По ГОСТу. В Петербурге откроется новая сеть продуктовых магазинов

В магазинах новой сети «ГОСТ» между производителем и покупателем не будет посредника: торговать будут сами производители. Эксперты рынка считают проект «крутым», но беспокоятся, доросли ли российские компании до такой серьезной кооперации.
Производитель как соучредитель
«Новому проспекту» Антон Георгиев информацию о запуске новой сети подтвердил, но деталей ее создания не раскрыл.
«Основная идея в том, что в магазинах будут продаваться только отечественные продукты, изготовленные по ГОСТу. Между производителем и покупателем не будет посредника, так как владельцами магазинов станут сами производители, что даст возможность предложить продукцию лучшего качества по конкурентным ценам», — пояснил он главную идею формата в одной из соцсетей.

Все победители?
На первый взгляд, идеальный пример win-win-win: производители, став партнерами, получают собственную сеть магазинов и стабильный сбыт; основатель сети — свою прибыль; потребители — качественный товар по оптимальным ценам. Но жизнь всегда вносит свои коррективы, говорят эксперты.
«Когда доходит до практики, всё оказывается не столь радужно», — говорит Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети.
Он рассказывает, что попытки создания подобных проектов были не только в Петербурге. Но в России успешных объединений производителей, способных развивать собственные торговые сети, он пока не наблюдает: «Весь сбыт всё равно так или иначе идет через сетевые коммерческие структуры, которые выбирают производителей, интересных для себя», — говорит он.
Идею Антона Георгиева эксперт называет крутой и в целом очень правильной, но сомневается в том, что сообщество производителей дозрело до уровня такого кооперативного взаимодействия, как, к примеру, финское Valio. «У нас, конечно, были кооперативы, но они не стали успешными, иначе не развалились бы, а существовали до сих пор», — добавляет он.
Главной проблемой данного взаимодействия Михаил Лачугин считает то, что производитель, как правило, не готов брать на себя ответственность за всю цепочку пути своего товара: он сдает его в магазин и более не хочет думать, что там с ним происходит. «Здесь им предлагается стать соучредителями проекта, а это уже дополнительная ответственность, и многие не понимают, как такие модели работают, и не хотят в это вникать. И основные сложности я вижу именно в этом», — говорит эксперт.
Двигаться маленькими шагами
Кроме того, крайне важно, насколько серьезным будет контроль качества продукции. «Многие проекты, которые начинали на локальных рынках, поначалу стараются жестко контролировать качество, а когда проект масштабируется, этот контроль ослабевает», — объясняет Михаил Лачугин, приводя в пример известную сеть «ВкусВилл», поначалу скрупулезно отбирающую поставщиков, а теперь иногда допускающую некоторые эксперименты. «Это болезнь роста и проблема некоей внутренней расслабленности», — считает он.
Михаил Лачугин рекомендует основателю новой сети прежде всего не питать иллюзий и не пытаться «объять необъятное». «Этот проект однозначно интересен и его нужно пробовать претворять в жизнь, но идти нужно очень маленькими шагами, не пытаться сразу открыть сто магазинов (а в изначальных планах у них вообще было открыть несколько сотен сразу). Это обязательно нужно делать, но не сразу, одномоментно, а поступательно, возможно, за несколько лет, набивая неизбежные шишки и отлаживая и корректируя эту модель», — объясняет эксперт, добавляя, что с поставщиками-производителями нужно тщательно работать, поначалу отобрав небольшое количество и сделав работу с сетью «ГОСТ» определенной привилегией.
«Конкуренция среди поставщиков должна быть не в том, кто предложил самую низкую цену, а в том, кто предложил оптимальное соотношение цены и реального качества и кто готов предложить сопутствующий сервис, принимая участие в развитии проекта», — заключает он.
Что касается названия, то, как объясняет Лачугин, «слово «ГОСТ» не всегда означает «качество»: по ТУ можно выпускать более качественный товар. Но это знаем мы, профессионалы рынка, а для массового потребителя название очень удачное: простое, понятное, запоминающееся».

Куда уйдут деньги
Количество инвестиций в проект не называется, но сами магазины, по данным Михаила Лачугина, будут самыми обычными, прилавочного типа, с довольно простым оборудованием. Но в любом случае придется вкладывать деньги в аренду помещений и их ремонт, покупку и установку оборудования, минимальную рекламу и транспорт для развозки продукции, а также найм персонала.
«С учетом специфики модели не будут нужны средства на закупку продукции у поставщиков. Это большой плюс при условии, что с поставщиками удастся договориться», — добавляет эксперт.
«Вряд ли магазины будут строиться, это нецелесообразно с точки зрения вложений, да и подходящей земли в городе фактически нет, поэтому они будут арендованы. При этом речь наверняка идет о магазинах в спальных районах, где ставка аренды ориентировочно 1-1,5 тыс. рублей за квадратный метр в месяц», — считает Алексей Федоров, директор департамента инвестиции в недвижимость компании Maris.
Как выиграть при наборе персонала
Говоря о персонале, Мария Бузунова, руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад, отмечает, что в каждый из 20 магазинов необходимо набрать как минимум основную команду, а это не только продавцы и кассиры, но и администраторы, комплектовщики, грузчики и прочие.
«В продуктовом ретейле крайне высока текучка, и службе HR нужно иметь в виду, что очень часто соискатель откликается на вакансию, но за день до собеседования или вообще уже будучи нанятым может увидеть чуть более выгодную вакансию, с ценой вопроса буквально в 500 рублей, и уйти к другому работодателю», — предупреждает Мария Бузунова.
Поэтому, кроме нехватки персонала, у работодателя может быть риск так называемого контрофера — «недохода» потенциального сотрудника до собеседования или даже до рабочего места: такова специфика отрасли.
«Зарплатные ожидания в ретейле не самые высокие, поэтому если работодатель укажет заработную плату чуть выше рынка хотя бы на 5%, то он выиграет в наборе», — дает рекомендацию эксперт. Средней зарплатой для продавцов и кассиров, по ее данным, является около 45-50 тыс. рублей, для грузчиков — около 30-35 тыс. рублей.
Кроме того, Мария Бузунова обращает внимание основателей новой сети на конкурентов. Для спальных районов это «Магнит», «Пятёрочка» и прочие всем известные ретейлеры, которые будут притягивать и персонал, и клиентуру.
«Известность бренда тоже весьма важна, — говорит она, отмечая, что чем больше бренд известен, тем он более понятен для соискателей. — Они сразу видят куда идут, могут прочитать отзывы, быть готовыми к наличию или отсутствию соцпакета. Неизвестного работодателя оценить сложнее».
«С другой стороны, с точки зрения клиентуры новый бренд, возможно, даже более интересен: люди придут просто из любопытства, и это может сыграть на руку новой сети», — заключает эксперт.

Антон Георгиев — основатель бренда «Дедушкин улей», в Батецком районе Новгородской области имеет свое производство: компания «Медовый дом» продает около 5 т меда в год с географией сбора меда по всей России: в Ростовской, Белгородской, Курской областях, Краснодарском крае, Республике Башкортостан, Крыму, Абхазии, на Дальнем Востоке, Алтае.
В 2016 году Антон с супругой Александрой реконструировали фабрику строчевой вышивки «Крестецкая строчка».
В 2019 году предприниматель стал владельцем салона Harley-Davidson Lahta в Петербурге, сейчас эта деятельность приостановлена.