По ГОСТу. В Петербурге откроется новая сеть продуктовых магазинов
Новый проспект
Статьи

По ГОСТу. В Петербурге откроется новая сеть продуктовых магазинов

Прочитано: 2355

В магазинах новой сети «ГОСТ» между производителем и покупателем не будет посредника: торговать будут сами производители. Эксперты рынка считают проект «крутым», но беспокоятся, доросли ли российские компании до такой серьезной кооперации.

Производитель как соучредитель

«Новому проспекту» Антон Георгиев информацию о запуске новой сети подтвердил, но деталей ее создания не раскрыл.

«Основная идея в том, что в магазинах будут продаваться только отечественные продукты, изготовленные по ГОСТу. Между производителем и покупателем не будет посредника, так как владельцами магазинов станут сами производители, что даст возможность предложить продукцию лучшего качества по конкурентным ценам», — пояснил он главную идею формата в одной из соцсетей.

Все победители?

На первый взгляд, идеальный пример win-win-win: производители, став партнерами, получают собственную сеть магазинов и стабильный сбыт; основатель сети — свою прибыль; потребители — качественный товар по оптимальным ценам. Но жизнь всегда вносит свои коррективы, говорят эксперты.

«Когда доходит до практики, всё оказывается не столь радужно», — говорит Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети.

Он рассказывает, что попытки создания подобных проектов были не только в Петербурге. Но в России успешных объединений производителей, способных развивать собственные торговые сети, он пока не наблюдает: «Весь сбыт всё равно так или иначе идет через сетевые коммерческие структуры, которые выбирают производителей, интересных для себя», — говорит он.

Идею Антона Георгиева эксперт называет крутой и в целом очень правильной, но сомневается в том, что сообщество производителей дозрело до уровня такого кооперативного взаимодействия, как, к примеру, финское Valio. «У нас, конечно, были кооперативы, но они не стали успешными, иначе не развалились бы, а существовали до сих пор», — добавляет он.

Главной проблемой данного взаимодействия Михаил Лачугин считает то, что производитель, как правило, не готов брать на себя ответственность за всю цепочку пути своего товара: он сдает его в магазин и более не хочет думать, что там с ним происходит. «Здесь им предлагается стать соучредителями проекта, а это уже дополнительная ответственность, и многие не понимают, как такие модели работают, и не хотят в это вникать. И основные сложности я вижу именно в этом», — говорит эксперт.


Двигаться маленькими шагами

Кроме того, крайне важно, насколько серьезным будет контроль качества продукции. «Многие проекты, которые начинали на локальных рынках, поначалу стараются жестко контролировать качество, а когда проект масштабируется, этот контроль ослабевает», — объясняет Михаил Лачугин, приводя в пример известную сеть «ВкусВилл», поначалу скрупулезно отбирающую поставщиков, а теперь иногда допускающую некоторые эксперименты. «Это болезнь роста и проблема некоей внутренней расслабленности», — считает он.

Михаил Лачугин рекомендует основателю новой сети прежде всего не питать иллюзий и не пытаться «объять необъятное». «Этот проект однозначно интересен и его нужно пробовать претворять в жизнь, но идти нужно очень маленькими шагами, не пытаться сразу открыть сто магазинов (а в изначальных планах у них вообще было открыть несколько сотен сразу). Это обязательно нужно делать, но не сразу, одномоментно, а поступательно, возможно, за несколько лет, набивая неизбежные шишки и отлаживая и корректируя эту модель», — объясняет эксперт, добавляя, что с поставщиками-производителями нужно тщательно работать, поначалу отобрав небольшое количество и сделав работу с сетью «ГОСТ» определенной привилегией.

«Конкуренция среди поставщиков должна быть не в том, кто предложил самую низкую цену, а в том, кто предложил оптимальное соотношение цены и реального качества и кто готов предложить сопутствующий сервис, принимая участие в развитии проекта», — заключает он.

Что касается названия, то, как объясняет Лачугин, «слово «ГОСТ» не всегда означает «качество»: по ТУ можно выпускать более качественный товар. Но это знаем мы, профессионалы рынка, а для массового потребителя название очень удачное: простое, понятное, запоминающееся».


Куда уйдут деньги

Количество инвестиций в проект не называется, но сами магазины, по данным Михаила Лачугина, будут самыми обычными, прилавочного типа, с довольно простым оборудованием. Но в любом случае придется вкладывать деньги в аренду помещений и их ремонт, покупку и установку оборудования, минимальную рекламу и транспорт для развозки продукции, а также найм персонала.

«С учетом специфики модели не будут нужны средства на закупку продукции у поставщиков. Это большой плюс при условии, что с поставщиками удастся договориться», — добавляет эксперт.

«Вряд ли магазины будут строиться, это нецелесообразно с точки зрения вложений, да и подходящей земли в городе фактически нет, поэтому они будут арендованы. При этом речь наверняка идет о магазинах в спальных районах, где ставка аренды ориентировочно 1-1,5 тыс. рублей за квадратный метр в месяц», — считает Алексей Федоров, директор департамента инвестиции в недвижимость компании Maris.


Как выиграть при наборе персонала

Говоря о персонале, Мария Бузунова, руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад, отмечает, что в каждый из 20 магазинов необходимо набрать как минимум основную команду, а это не только продавцы и кассиры, но и администраторы, комплектовщики, грузчики и прочие.

«В продуктовом ретейле крайне высока текучка, и службе HR нужно иметь в виду, что очень часто соискатель откликается на вакансию, но за день до собеседования или вообще уже будучи нанятым может увидеть чуть более выгодную вакансию, с ценой вопроса буквально в 500 рублей, и уйти к другому работодателю», — предупреждает Мария Бузунова.

Поэтому, кроме нехватки персонала, у работодателя может быть риск так называемого контрофера — «недохода» потенциального сотрудника до собеседования или даже до рабочего места: такова специфика отрасли.

«Зарплатные ожидания в ретейле не самые высокие, поэтому если работодатель укажет заработную плату чуть выше рынка хотя бы на 5%, то он выиграет в наборе», — дает рекомендацию эксперт. Средней зарплатой для продавцов и кассиров, по ее данным, является около 45-50 тыс. рублей, для грузчиков — около 30-35 тыс. рублей.

Кроме того, Мария Бузунова обращает внимание основателей новой сети на конкурентов. Для спальных районов это «Магнит», «Пятёрочка» и прочие всем известные ретейлеры, которые будут притягивать и персонал, и клиентуру.

«Известность бренда тоже весьма важна, — говорит она, отмечая, что чем больше бренд известен, тем он более понятен для соискателей. — Они сразу видят куда идут, могут прочитать отзывы, быть готовыми к наличию или отсутствию соцпакета. Неизвестного работодателя оценить сложнее».

«С другой стороны, с точки зрения клиентуры новый бренд, возможно, даже более интересен: люди придут просто из любопытства, и это может сыграть на руку новой сети», — заключает эксперт.

справка нового проспекта

Антон Георгиев — основатель бренда «Дедушкин улей», в Батецком районе Новгородской области имеет свое производство: компания «Медовый дом» продает около 5 т меда в год с географией сбора меда по всей России: в Ростовской, Белгородской, Курской областях, Краснодарском крае, Республике Башкортостан, Крыму, Абхазии, на Дальнем Востоке, Алтае.

В 2016 году Антон с супругой Александрой реконструировали фабрику строчевой вышивки «Крестецкая строчка».

В 2019 году предприниматель стал владельцем салона Harley-Davidson Lahta в Петербурге, сейчас эта деятельность приостановлена.


ретейл торговля продукты питания
Другие статьи автора Читайте также по теме
Х5 Group откладывает планы по развитию сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Сегмент отличается высокой конкуренцией, но Х5 могла бы занять на нем определенную нишу, считают эксперты.
Генеральный директор и соучредитель сети «ЗооОптТорг.РФ» Денис Лобков рассказал «Новому проспекту», как развивается рынок зоотоваров, что происходит с импортозамещением в этой сфере и как обычные магазины конкурируют с маркетплейсами.
Российские птицефабрики за прошлый год заметно улучшили свои финансовые показатели на фоне роста цен на куриные яйца. Но накануне Пасхи ФАС решила в очередной раз проверить, как формируется цена на яйца в торговых сетях.

На рынок Петербурга вышла сеть столичных фитнес-клубов Spirit. Fitness
15.04.2024
В Тбилиси начался митинг против принятия закона об иноагентах
15.04.2024
В Петербурге открылась навигация по рекам и каналам для маломерных судов
15.04.2024
Средне-Невский судостроительный завод готовит к спуску первый экскурсионный катамаран «Соммерс»
15.04.2024
Латвия отгородится от России и Белоруссии бетонным забором и "зубами дракона" за 300 млн евро
15.04.2024
Первые два поезда для ВСМ Москва-Петербург изготовят к весне 2028 года
15.04.2024
Компания "ССУ-5" победила в конкурсе на проектирование «Экопарка» в Приморском районе
15.04.2024
Опрос: более 50% россиян делают благотворительные пожертвования и дают деньги нуждающимся людям
15.04.2024
Животным разрешили летать в самолетах «Аэрофлота» на соседнем кресле с хозяином
15.04.2024
«ИТМО Хайпарк» тестирует новый формат развития легких производств в Петербурге
15.04.2024
Петербургский автодилер «Вагнер» сменил собственника
15.04.2024
Девелопер AAG купил новый участок на территории завода "Красное знамя" в Петербурге
15.04.2024
МТС тестирует в Петербурге новый формат pet-friendly магазинов
15.04.2024
Группа RBI продаст на аукционе в Петербурге коммерческие помещения в двух проектах
15.04.2024
Рейтинг крупнейших в мире производителей смартфонов возглавила корпорация Samsung
15.04.2024
Алле Пугачевой сегодня 75 лет. Она выпустила юбилейную песню
15.04.2024
Завтра в Петербурге стартует сезон летних веранд
15.04.2024
Сотрудник Setl Group сдали почти 60 литров крови для больниц Петербурга
15.04.2024
В Петербурге с начала года 143 компании признаны банкротами. Их стало больше на 70%
15.04.2024
С начала года спрос на апартаменты в Петербурге вырос в два раза
15.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки