — на 13% (с 43,7% до 37,8%), по лекарствам — на треть (с 18,6% до 13%), а также по обуви (с 15% до 11%) и табачной продукции (с 15,6% до 11,5%).
«В молочной отрасли до введения маркировки как минимум 10% всей продукции было фальсифицировано с точки зрения растительных жиров, 55% — с точки зрения антибиотиков и так далее. Через 6-9 месяцев после введения маркировки всё это сошло на нет», — приводит пример Олег Павлов, заместитель председателя Общественного совета при Роспотребнадзоре.
Говоря конкретно о пиве, он рассказывает, что Роскачеством было исследовано 172 образца. Из них 127 имеют недостатки, среди которых — незаявленные искусственные красители, консерванты, недостаточность солода и прочее.
«Так вот задача маркировки не выявить как можно большее число нарушений, а сократить их количество», — подчеркивает Яна Низамиди.
Уже сейчас, по ее словам, благодаря диалогу регулятора, оператора и представителей бизнеса разработан интуитивно понятный веб-интерфейс без дополнительных приложений и ссылок: все операции, от описания товаров и заказа кодов до отправки сведений о продаже, можно выполнять в личном кабинете системы; реализованы бесплатные инструменты, такие как личный кабинет ГИС МТ, мобильное приложение «Честный Знак.Бизнес», электронный документооборот «Эдо-Лайт» и прочее, а по пиву запущенна программа беспроцентной рассрочки оборудования для маркировки.
Затраты не вырастут?
«Цифровая маркировка товаров не представляет угрозу ценового риска и не оказывает влияния на рост себестоимости. Это доказано на примере всех товарных групп, в которых она введена», — утверждает Яна Низамиди.
Также введение маркировки, по ее информации, не приведет к значимому увеличению затрат на обработку продукции в оптовой и в розничной торговле, так как большинство предприятий торговли уже располагают необходимым оборудованием и программным обеспечением, а их сотрудники имеют опыт работы с такой продукцией.
«Сегодня ведется работа над бесшовной интеграцией системы маркировки и ЕГАИС и возможностью работы в системе маркировки в рамках единого окна», — говорит Низамиди.
По оценкам НИУ ВШЭ, при введении обязательной маркировки пива и пивных напитков расходы организаций розничной торговли на работу с данной продукцией вырастут не более чем на 0,5%.
Все расходы за счет гостя
Рестораторы сильно в этом сомневаются. «На закупку и внедрение оборудования для маркировки воды в своих ресторанах мы потратили около 4 млн рублей. Сомневаюсь, что для пива потребуется меньше», — говорит Евгений Фоломеев, руководитель логистического центра сети «Теремок».
Кроме того, обязательно увеличится время обработки поступающей продукции персоналом, а время в данном случае также равняется деньгам.
«Считывание кода маркировки на первый взгляд действительно кажется простым мероприятием. Но вот приехали кеги с пивом от поставщика. Кеги у нас поступают не на точки продаж, а в распределительный центр, и поступают паллетами. На их выгрузку-приемку тратится 2-3 минуты. Если у сотрудника появится новая задача по считыванию кода с каждой кеги, то для этого ему нужно будет переложить все 18 бочек с каждой паллеты. А она не одна! Сколько времени ему для этого понадобится? Какое количество дополнительных ресурсов мне нужно привлечь?» — вопрошает Евгений Фоломеев.
«На наш склад абсолютно точно потребуется как минимум еще один сотрудник», — подтверждает Кирилл Журавлёв, основатель кафе «Чердак» и руководитель дистрибьюторской компании Beeribo.
Он рассказывает, что сейчас его компания работает с почти 70 партнерами-производителями по России, и все они находятся в напряжении: они не понимают, как будет выглядеть работа по маркировке, и у них тоже нет ресурсов.
В результате за все нововведения заплатит гость. По оценке Кирилла Журавлёва, цена каждой кружки пива может стать дороже на «десятки рублей». А Максим Кораблёв-Дайсон, генеральный менеджер и управляющий партнер MKS Management Company (сети ресторанов «Пхали-Хинкали» и «Хачо и Пури») прогнозирует удорожание пива на 3-5%.
Избыточный контроль
Наконец, рестораторы говорят об избыточном контроле. Кирилл Журавлёв вспоминает о том, как контролирующие органы ввели для ресторанов сначала алкодекларации, а потом альтернативную им систему ЕГАИС, пообещав отменить алкодекларации. «В результате никто ничего не отменил: мы сдаем отчеты и там, и там», — говорит он, отмечая, что теперь будет еще и третья система — «Честный знак».
Именно избыточный контроль очень сильно напрягает «белый» бизнес. «Существует два параллельных мира. Один — мир законопослушных предпринимателей, у которых постоянно растет проверочная фискальная нагрузка, и им всё сложнее работать. И есть параллельный мир с контрафактом, мир заведений без лицензии, где люди даже не собираются заводить ни марки, ни этикетки, ни «Честный знак», ни ЕГАИС. И нас нагружают всё больше и больше, а в ту сторону даже не смотрят», — отмечает Кирилл Журавлёв.
Олег Павлов согласен с существованием двух миров. «И задача маркировки не только в том, чтобы прекратить выпуск некачественной продукции, но и в том, чтобы расширить рынок для добросовестных компаний», — говорит он, добавляя, что те компании, которые вводят маркировку, должны максимально освобождаться от контроля, и на это есть установка в том числе данная президентом, который говорит о переходе к риск-ориентированному подходу (риск-ориентированный подход применяется в контрольно-надзорной деятельности и предполагает снижение количества государственных проверок в зонах, где риск нарушений меньше, снижая таким образом административную нагрузку на добросовестные предприятия. — Прим. «НП»).
«Ты ввел маркировку, и с этого момента с учетом тех данных, которые есть в Федеральной налоговой службе (а она прекрасно видит даже без личного визита, какие предприятия общественного питания бьют чеки, а какие нет), будет видно, куда вообще не нужно приходить, а куда нужно», — заключает Олег Павлов.
Пока этот посыл не будет работать на деле, рестораторы считают, что обязательную маркировку пива, которая в следующем году планируется к введению, лучше отложить.
На данный момент в разработанном Минпромторгом проекте постановления правительства предполагается, что с 1 апреля 2023 года начнется работа с маркировкой пива. Уже проведены эксперименты на производстве и в рознице.
Эксперимент по пиву продлен до 28 февраля 2023 на основании Постановления правительства Российской Федерации от 20 августа 2022 № 1466 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации в части продления сроков проведения экспериментов по маркировке товаров средствами идентификации».
Обязательная маркировка пива и слабоалкогольных напитков станет возможна благодаря интеграции ЕГАИС и информационной системы маркировки. Поэтому российские пивовары смогут зарегистрироваться в системе маркировки как участники оборота только в случае, если они уже подключены к ЕГАИС.
Проекты постановления устанавливают сроки начала цифровой маркировки этих товарных групп. Так, с 1 марта 2023 года может стать обязательной регистрация участников отрасли в системе маркировки «Честный знак», с 1 апреля 2023 года — маркировка пивной продукции в кегах, с 1 октября 2023 года — в стеклянной и ПЭТ-таре, а с 15 января 2024 года — в алюминиевых банках. Также с 1 апреля начнет действовать обязательство оптовой и розничной торговли передавать в систему маркировки информацию о продаже промаркированной продукции. При этом передача информации о частичном выбытии пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в специализированную упаковку (кеги), при их реализации в розлив станет обязательной с 1 июня 2024 года.