Итоги года. Петербургский порт — 2023: из контейнерного в сельскохозяйственный
Новый проспект
Статьи

Итоги года. Петербургский порт — 2023: из контейнерного в сельскохозяйственный

Прочитано: 1942

Фото: Майя Жинкина/Коммерсантъ

Впервые в истории Большого порта Санкт-Петербург его основным грузом стали не контейнеры и не нефтепродукты, а минеральные удобрения. «Новый проспект» подводит итоги работы основного транспортного объекта Северной столицы за 2023 год.

В 2023 году Большой порт Санкт-Петербург перевалил 49,6 млн тонн грузов, что на 28% больше, чем в 2022-м, показатель которого составил 38,8 млн тонн. Традиционно стивидоров петербургского порта можно разделить на «передовиков» и остальных. «Передовики» — те, кто сумел увеличить свой годовой оборот больше чем на 10%. В условиях санкций это удивительно, но в 2023 году таких большинство — 12 компаний из 20 портовых игроков. В 2022 году картина была другой: в «передовики» попали лишь два стивидора, и то с небольшими цифрами в абсолютном исчислении. ООО «Балтийский порт» перегрузило тогда на 29% больше грузов, чем в 2021-м, а АО «Балтийский судомеханический завод» на 16%. 192 и 85 тыс. тонн соответственно — мизер в сравнении с общим оборотом порта за 2022 год (38,8 млн тонн). Порт тогда переживал тяжелый спад.

В 2023 году совсем другая картина.

Самый-самый «передовик» — Балтийский судомеханический завод, который контролирует, по данным СПАРК, миллиардер Илья Трабер. За 2023 год он перевалил почти 2 млн тонн грузов, что на 2229% больше, чем в позапрошлом году. Сокрушительный успех принесли компании белорусские минеральные удобрения.

В 2 раза и более увеличили в прошлом году свой грузооборот:

• ООО «МГС-Терминал» перевалило 2,1 млн тонн в основном мороженной рыбы в рефконтейнерах, что на 285% больше, чем в 2022-м. Основные владельцы «МГС-Терминала» — Сергей Русаков и наследники покойного Дмитрия Кожарского, бизнес-партнера бывшего полпреда президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова.

• АО «Первый контейнерный терминал» (входит в международную транспортную группу Global Ports) перевалило 8,3 млн тонн в основном контейнерных грузов, что на 232% больше позапрошлогодних показателей.

• Национализированное в 2022 году ООО «Феникс» обработало за 2023 год 4,4 млн тонн, большая часть из них — минеральные удобрения (3,3 млн тонн) и грузы в контейнерах (0,9 млн тонн). Это на 216% больше, чем за год до того. «Феникс» контролирует государство, но конкретные владельцы не раскрываются.

• Ровно в 2 раза повысило продуктивность АО «Балтийский балкерный терминал», компания перевалила 5,5 млн тонн минеральных удобрений. Балтийский балкерный терминал входит в ПАО «Уралкалий».

Более скромную, но все равно положительную динамику показали в 2023 году:

• ООО «Балтимор» членов семьи Елены Тереховой перевалило 0,7 млн тонн нефтепродуктов — на 51% больше, чем в 2022 году.

• ООО «Моби Дик» (Global Ports) обработало 0,3 млн тонн товарно-штучных грузов — на 45% больше, чем в 2022 году.

• АО «Нева-Металл», чьи собственники не раскрываются, перевалило 2,7 млн тонн в основном минеральных удобрений (1,1 млн тонн) и черных металлов (1 млн тонн) — на 32% больше, чем в 2022 году.

• АО «Морской порт СПб» (входит в АО «Первая портовая компания») обработало 9,2 млн тонн, в том числе черных металлов 3,4 млн тонн, товарно-штучных грузов 2,2 млн тонн, руды 1,5 млн тонн и примерно по 1 млн тонн цветных металлов и минеральных удобрений — на 30% больше, чем в 2022 году.

• АО «Петролеспорт» (Global Ports) перегрузило 4,2 млн тонн, из них минеральных удобрений 1,7 млн тонн, контейнерных грузов 1,7 млн тонн — на 28% больше, чем в 2022 году.

• АО «Коммерческий центр, транспорт и лес», чьи акции возвращены государству по инициативе Генеральной прокуратуры, погрузило 0,3 млн тонн разных грузов — на 27% больше, чем в 2022 году.

• АО «Контейнерный терминал СПб» (входит в АО «Первая портовая компания») перевалило 5,6 млн тонн прежде всего контейнерных грузов — на 26% больше, чем в 2022 году.

• ООО «Терминал Морской Рыбный Порт» Ольги Анищенковой и Елены Сахартовой обработало 1,9 млн тонн, в основном это были минеральные удобрения (более 0,8 млн тонн) — на 7% больше, чем в 2022 году.

К этому стоит добавить, что в петербургском порту в 2023 году появился новый игрок — ООО «Латмет», перевалившее незаметные в масштабах общей статистики 10 тыс. тонн навальных грузов. Эта компания принадлежит Юрию Смирнову, специализируется на обработке металлолома и ранее не проявляла себя в портовом бизнесе.

Если говорить об абсолютных показателях, то стивидоров, переваливших в 2023 году 1 млн тонн и более грузов, всего 12, в порядке убывания они располагаются следующим образом:

• АО «Морской порт СПб» — 9,2 млн тонн, в том числе черных металлов 3,4 млн тонн, товарно-штучных грузов 2,2 млн тонн, руды 1,5 млн тонн и примерно по 1 млн тонн цветных металлов и минеральных удобрений.

• АО «Первый контейнерный терминал» — 8,3 млн тонн в основном контейнерных грузов,

• АО «Петербургский нефтяной терминал» Ольги Васильевой и членов семьи Михаила Скигина перевалил 8,1 млн тонн, в том числе нефтепродуктов 6,9 млн тонн и промышленной химии 1,2 млн тонн — на 7% меньше, чем в 2022 году.

• АО «Контейнерный терминал СПб» — 5,6 млн тонн прежде всего контейнерных грузов.

• АО «Балтийский балкерный терминал» — 5,5 млн тонн минеральных удобрений.

• ООО «Феникс» — 4,4 млн тонн, в основном минеральных удобрений (3,3 млн тонн) и грузов в контейнерах (0,9 млн тонн).

• АО «Петролеспорт» — 4,2 млн тонн, в том числе минеральных удобрений (1,7 млн тонн), контейнерных (1,7 млн тонн) и прочих грузов.

• АО «Нева-Металл» — 2,7 млн тонн, в основном минеральных удобрений (1,1 млн тонн) и черных металлов (1 млн тонн).

• ООО «МГС-Терминал» — 2,1 млн тонн, в основном это была мороженая рыба в рефконтейнерах.

• АО «Балтийский судомеханический завод» — почти 2 млн тонн минеральных удобрений.

• ООО «Терминал Морской Рыбный Порт» — 1,9 млн тонн, в основном минеральных удобрений (более 0,8 млн тонн).

• АО «Интерферрум-Металл» Александра Соболева перевалило 1,1 млн тонн нефтепродуктов.

Таким образом, основные грузы петербургского порта в 2023 году — минеральные удобрения (15,6 млн тонн), контейнерные грузы (9,7 млн тонн), нефтепродукты (8,7 млн тонн) и черные металлы (4,6 млн тонн). Суммарно они составили 38,6 млн тонн — почти 78% всего грузооборота порта за 2023 год. Прошлый год можно считать знаковым в истории петербургского порта — он превратился из контейнерного в сельскохозяйственно-сырьевой.

порт итоги года
Другие статьи автора Читайте также по теме
В России составили рейтинг стран, приоритетных для экспорта отечественных цифровых решений. Из 192 стран, входящих в ООН, подходящими для IT-сотрудничества оказались лишь пять.
Рядом с кампусом ИТМО в первом этапе проекта города-спутника появится полноценный городской квартал с жилой и коммерческой застройкой, социальными объектами и большим количеством зеленых пространств.
22.04.2024
Боец КМЗ выиграл чемпионат и первенство Петербурга по кикбоксингу и готов биться на первенстве России. Команда тренируется на базе собственного спорткомплекса ВПХ "Кингисеппский машиностроительный завод", где есть все необходимое для качественной подготовки спортсменов, что позволяет им достигать высоких результатов.
21.03.2024

Количество свободных площадей в ТЦ Петербурга и Москвы сокращается
27.04.2024
Журналиста Forbes поместили под домашний арест по делу о фейках о ВС РФ
27.04.2024
В Петербурге стартовал сезон фонтанов
27.04.2024
Иностранцам разрешат покупать sim-карты только по биометрии
27.04.2024
В Петербурге началось движение метеоров в Петергоф
27.04.2024
В отношении депутата петербургского ЗАКСа Бориса Вишневского* возбудили административное дело
26.04.2024
Рэпер Eminem в первом за четыре года альбоме "убил" своего альтер-эго Slim Shady
26.04.2024
Российские бизнесы иностранных брендов Ariston и Bosch передали дочке «Газпрома»
26.04.2024
Летом в Петербурге начнется строительство индустриального парка стоимостью 15 млрд рублей
26.04.2024
Основатель логистический компании «СДЭК» Леонид Гольдорт выходит из бизнеса
26.04.2024
С начала года реестр легальных такси Петербурга увеличился на 11%
26.04.2024
Путин поддержал Беглова, который собрался на выборы губернатора Петербурга
26.04.2024
В Ломоносове почти за 50 млрд рублей построят кампус Евразийского международного университета
26.04.2024
В летнюю навигацию в Петербурге будут действовать три регулярные паромные переправы
26.04.2024
«МТС Банк» провел рекордное для России IPO и привлек 11,5 млрд рублей на развитие розницы
26.04.2024
X5 Group стал владельцем производства готовой еды под Петербургом
26.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки