Совет директоров ПНТ поменял голову
Михаил Скигин. Фото Семена Каца, предоставлено пресс-службой ПНТ
У крупнейшего игрока петербургского порта АО «Петербургский нефтяной терминал» сменился глава совета директоров. Вместо Михаила Скигина этот пост заняла Елена Васильева. По данным «Нового проспекта», заседание совета директоров, на котором случилась смена председателя, состоялось на прошлой неделе.
По данным «Нового проспекта», заседание совета директоров, на котором случилась смена председателя, произошло на прошлой неделе. Официальных сообщений на эту тему от ПНТ не было, на сайте компании до сих пор в разделе «Руководство/управление» на верхней позиции размещена фотография Михаила Скигина. Между тем он сам подтвердил факт ухода с поста главы коллегиального органа, но от подробных комментариев отказался.
АО «Петербургский нефтяной терминал» — крупнейший игрок Большого порта Санкт-Петербург. По данным Администрации морских портов Балтийского моря, в 2021 году ПНТ перевалил 9 млн т нефтепродуктов — почти 15% всего портового грузооборота. В первой половине 2022 года оборот компании составил 3,9 млн т. По данным СПАРК, выручка компании от продаж составила в прошлом году 7,4 млрд рублей, стоимость чистых активов — 6,8 млрд. Акционеры компании не раскрываются.
ПНТ никогда не раскрывал своих владельцев, в связи с чем деловым СМИ приходится довольствоваться мнением, будто акции примерно в равных долях распределены между членами семьи Скигиных и членами семьи известного петербургского бизнесмена Сергея Васильева. Последний только этим летом стал легальным участником инвестиционных компаний, чьим учредителем ранее выступал терминал. По сведениям автора статьи, теперь совет директоров ПНТ возглавила супруга бизнесмена Елена Васильева.
Трудно сказать, чем именно обусловлена перестановка. Источники в компании утверждают, что важным мотивом для того, чтобы Михаил Скигин покинул председательский пост, стало германское гражданство. Последние полтора десятилетия он постоянно проживает в Швейцарии, которая, как и Германия, после начала спецоперации на Украине оказалась среди недружественных России стран. Очевидно одно — теперь политику ПНТ будут определять члены семьи Сергея Васильева, который сам категорически отказывается общаться с прессой.
Сергей Васильев — абсолютная легенда неформального делового Петербурга 80-х, 90-х, да и нулевых, чья биография имеет жирную разделительную черту. Днем 5 мая 2006 года в одной из самых оживленных частей исторического Петербурга, в двух шагах от Каменноостровского проспекта, его Rolls-Royce Phantom и джип с охраной расстреляли киллеры. Сергей Васильев выжил, разделив свою жизнь на до и после. Всё, что до — личный авторитет братьев-боксеров (их трое) из Вырицы в официальном и не очень бизнес-сообществе, мифология бурного прошлого. Но уже тогда его называли основным владельцем ПНТ, самого крупного игрока Большого порта Санкт-Петербург. В августе 2016 года Санкт-Петербургский городской суд признал организатором покушения еще более серьезную персону — «ночного губернатора» Владимира Барсукова. Мотивом было названо желание получить контроль над ПНТ.
В последнее время с Михаилом Скигиным происходят события, которые можно описать фразой «что-то пошло не так». В середине сентября он заявил о планах выхода из самого крупного портового проекта Дальнего Востока — строительства терминального комплекса на острове Сахалин. Его партнер по большинству бизнес-проектов, включая сахалинский, Роман Белоусов, похоже, не знал в тот момент о планах Михаила Скигина выйти из сахалинского и после соответствующей публикации написал автору: «Спасибо за информацию».
Можно лишь предположить, что у бизнесмена внезапно возникла потребность в живых деньгах, причинами которой он не стал делиться с ближайшим бизнес-окружением. В начале сентября ООО «Развитие транспортных проектов» (РТП, через кипрскую TPD Holding Limited в равных долях принадлежит братьям Михаилу и Евгению Скигиным), продало свои 34% долей в ООО «Новая энергия» — одной из двух инвестиционных компаний, созданных для привлечения инвестиций после старта строительства нового порта на Сахалине. По данным СПАРК, с 6 сентября эти доли перешли к Роману Белоусову.
«По ряду причин я пока не рассматриваю инвестиции в новые проекты и сосредоточился на реализации уже имеющихся», — пояснил Михаил Скигин свой выход из «Новой энергии».
В марте прошлого года председатель правительства РФ Михаил Мишустин утвердил концессионное соглашение о создании на восточном побережье Сахалина современного грузового комплекса с угольным, нефтяным и газовым терминалами. Общий объем инвестиций оценивается в 35,9 млрд рублей, из бюджета на обустройство инфраструктуры будет выделено 3,96 млрд рублей. Реализует проект ООО «Многофункциональный грузовой район» («МГР»). На момент старта проекта компания на 45% принадлежала РТП, долей в 35% владел Роман Белоусов, еще 20% были у московского ООО «Русдор-финанс». В июле прошлого 90% «МГР» перешли к компании «Синее море» москвички Ольги Пучковой. В мае этого года в проект вошел Газпромбанк. Он прокредитовал «МГР» на 2,25 млрд рублей, а аффилированная с ним компания получила 9% уставного капитала.
На данный момент, помимо участия в ПНТ, подробности которого не раскрываются, Михаил Скигин и члены его семьи через зарегистрированные на Кипре компании владеют двумя российским юрлицами. Это ООО «Платная дорога», которому принадлежит десяток компаний, чей бизнес связан со строительством платных железнодорожных переездов, и ООО «Коноплекс». Последнее специализируется на продукции из промышленной конопли. В обеих компаниях партнером Скигиных выступает Роман Белоусов. Кроме того, бывший глава ПНТ контролирует петербургский бизнес, связанный с 3D-принтерами — ООО «Протокон» и ООО «Протокон 3Д».