По маркетплейсам пройдется законодательный каток

Фото: Владимир Антонов / Коммерсантъ

Российские маркетплейсы решили зарегулировать окончательно. В Госдуму внесен законопроект, запрещающий площадкам типа Wildberries, Ozon или «Яндекс Маркет» брать деньги за возврат товаров. И это еще не всё: «единорогов» рынка урежут в правах сильнее прочих.

Авторами нового законопроекта являются глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Они считают, что «агрегаторы информации о товарах» — именно так в документы названы маркетплейсы — часто ставят продавцов в невыгодное положение, используя пробелы в законодательстве.

А маркетплейсы со «значительным положением на рынке» и вовсе могут «злоупотреблять возможностью одностороннего изменения условий работы, вплоть до наложения строгих санкций и блокировки личных кабинетов за нарушения договоров оферты».

Поэтому новым законодательным актом предлагается, во-первых, ввести общее регулирование для всех игроков рынка и, во-вторых, дополнительное — для тех, кто занимает более 20% на рынке.

Новые запреты

Если закон вступит в силу, то маркетплейсы должны будут, например, контролировать возраст покупателей, не допускать продажу товаров, оборот которых в России запрещен или ограничен, проверять маркировку товаров и пр.

Среди других положений — запрет требовать с покупателя компенсацию за возврат товара, а также получать такие платежи.

«Значимые» маркетплейсы не смогут менять условия договоров услуг, предварительно не уведомив контрагентов и клиентов не менее чем за 30 дней. Кроме того, им нельзя будет навязывать услуги, не относящиеся к электронной торговле, запрещать продавцам торговать на других платформах или создавать преимущества для продажи собственных марок. Площадкам также запретят заключать договоры с ПВЗ, по которым те могут выдавать заказы только одного маркетплейса.

И для больших, и для маленьких маркетплейсов появится общий запрет: стоимость всех их услуг не сможет превышать 10% от общей стоимости товара, в отношении которого она оказана. А неустойка за нарушение договора будет ограничена 15% от стоимости услуги, в отношении которой допустили нарушение.

Очередная ступенька

Это не первые шаги в деле регулирования маркетплейсов. Например, в сентябре 2023 года в Госдуму уже вносили схожий проект. Он обязывал площадки фиксировать тарифы на год вперед и запрещал отключать продавцам доступ к личному кабинету в одностороннем порядке. Однако в феврале 2024 года законопроект раскритиковал Минпромторг, предложив его смягчить.

Вопросы правового регулирования российского рынка электронной торговли и отечественных маркетплейсов уже обсуждали всем миром, а точнее, с участием и законодателей, и самих игроков. Последняя такая встреча прошла в РОЦИТ (Региональный общественный центр интернет-технологий) в феврале этого года. Искали баланс и пытались взвесить препятствия для развития бизнеса. Важная задача — защита прав потребителей и данных.

«Маркетплейсы — это феномен новой цифровой экономики, при этом в своей работе они руководствуются законами, которые были написаны задолго до их появления, — объяснял позицию государства зампредседателя комитета Государственной думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТ Антон Горелкин. — Существующее законодательство, которое регулирует маркетплейсы, эксперты считают недостаточно проработанным. Регулирование должно быть гибким, учитывать интересы как продавцов, так и покупателей, при этом безжалостным по отношению к мошенникам, которые активно пользуются инструментами интернет-торговли в своих интересах».

Представители маркетплейсов, в свою очередь, давили на другое. «Сегодня сервисы электронной торговли доступны как в крупных городах, так и в удаленных регионах. Это делается для того, чтобы наши граждане могли пользоваться благами электронной торговли вне зависимости от места, где живут. Товары продают и доставляют в любую точку страны, и это достигнуто благодаря огромным усилиям бизнеса и очень сдержанному регулированию», — заявил, например, заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев.

Руководитель по взаимодействию с органами государственной власти Wildberries Александр Литвак отметил, что маркетплейсы готовы к дискуссии и введению нового регулирования, но уточнил, что оно должно быть сбалансированным, долгосрочным (минимум на 3 года) и направлено на развитие партнеров и участников этого рынка, а также на защиту прав потребителей. «Целевая функция — защита прав потребителей, в этом заинтересованы сами агрегаторы», — пояснил представитель Wildberries.

Маркетплейсы-монополисты

В январе этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России установила, что Wildberries и Ozon занимают 80% рынка маркетплейсов. При этом ведомство фиксирует рост количества жалоб от потребителей и предпринимателей на работу площадок. Причинами обращений становятся завышение логистических затрат, навязывание невыгодных условий и начисление штрафов.

При этом, по данным Data Insight, объем продаж на популярных маркетплейсах составил 4,3 млрд рублей в первом полугодии 2023 года. На 53% увеличилась доля продаж на Wildberries и Ozon, количество заказов выросло на 77%.

Общий рост количества интернет-заказов в августе 2023 года составил 109%. Потребительское поведение вернулось к докризисному уровню в конце весны 2023 года, констатируют аналитики. Зафиксировано снижение среднего чека за счёт дробления заказов, роста доли маркетплейсов и сервисов доставки продуктов. Потенциал сокращения среднего чека сохранится ещё несколько лет, до 2027 года, прогнозируют эксперты.

Аналитик Data Insight Федор Вирин считает, что универсальные маркетплейсы — главные драйверы роста рынка e-commerce. Так, в 2023 году количество заказов на маркетплейсах составило 4076 млн штук из 5142 млн штук во всём e-commerce. Недооцененным сегментом рынка являются нишевые маркетплейсы. В 2023 году объем рынка нишевых маркетплейсов вырос на 27% и составил почти 600 млрд рублей. Согласно прогнозам экспертов, при сохранении текущих темпов развития объем рынка может достичь 1 трлн рублей к 2026 году.

Кому выгоден закон

Бо́льшая доля селлеров на двух крупнейших маркетплейсах (Wildberries и Ozon) — индивидуальные предприниматели (82% и 74% на ноябрь для Wildberries и Ozon соответственно). Для них нововведения по регулированию договорных отношений с площадками — несомненно плюс.

Игроками на рынке нишевых маркетплейсов являются два типа игроков. Во-первых, это крупные нишевые продавцы, для которых нишевый маркетплейс становится способом быстрого роста для онлайн-канала. Примерами таких игроков могут служить «Детский мир», «М.Видео», «Ламода». Во-вторых, это специализированные площадки, которые смогут удачно выбрать особенную нишу и быстро набрать в ней хорошую экспертизу (FlowWow, «Ютека», emed.market, Labstore, Sapsana и другие).

Лидирует по количеству новых продавцов маркетплейс «Мегамаркет» (+95% за неполный 2023 год). На втором месте — «Яндекс Маркет» (+73%), на третьем — Ozon (+67%). На Wildberries зафиксирован рост в 22%. На маркетплейсах KazanExpress и AliExpress стало меньше продавцов: на 7% и на 27% соответственно.

Законопроект, если он будет принят, должен вступить в силу уже через год, 1 марта 2025 года. Регулировать выполнение описанных в нём требований будет ФАС.

Актуально сегодня