Петербургский нефтяной терминал завел трех "дочек"
Новый проспект
Статьи

Петербургский нефтяной терминал завел трех "дочек"

Прочитано: 1455

Фото: oilterminal.ru

Крупнейший стивидор петербургского порта приобрел бензовозы и оператора гатчинской нефтебазы у топ-менеджера своего бывшего миноритарного акционера. Половина долей ООО «Грифон» и ООО «ТКМ», специализирующихся на автомобильных грузоперевозках, а также ООО «Илком», которая занимается перевалкой нефтепродуктов, с 1 марта принадлежат крупнейшему стивидору Большого порта Санкт-Петербург АО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ). Все три компании работают более 10 лет, их суммарная выручка за 2021 год составила, по данным СПАРК, почти четверть миллиарда рублей. Сделка идет вразрез с политикой ПНТ, декларированной им же в позапрошлом году: тогда терминал вышел из уставного капитала всех своих «дочек», объяснив это требованием банков, кредитовавших его модернизацию.

По 50% всех трех «дочек» ПНТ приобрел у петербургского ООО «Компания «Топливные технологии» (КТТ). Ему 20 лет, специализируется на оптовой торговле нефтепродуктами и, по данным Единой информационной системы в сфере закупок и портала «Электронное правосудие», регулярно поставляет топливо компаниям, работающим в петербургском порту, а также контрагентам в других регионах России. Среди покупателей такие крупные стивидоры, как Балтийский балкерный терминал, «Дельтасервис», Контейнерный терминал Санкт-Петербург. Выручка КТТ в 2021 году превысила 34 млрд рублей.

До июля прошлого года у КТТ были кипрские владельцы, в июле собственниками стали Александр Дорошенко (56,25%) и Елена Зубарева (43,75%). В октябре КТТ приобрел по 50% долей «Грифона», «ТКМ» и «Илкома» и 1 марта продал их ПНТ. Офисы всех трех компаний располагаются в одном здании на 8-й Советской улице, совладельцем «Грифона» и «Илкома» был и остается предприниматель Николай Шапошников, сегодня он партнер ПНТ в них. Необычная конфигурация покупки долей — через перепродажу КТТ, — возможно, объясняется другой деятельностью основного владельца КТТ Александра Дорошенко.

С 2015 года он возглавляет петербургское ООО «Контур-С» (специализируется на управлении финансово-промышленными группами). Владелец 40% «Контур-С» — предприниматель Роман Спиридонов, которого в конце 2020 года ПНТ публично назвал своим миноритарным акционером, курирующим взаимоотношения с поставщиками. В сведениях об акционерах ПНТ за 2021 год, опубликованных в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности, Роман Спиридонов не значится.

Владеет ли он акциями ПНТ сегодня, выяснить не удалось: на терминале редакционный запрос проигнорировали, сам предприниматель говорить на эту тему отказался. Николай Шапошников и Александр Дорошенко также не стали комментировать свои отношения с ПНТ.

справка нового проспекта

Непубличное акционерное общество «Петербургский нефтяной терминал» — крупнейший игрок Большого порта Санкт-Петербург. По данным Администрации морских портов Балтийского моря, в 2021 и 2022 годах ПНТ стабильно переваливал примерно по 9 млн т нефтепродуктов — почти 23% всего портового грузооборота прошлого года. По данным СПАРК, выручка компании от продаж в 2021 году составила 7,4 млрд рублей, стоимость чистых активов — 6,8 млрд рублей.

Из трех новых «дочек» ПНТ в публичном пространстве видны только две. «Илком» предлагает услуги хранения нефтепродуктов на нефтебазе в поселке Коммунар в Гатчинском районе Ленобласти и их доставку оттуда потребителям силами транспортной компании «ТКМ». «Значительным преимуществом нефтебазы ООО «Илком» является наличие собственной транспортной компании ООО «ТКМ», — написано на сайте «Илкома».

Весной 2021 года ПНТ вышел из уставного капитала всех своих дочерних компаний, на тот момент их было две. Тогдашний председатель совета директоров терминала Михаил Скигин объяснил это необходимостью избавиться от рисков, связанных с возможной субсидиарной ответственностью за неудачи «дочек». Банки настороженно относятся к таким рискам при принятии решений о выдаче кредитов, что было актуально для ПНТ, начавшего масштабную модернизацию в сентябре 2021 года. Проект предусматривает создание новых мощностей по хранению и перевалке нефтепродуктов на месте старого резервуарного парка площадью 11 га в южной части петербургского порта. Стоимость инвестиций на тот момент оценивалась в 5 млрд рублей. Модернизация терминала пока не завершена, последняя новость о ней датируется сентябрем 2021 года. Тогда ПНТ был не единственной крупной компанией, отказавшейся от дочерних структур. Объединяющий около десятка юрлиц производственный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод» сделал то же самое. Сформировавшая конфигурацию бизнеса холдинга заместитель генерального директора по правовым вопросам Марина Ведмук считает более удобным, когда группа состоит из компаний, принадлежащих одним хозяевам.

«Банки действительно не любят кредитовать компании с многочисленными «дочками», когда речь идет о серьезных суммах. Ведь за долги «дочки», с которыми та не справляется, отвечает материнский холдинг. Но многие крупные холдинги отказываются от структуры бизнеса с дочерними фирмами еще и из-за удобства управления при диверсификации бизнеса. Намного проще переориентировать какую-то из структур холдинга с производства одного вида продукции на другой, чем сделать то же самое с дочерней, но формально самостоятельной фирмой», — говорит Марина Ведмук.

Партнер и руководитель петербургского офиса консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов тоже предпочитает формировать бизнес-группу без дочерних компаний.

«Раньше я рекомендовал бизнесменам учредить одну материнскую фирму, чтобы она управляла «дочками», потому что одному субъекту трудно было справиться с управлением десятком фирм. Однако время не стоит на месте, и сегодня в условиях развития электронного документооборота в России управлять десятью фирмами, каждая из которых нацелена на свое направление бизнеса, ненамного тяжелее, чем одной. При этом реализуется принцип «не держи все яйца в одной корзине», а это уже вопрос безопасности», — говорит юрист.

Объяснить причину возврата к прежней структуре бизнеса в ПНТ к моменту выхода публикации оказались не готовы.

порты реорганизация сделка
Другие статьи автора Читайте также по теме
Американская компания International Paper (IP) получила возможность продать свои 50% в группе «Илим» — совместном предприятии с российскими партнерами Захаром Смушкиным и Борисом Зингаревичем. Они и купят долю американцев. Аналитики считают, что сделка не ухудшит работу компании.
Совладелица двух портовых активов на побережье Финского залива Екатерина Гноенская приобрела типографию в Зеленогорске. Она планирует организовать там производство учебной литературы в промышленных масштабах.
Владелец единственного в петербургском порту сухого терминала Вячеслав Грузинский передал свои активы в Краснодарском крае местному торговцу рыбой Юрию Байдукову. Последним в цепочке переданных активов стал склад в Новороссийске.

Ребцентры для участников СВО открылись во всех районах Петербурга
01.04.2023
Трое петербуржцев вошли в топ-10 лучших кондитеров России по версии Where to Eat
01.04.2023
Новые памятники включат в расследование о ненадлежащем содержании мемориалов в Петербурге
01.04.2023
Три журналиста из Петербурга получили "Золотое перо России-2023"
01.04.2023
В Петербурге впервые прошел конкурс петербургской кухни "Приз Радецкого"
01.04.2023
В первый день записи детей в 1 класс в Петербурге подано 30 тыс. заявлений от родителей
01.04.2023
Доля китайских автомобилей на российском рынке в этом году может достичь 60%
01.04.2023
Рынок хлебобулочной продукции в России по итогам 2022 года вырос на 15,5 % до 990 млрд рублей
01.04.2023
Московскую квартиру бывшего министра Абызова продают почти за 0,4 млрд рублей
01.04.2023
Италия запретила гражданам пользоваться ChatGPT
01.04.2023
Дизайн нового игрового планшета ASUS создал автор костюма "Железного человека"
01.04.2023
Солнце в марте радовало петербуржцев лишь 76,5 часа
01.04.2023
Первую Lada с бывшего завода Nissan планируют выпустить к ПМЭФ
01.04.2023
Более 110 новых "умных" трамваев появится в Петербурге за три года
01.04.2023
Юрлицо Electronic Arts в России ликвидировано
01.04.2023
Мишустин выделил 86,5 млрд рублей на развитие электротранспорта в 10 регионах
01.04.2023
В России начался весенний призыв в армию
01.04.2023
Сбербанк повысил тарифы за QR-платежи
01.04.2023
Илон Маск собирается посетить Китай
01.04.2023
МХТ — в Петербург, Александринка — в Москву: начинается традиционный гастрольный обмен театров
01.04.2023
Россия на месяц стала председателем Совбеза ООН
01.04.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки