По ГОСТу. В Петербурге откроется новая сеть продуктовых магазинов
Новый проспект
Статьи

По ГОСТу. В Петербурге откроется новая сеть продуктовых магазинов

Прочитано: 572

В магазинах новой сети «ГОСТ» между производителем и покупателем не будет посредника: торговать будут сами производители. Эксперты рынка считают проект «крутым», но беспокоятся, доросли ли российские компании до такой серьезной кооперации.

Производитель как соучредитель

«Новому проспекту» Антон Георгиев информацию о запуске новой сети подтвердил, но деталей ее создания не раскрыл.

«Основная идея в том, что в магазинах будут продаваться только отечественные продукты, изготовленные по ГОСТу. Между производителем и покупателем не будет посредника, так как владельцами магазинов станут сами производители, что даст возможность предложить продукцию лучшего качества по конкурентным ценам», — пояснил он главную идею формата в одной из соцсетей.

Все победители?

На первый взгляд, идеальный пример win-win-win: производители, став партнерами, получают собственную сеть магазинов и стабильный сбыт; основатель сети — свою прибыль; потребители — качественный товар по оптимальным ценам. Но жизнь всегда вносит свои коррективы, говорят эксперты.

«Когда доходит до практики, всё оказывается не столь радужно», — говорит Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети.

Он рассказывает, что попытки создания подобных проектов были не только в Петербурге. Но в России успешных объединений производителей, способных развивать собственные торговые сети, он пока не наблюдает: «Весь сбыт всё равно так или иначе идет через сетевые коммерческие структуры, которые выбирают производителей, интересных для себя», — говорит он.

Идею Антона Георгиева эксперт называет крутой и в целом очень правильной, но сомневается в том, что сообщество производителей дозрело до уровня такого кооперативного взаимодействия, как, к примеру, финское Valio. «У нас, конечно, были кооперативы, но они не стали успешными, иначе не развалились бы, а существовали до сих пор», — добавляет он.

Главной проблемой данного взаимодействия Михаил Лачугин считает то, что производитель, как правило, не готов брать на себя ответственность за всю цепочку пути своего товара: он сдает его в магазин и более не хочет думать, что там с ним происходит. «Здесь им предлагается стать соучредителями проекта, а это уже дополнительная ответственность, и многие не понимают, как такие модели работают, и не хотят в это вникать. И основные сложности я вижу именно в этом», — говорит эксперт.


Двигаться маленькими шагами

Кроме того, крайне важно, насколько серьезным будет контроль качества продукции. «Многие проекты, которые начинали на локальных рынках, поначалу стараются жестко контролировать качество, а когда проект масштабируется, этот контроль ослабевает», — объясняет Михаил Лачугин, приводя в пример известную сеть «ВкусВилл», поначалу скрупулезно отбирающую поставщиков, а теперь иногда допускающую некоторые эксперименты. «Это болезнь роста и проблема некоей внутренней расслабленности», — считает он.

Михаил Лачугин рекомендует основателю новой сети прежде всего не питать иллюзий и не пытаться «объять необъятное». «Этот проект однозначно интересен и его нужно пробовать претворять в жизнь, но идти нужно очень маленькими шагами, не пытаться сразу открыть сто магазинов (а в изначальных планах у них вообще было открыть несколько сотен сразу). Это обязательно нужно делать, но не сразу, одномоментно, а поступательно, возможно, за несколько лет, набивая неизбежные шишки и отлаживая и корректируя эту модель», — объясняет эксперт, добавляя, что с поставщиками-производителями нужно тщательно работать, поначалу отобрав небольшое количество и сделав работу с сетью «ГОСТ» определенной привилегией.

«Конкуренция среди поставщиков должна быть не в том, кто предложил самую низкую цену, а в том, кто предложил оптимальное соотношение цены и реального качества и кто готов предложить сопутствующий сервис, принимая участие в развитии проекта», — заключает он.

Что касается названия, то, как объясняет Лачугин, «слово «ГОСТ» не всегда означает «качество»: по ТУ можно выпускать более качественный товар. Но это знаем мы, профессионалы рынка, а для массового потребителя название очень удачное: простое, понятное, запоминающееся».


Куда уйдут деньги

Количество инвестиций в проект не называется, но сами магазины, по данным Михаила Лачугина, будут самыми обычными, прилавочного типа, с довольно простым оборудованием. Но в любом случае придется вкладывать деньги в аренду помещений и их ремонт, покупку и установку оборудования, минимальную рекламу и транспорт для развозки продукции, а также найм персонала.

«С учетом специфики модели не будут нужны средства на закупку продукции у поставщиков. Это большой плюс при условии, что с поставщиками удастся договориться», — добавляет эксперт.

«Вряд ли магазины будут строиться, это нецелесообразно с точки зрения вложений, да и подходящей земли в городе фактически нет, поэтому они будут арендованы. При этом речь наверняка идет о магазинах в спальных районах, где ставка аренды ориентировочно 1-1,5 тыс. рублей за квадратный метр в месяц», — считает Алексей Федоров, директор департамента инвестиции в недвижимость компании Maris.


Как выиграть при наборе персонала

Говоря о персонале, Мария Бузунова, руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад, отмечает, что в каждый из 20 магазинов необходимо набрать как минимум основную команду, а это не только продавцы и кассиры, но и администраторы, комплектовщики, грузчики и прочие.

«В продуктовом ретейле крайне высока текучка, и службе HR нужно иметь в виду, что очень часто соискатель откликается на вакансию, но за день до собеседования или вообще уже будучи нанятым может увидеть чуть более выгодную вакансию, с ценой вопроса буквально в 500 рублей, и уйти к другому работодателю», — предупреждает Мария Бузунова.

Поэтому, кроме нехватки персонала, у работодателя может быть риск так называемого контрофера — «недохода» потенциального сотрудника до собеседования или даже до рабочего места: такова специфика отрасли.

«Зарплатные ожидания в ретейле не самые высокие, поэтому если работодатель укажет заработную плату чуть выше рынка хотя бы на 5%, то он выиграет в наборе», — дает рекомендацию эксперт. Средней зарплатой для продавцов и кассиров, по ее данным, является около 45-50 тыс. рублей, для грузчиков — около 30-35 тыс. рублей.

Кроме того, Мария Бузунова обращает внимание основателей новой сети на конкурентов. Для спальных районов это «Магнит», «Пятёрочка» и прочие всем известные ретейлеры, которые будут притягивать и персонал, и клиентуру.

«Известность бренда тоже весьма важна, — говорит она, отмечая, что чем больше бренд известен, тем он более понятен для соискателей. — Они сразу видят куда идут, могут прочитать отзывы, быть готовыми к наличию или отсутствию соцпакета. Неизвестного работодателя оценить сложнее».

«С другой стороны, с точки зрения клиентуры новый бренд, возможно, даже более интересен: люди придут просто из любопытства, и это может сыграть на руку новой сети», — заключает эксперт.

справка нового проспекта

Антон Георгиев — основатель бренда «Дедушкин улей», в Батецком районе Новгородской области имеет свое производство: компания «Медовый дом» продает около 5 т меда в год с географией сбора меда по всей России: в Ростовской, Белгородской, Курской областях, Краснодарском крае, Республике Башкортостан, Крыму, Абхазии, на Дальнем Востоке, Алтае.

В 2016 году Антон с супругой Александрой реконструировали фабрику строчевой вышивки «Крестецкая строчка».

В 2019 году предприниматель стал владельцем салона Harley-Davidson Lahta в Петербурге, сейчас эта деятельность приостановлена.


ретейл торговля продукты питания
Другие статьи автора Читайте также по теме
Американская модель Ким Кардашьян решила заняться производством товаров для дома. Она готовится запустить коллекцию предметов декора, выполненных из бетона.

02.10.2022
Руководитель консалтинговой группы Arenda-trk Ольга Кожевникова рассказала «Новому проспекту», как торговые центры выживают без западных брендов и голливудских фильмов и почему моллы всё еще интересны инвесторам, которые не прекращают их строить даже сейчас.
Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ретейле, объяснил «Новому проспекту», как мобилизация повлияет на потребительский рынок. Он выделил 9 основных изменений, к которым стоит подготовиться.

В Петербурге за 2 недели власти вернули 15 ошибочно мобилизованных
05.10.2022
Два члена Совета Федеральной палаты адвокатов ушли из-за последних решений российских властей
05.10.2022
Корабль "Крю Дрэгон" унес в космос россиянку
05.10.2022
Путин узаконил переход Запорожской АЭС в собственность РФ
05.10.2022
Страны ОПЕК+ снизят добычу нефти. В США это называют «полной катастрофой»
05.10.2022
Путин дал отсрочку от мобилизации аспирантам и учащимся вечерних отделений
05.10.2022
Депутаты Законодательного собрания Петербурга приостановили действие закона о реновации до 2024 года
05.10.2022
Вице-губернаторам Петербурга поручили организовать вручение повесток бюджетникам
05.10.2022
Суд отказался заочно арестовать Марину Овсянникову, "освободившую себя" от домашнего ареста
05.10.2022
В России возбуждено первое уголовное дело об уклонении от мобилизации
05.10.2022
Нобелевская премия по химии 2022 года присуждена двум американцам и датчанину
05.10.2022
Дрозденко расширил меры поддержки семей мобилизованных за счет бюджета региона
05.10.2022
Губернатор Петербурга призвал экономить, напомнив о необходимости помогать Мариуполю
05.10.2022
Путин подписал законы о вхождении ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей в состав РФ и назначил врио
05.10.2022
Петербургский кинотеатр "Родина" в последний момент отказался проводить предпремьерный показ фильма Пригожина
05.10.2022
В Петербурге оппозиционным депутатам вручили повестки на публичных слушаниях
05.10.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки