По долгам Кронштадтского морского завода заплатит государство
Поделитесь публикацией!

По долгам Кронштадтского морского завода заплатит государство

Павел Нетупский 31 октября 2019
По долгам Кронштадтского морского завода заплатит государство

Кронштадтский морской завод (КМЗ) был основан в 1858 году. В советское время он считался крупнейшим судоремонтным предприятием Военно-морского флота. Стратегический статус был присвоен и созданному ФГУП. Предприятие занимает площадку почти в 60 гектар в центре Кронштадта.

В начале 2000-х финансовое состояние госпредприятия стало критическим. Причиной стал контракт на модернизацию двух малых ракетных кораблей для ВМФ Алжира. Предприятие подвели смежники и заказчик отложил расплату по контракту, это обернулось для КМЗ дырой в бюджете в размере $18 млн, а его долги перед смежниками достигли 300 млн рублей. Государство решило обанкротить предприятие. После долгой войны собственника с кредиторами, в марте 2005 года, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области открыл в отношении ФГУП «КМЗ» внешние управление.

Был выбран «простой» способ восстановления платежеспособности предприятия – так называемая «замена активов». Все имущество передавалось новому юридическому лицу – ОАО «Кронштадтский морской ордена Ленина завод», тогда как долги оставались за ФГУП. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом одобрило такую сделку. В начале 2007 года внешний управляющий передал акционерному обществу 184 объекта, включая здания и морские суда. В новою компанию перевели и работников ФГУП.

Однако против такой схемы вывода активов выступила военная прокуратура. Удовлетворяя иск надзорного органа и признавая сделку отчуждения активов ничтожной арбитражный суд указал на грубые нарушения законодательства. В итоге ОАО обязали вернуть ФГУП все полученное имущество. В конечном итоге госпредприятию удалось урегулировать споры с кредиторами мировым соглашением, завод возобновил работу. В 2015 году ФГУП было приватизировано и наконец вошло в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК).

Объединенный капитал

В марте 2012 года арбитраж прекратил производству по делу о банкротстве и принял решение о ликвидации ставшего ненужным ОАО. При этом за бортом оказались 648 включенных в реестр кредиторов. В основном это были сотрудники КМЗ - фактически уже не существующее ОАО предложило им добровольно уволиться, тогда как ФГУП отказалось принимать обратно на работу. Суды удовлетворили иски о взыскании недоимки по заработной плате, однако акционерное общество оказалось финансово несостоятельным – только признанная задолженность в 12 раз превышала размер активов. А требования сотрудников к госпредприятию служители Фемиды отклоняли, констатируя, что передача активов обратно из ОАО в ФГУП не повлекла передачи обязательств.

Не добившись справедливости в российских судах семь бывших работников предприятия обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В ходе разбирательства представители Министерства юстиции РФ отрицали ответственность государства за долги ФГУП, поскольку на момент принятия спорных решений оно находилось под внешним управлением, то есть полномочия владельца (в соответствии с законодательством о несостоятельности) были прекращены.

Однако страсбургские служители Фемиды отклонили эти доводы. Причем ключевым решением они признали включение предприятия в государственную «Объединенную судостроительную корпорацию». Равно как и то, что именно уполномоченные государственные органы одобрили в свое время вывод активов в акционерное общество. По мнению Европейского суда, данных фактов достаточно, чтобы установить – власти осуществляли строгий государственный контроль над унитарным предприятием-должником на всем протяжении процесса. Это отмечается в решении ЕСПЧ, которым Европейский суд обязал Российскую Федерацию компенсировать заявителям материальный ущерб в сумме около шести тысяч евро (в основном проценты за несвоевременную выплату) и по две тысячи евро морального ущерба на каждого. Выплатить эту сумму государство обязано до 15 января, после на нее будут начисляться пени.

Бесправные ГУПы

Опрошенные юристы положительно оценивают вынесенное в Страсбурге решение. «При рассмотрении подобных дел Европейский суд руководствуется сложившимся тестом для определения пределов ответственности государства, – отмечает юрист компании Enforce Law Company Раиса Арустамян. – Ключевыми критериями являются организационная и функциональная независимость организации от государства. В ситуации Кронштадтского морского завода ЕСПЧ в своем решении неоднократно подчеркнул, что завод имел стратегическое значение для ВМФ России. Это само по себе говорит о высокой степени контроля и зависимости от указаний государственных органов».

А управляющий партнер юридического бюро Legal to Business Светлана Гузь указывает на важный общий вывод Европейского суда. «По мнению ЕСПЧ, существующее в России правовое регулировании не даёт унитарным предприятиям такой самостоятельности и независимости, которые бы освобождали государство от ответственности по его долгам. Ведь государство как собственник имущества самостоятельно принимало все важные решения в отношении ГУП. Важно отметить, что выделенные ЕСПЧ критерии полностью лишают смысла существование государственных унитарных предприятий как самостоятельных субъектов гражданских прав», – констатирует Светлана Гузь.

Впрочем, кредиторам КМЗ пока рано праздновать победу. Светлана Гузь не исключает, что Конституционный суд России признает исполнение этого решения невозможным. Ранее такие выводы были сделаны в отношении решений ЕСПЧ по делу нефтяной компании «ЮКОС» и праве заключенных участвовать в выборах.

«Новый проспект» отправил запрос с просьбой прокомментировать решение ЕСПЧ в ОСК. В пресс-службе корпорации подтвердили его получение, но пока не ответили на вопросы редакции. Как только официальный ответ будет предоставлен, мы опубликуем его.

Справка «Нового проспекта»:

Согласно отчету АО «Объединенная судостроительная корпорация», КМЗ входит в 27 из 43 предприятий группы, завершивших 2018 год с положительным финансовым результатом. Выручка предприятия превысила 2,1 млрд рублей, прибыль – почти 166 млн, EBITDA – 246 млн, чистые активы – 1,7 млрд рублей, рентабельность активов – 7,8 процентов. Штатная численность на конец минувшего года – 771 человек.

Фото: Коммерсантъ

Возврат к списку