Петербургский нефтяной терминал завел трех "дочек"
Фото: oilterminal.ru
Крупнейший стивидор петербургского порта приобрел бензовозы и оператора гатчинской нефтебазы у топ-менеджера своего бывшего миноритарного акционера. Половина долей ООО «Грифон» и ООО «ТКМ», специализирующихся на автомобильных грузоперевозках, а также ООО «Илком», которая занимается перевалкой нефтепродуктов, с 1 марта принадлежат крупнейшему стивидору Большого порта Санкт-Петербург АО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ). Все три компании работают более 10 лет, их суммарная выручка за 2021 год составила, по данным СПАРК, почти четверть миллиарда рублей. Сделка идет вразрез с политикой ПНТ, декларированной им же в позапрошлом году: тогда терминал вышел из уставного капитала всех своих «дочек», объяснив это требованием банков, кредитовавших его модернизацию.
По 50% всех трех «дочек» ПНТ приобрел у петербургского ООО «Компания «Топливные технологии» (КТТ). Ему 20 лет, специализируется на оптовой торговле нефтепродуктами и, по данным Единой информационной системы в сфере закупок и портала «Электронное правосудие», регулярно поставляет топливо компаниям, работающим в петербургском порту, а также контрагентам в других регионах России. Среди покупателей такие крупные стивидоры, как Балтийский балкерный терминал, «Дельтасервис», Контейнерный терминал Санкт-Петербург. Выручка КТТ в 2021 году превысила 34 млрд рублей.
До июля прошлого года у КТТ были кипрские владельцы, в июле собственниками стали Александр Дорошенко (56,25%) и Елена Зубарева (43,75%). В октябре КТТ приобрел по 50% долей «Грифона», «ТКМ» и «Илкома» и 1 марта продал их ПНТ. Офисы всех трех компаний располагаются в одном здании на 8-й Советской улице, совладельцем «Грифона» и «Илкома» был и остается предприниматель Николай Шапошников, сегодня он партнер ПНТ в них. Необычная конфигурация покупки долей — через перепродажу КТТ, — возможно, объясняется другой деятельностью основного владельца КТТ Александра Дорошенко.
С 2015 года он возглавляет петербургское ООО «Контур-С» (специализируется на управлении финансово-промышленными группами). Владелец 40% «Контур-С» — предприниматель Роман Спиридонов, которого в конце 2020 года ПНТ публично назвал своим миноритарным акционером, курирующим взаимоотношения с поставщиками. В сведениях об акционерах ПНТ за 2021 год, опубликованных в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности, Роман Спиридонов не значится.
Владеет ли он акциями ПНТ сегодня, выяснить не удалось: на терминале редакционный запрос проигнорировали, сам предприниматель говорить на эту тему отказался. Николай Шапошников и Александр Дорошенко также не стали комментировать свои отношения с ПНТ.
Непубличное акционерное общество «Петербургский нефтяной терминал» — крупнейший игрок Большого порта Санкт-Петербург. По данным Администрации морских портов Балтийского моря, в 2021 и 2022 годах ПНТ стабильно переваливал примерно по 9 млн т нефтепродуктов — почти 23% всего портового грузооборота прошлого года. По данным СПАРК, выручка компании от продаж в 2021 году составила 7,4 млрд рублей, стоимость чистых активов — 6,8 млрд рублей.
Из трех новых «дочек» ПНТ в публичном пространстве видны только две. «Илком» предлагает услуги хранения нефтепродуктов на нефтебазе в поселке Коммунар в Гатчинском районе Ленобласти и их доставку оттуда потребителям силами транспортной компании «ТКМ». «Значительным преимуществом нефтебазы ООО «Илком» является наличие собственной транспортной компании ООО «ТКМ», — написано на сайте «Илкома».
Весной 2021 года ПНТ вышел из уставного капитала всех своих дочерних компаний, на тот момент их было две. Тогдашний председатель совета директоров терминала Михаил Скигин объяснил это необходимостью избавиться от рисков, связанных с возможной субсидиарной ответственностью за неудачи «дочек». Банки настороженно относятся к таким рискам при принятии решений о выдаче кредитов, что было актуально для ПНТ, начавшего масштабную модернизацию в сентябре 2021 года. Проект предусматривает создание новых мощностей по хранению и перевалке нефтепродуктов на месте старого резервуарного парка площадью 11 га в южной части петербургского порта. Стоимость инвестиций на тот момент оценивалась в 5 млрд рублей. Модернизация терминала пока не завершена, последняя новость о ней датируется сентябрем 2021 года. Тогда ПНТ был не единственной крупной компанией, отказавшейся от дочерних структур. Объединяющий около десятка юрлиц производственный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод» сделал то же самое. Сформировавшая конфигурацию бизнеса холдинга заместитель генерального директора по правовым вопросам Марина Ведмук считает более удобным, когда группа состоит из компаний, принадлежащих одним хозяевам.
«Банки действительно не любят кредитовать компании с многочисленными «дочками», когда речь идет о серьезных суммах. Ведь за долги «дочки», с которыми та не справляется, отвечает материнский холдинг. Но многие крупные холдинги отказываются от структуры бизнеса с дочерними фирмами еще и из-за удобства управления при диверсификации бизнеса. Намного проще переориентировать какую-то из структур холдинга с производства одного вида продукции на другой, чем сделать то же самое с дочерней, но формально самостоятельной фирмой», — говорит Марина Ведмук.
Партнер и руководитель петербургского офиса консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов тоже предпочитает формировать бизнес-группу без дочерних компаний.
«Раньше я рекомендовал бизнесменам учредить одну материнскую фирму, чтобы она управляла «дочками», потому что одному субъекту трудно было справиться с управлением десятком фирм. Однако время не стоит на месте, и сегодня в условиях развития электронного документооборота в России управлять десятью фирмами, каждая из которых нацелена на свое направление бизнеса, ненамного тяжелее, чем одной. При этом реализуется принцип «не держи все яйца в одной корзине», а это уже вопрос безопасности», — говорит юрист.
Объяснить причину возврата к прежней структуре бизнеса в ПНТ к моменту выхода публикации оказались не готовы.