По маркетплейсам пройдется законодательный каток
Новый проспект
Статьи

По маркетплейсам пройдется законодательный каток

Прочитано: 6249

Фото: Владимир Антонов / Коммерсантъ

Российские маркетплейсы решили зарегулировать окончательно. В Госдуму внесен законопроект, запрещающий площадкам типа Wildberries, Ozon или «Яндекс Маркет» брать деньги за возврат товаров. И это еще не всё: «единорогов» рынка урежут в правах сильнее прочих.

Авторами нового законопроекта являются глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Они считают, что «агрегаторы информации о товарах» — именно так в документы названы маркетплейсы — часто ставят продавцов в невыгодное положение, используя пробелы в законодательстве.

А маркетплейсы со «значительным положением на рынке» и вовсе могут «злоупотреблять возможностью одностороннего изменения условий работы, вплоть до наложения строгих санкций и блокировки личных кабинетов за нарушения договоров оферты».

Поэтому новым законодательным актом предлагается, во-первых, ввести общее регулирование для всех игроков рынка и, во-вторых, дополнительное — для тех, кто занимает более 20% на рынке.

Новые запреты

Если закон вступит в силу, то маркетплейсы должны будут, например, контролировать возраст покупателей, не допускать продажу товаров, оборот которых в России запрещен или ограничен, проверять маркировку товаров и пр.

Среди других положений — запрет требовать с покупателя компенсацию за возврат товара, а также получать такие платежи.

«Значимые» маркетплейсы не смогут менять условия договоров услуг, предварительно не уведомив контрагентов и клиентов не менее чем за 30 дней. Кроме того, им нельзя будет навязывать услуги, не относящиеся к электронной торговле, запрещать продавцам торговать на других платформах или создавать преимущества для продажи собственных марок. Площадкам также запретят заключать договоры с ПВЗ, по которым те могут выдавать заказы только одного маркетплейса.

И для больших, и для маленьких маркетплейсов появится общий запрет: стоимость всех их услуг не сможет превышать 10% от общей стоимости товара, в отношении которого она оказана. А неустойка за нарушение договора будет ограничена 15% от стоимости услуги, в отношении которой допустили нарушение.

Очередная ступенька

Это не первые шаги в деле регулирования маркетплейсов. Например, в сентябре 2023 года в Госдуму уже вносили схожий проект. Он обязывал площадки фиксировать тарифы на год вперед и запрещал отключать продавцам доступ к личному кабинету в одностороннем порядке. Однако в феврале 2024 года законопроект раскритиковал Минпромторг, предложив его смягчить.

Вопросы правового регулирования российского рынка электронной торговли и отечественных маркетплейсов уже обсуждали всем миром, а точнее, с участием и законодателей, и самих игроков. Последняя такая встреча прошла в РОЦИТ (Региональный общественный центр интернет-технологий) в феврале этого года. Искали баланс и пытались взвесить препятствия для развития бизнеса. Важная задача — защита прав потребителей и данных.

«Маркетплейсы — это феномен новой цифровой экономики, при этом в своей работе они руководствуются законами, которые были написаны задолго до их появления, — объяснял позицию государства зампредседателя комитета Государственной думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТ Антон Горелкин. — Существующее законодательство, которое регулирует маркетплейсы, эксперты считают недостаточно проработанным. Регулирование должно быть гибким, учитывать интересы как продавцов, так и покупателей, при этом безжалостным по отношению к мошенникам, которые активно пользуются инструментами интернет-торговли в своих интересах».

Представители маркетплейсов, в свою очередь, давили на другое. «Сегодня сервисы электронной торговли доступны как в крупных городах, так и в удаленных регионах. Это делается для того, чтобы наши граждане могли пользоваться благами электронной торговли вне зависимости от места, где живут. Товары продают и доставляют в любую точку страны, и это достигнуто благодаря огромным усилиям бизнеса и очень сдержанному регулированию», — заявил, например, заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев.

Руководитель по взаимодействию с органами государственной власти Wildberries Александр Литвак отметил, что маркетплейсы готовы к дискуссии и введению нового регулирования, но уточнил, что оно должно быть сбалансированным, долгосрочным (минимум на 3 года) и направлено на развитие партнеров и участников этого рынка, а также на защиту прав потребителей. «Целевая функция — защита прав потребителей, в этом заинтересованы сами агрегаторы», — пояснил представитель Wildberries.

Маркетплейсы-монополисты

В январе этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России установила, что Wildberries и Ozon занимают 80% рынка маркетплейсов. При этом ведомство фиксирует рост количества жалоб от потребителей и предпринимателей на работу площадок. Причинами обращений становятся завышение логистических затрат, навязывание невыгодных условий и начисление штрафов.

При этом, по данным Data Insight, объем продаж на популярных маркетплейсах составил 4,3 млрд рублей в первом полугодии 2023 года. На 53% увеличилась доля продаж на Wildberries и Ozon, количество заказов выросло на 77%.

Общий рост количества интернет-заказов в августе 2023 года составил 109%. Потребительское поведение вернулось к докризисному уровню в конце весны 2023 года, констатируют аналитики. Зафиксировано снижение среднего чека за счёт дробления заказов, роста доли маркетплейсов и сервисов доставки продуктов. Потенциал сокращения среднего чека сохранится ещё несколько лет, до 2027 года, прогнозируют эксперты.

Аналитик Data Insight Федор Вирин считает, что универсальные маркетплейсы — главные драйверы роста рынка e-commerce. Так, в 2023 году количество заказов на маркетплейсах составило 4076 млн штук из 5142 млн штук во всём e-commerce. Недооцененным сегментом рынка являются нишевые маркетплейсы. В 2023 году объем рынка нишевых маркетплейсов вырос на 27% и составил почти 600 млрд рублей. Согласно прогнозам экспертов, при сохранении текущих темпов развития объем рынка может достичь 1 трлн рублей к 2026 году.

Кому выгоден закон

Бо́льшая доля селлеров на двух крупнейших маркетплейсах (Wildberries и Ozon) — индивидуальные предприниматели (82% и 74% на ноябрь для Wildberries и Ozon соответственно). Для них нововведения по регулированию договорных отношений с площадками — несомненно плюс.

Игроками на рынке нишевых маркетплейсов являются два типа игроков. Во-первых, это крупные нишевые продавцы, для которых нишевый маркетплейс становится способом быстрого роста для онлайн-канала. Примерами таких игроков могут служить «Детский мир», «М.Видео», «Ламода». Во-вторых, это специализированные площадки, которые смогут удачно выбрать особенную нишу и быстро набрать в ней хорошую экспертизу (FlowWow, «Ютека», emed.market, Labstore, Sapsana и другие).

Лидирует по количеству новых продавцов маркетплейс «Мегамаркет» (+95% за неполный 2023 год). На втором месте — «Яндекс Маркет» (+73%), на третьем — Ozon (+67%). На Wildberries зафиксирован рост в 22%. На маркетплейсах KazanExpress и AliExpress стало меньше продавцов: на 7% и на 27% соответственно.

Законопроект, если он будет принят, должен вступить в силу уже через год, 1 марта 2025 года. Регулировать выполнение описанных в нём требований будет ФАС.


e-commerce торговля законопроект маркетплейс
Другие статьи автора Читайте также по теме
Руководитель лаборатории коммуникаций в креативных индустриях Высшей школы экономики Наталия Белякова рассказала «Новому проспекту» почему у каждого города свой неповторимый аромат, чем пахнет Петербург и как с помощью запаха производитель и продавец могут внедрить продукцию в подсознание покупателей.
Любое даже формальное нарушение прав потребителя может обернуться взысканием с продавца трехкратной стоимости товара. Представители бизнеса считают такие санкции несоразмерными и стимулирующими злоупотребления, а законотворцы намерены запретить судам снижать взыскиваемую с бизнеса неустойку.
Как внедрить свою продукцию в подсознание покупателей и зачем ароматное сопровождение шедеврам живописи, «Новому проспекту» рассказала руководитель лаборатории коммуникаций в креативных индустриях Высшей школы экономики Наталия Белякова.

Петербург оказался на второй строчке в российском рейтинге качества жизни
22.05.2024
Петербург вошел в тройку лидеров рейтинга качества жизни населения за 2023 год
22.05.2024
В Ленобласти установят 500 новых камер контроля скорости автомобилей
22.05.2024
Премьер Британии Сунак назначил досрочные выборы на 4 июля
22.05.2024
Бывший владелец балтийского банка Андрей Исаев получил 8 лет колонии за мошенничество
22.05.2024
Туристов, которые не заплатили в Петербурге курортный сбор, будут штрафовать
22.05.2024
Петербург выбрал трех новых почетных граждан: двух академиков и музыканта
22.05.2024
Россияне с капиталом в 100 млн рублей и больше возвращаются в российские банки
22.05.2024
Структура холдинга «ФСК» построит жилой комплекс в Московском районе Петербурга
22.05.2024
Россияне начнут копить деньги на жилье с помощью нового банковского инструмента
22.05.2024
Застройщик «Полис» выходит в сегмент малоэтажного строительства
22.05.2024
Петербургская компания построит причал для пассажирских судов на Ладоге
22.05.2024
Завод Bosch в Стрельне перешел под контроль «дочки» «Газпрома»
22.05.2024
Московская сеть фитнес-клубов DDX Fitness расширит присутствие в Петербурге
22.05.2024
Три европейских государства признали Палестину
22.05.2024
Иноагентов будут досрочно лишать депутатского мандата ЗАКСа Петербурга
22.05.2024
Жители СЗФО увеличили расходы на покупку драгоценностей
22.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки