Дизель без космоса. Завод в Кингисеппе лишился статусного инвестора
Судовой дизельный двигатель после капремонта на КМЗ. Фото: kmz1.ru
«Энексел Групп» Александра Борисова, сына главы «Роскосмоса» Юрия Борисова, продала свои доли в компаниях холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» бывшим партнерам. Сумма сделки могла превысить 200 млн рублей. Продажа связана с тем, что компаниям не удалось согласовать совместные планы по развитию бизнеса.
По данным СПАРК, ООО «Энексел Групп» вышло из компаний, входящих в один производственный холдинг — ООО «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) и ООО «Дизельзипсервис».
Согласно СПАРК, в обеих компаниях ООО «Энексел Групп» продало свои доли (каждая в размере 17,5%) одному из нынешних собственников — ООО «НПО «Теханалитика» Тимура Гареева. Эта компания увеличила свою долю в каждом из предприятий с 52,5% до 70%. При этом свои доли по 30% каждая и в КМЗ, и в «Дизельзипсервисе» сохранил их нынешний совладелец Михаил Даниленко.
В холдинг также входит ООО «ДЗС-Снабжение», из которого, по СПАРК, «Энексел Групп» еще не вышла.
Красота в деталях
Совладелец и управляющий партнер ООО «Кингисеппский машиностроительный завод» Михаил Даниленко в беседе с «Новым проспектом» сообщил подробности сделки и отметил, что структура собственников компании отличается от той, которая отражена в СПАРК.
«Мы полностью расстались с Александром Борисовым, выкупив у принадлежащего ему «Энексел Групп» доли во всех трех компаниях нашего производственного холдинга. На данный момент по 3% долей КМЗ, «Дизельзипсервиса» и «ДЗС-снабжения» приобрел лично я. По 14,5% приобрела «Теханалитика» моего партнера Тимура Гареева», — рассказал Михаил Даниленко.
По его словам, в уходе Борисова из «Энексел Групп» нет никакой интриги. «У нас были определенные совместные планы, но не пошло. Тут нет никаких взаимных претензий, просто не получилось — бывает. Думаю, Александр Борисов найдет применение деньгам, вырученным от продажи долей. А мы обрели бо́льшую самостоятельность. Надеюсь, нам это тоже пойдет на пользу», — отметил Михаил Даниленко.
Доля немалая
Сумму сделки Михаил Даниленко не назвал, сославшись на коммерческую тайну. По словам участников рынка, знакомых с ситуацией, проданные Александром Борисовым 17,5% всех трех компаний могли стоить от 200 млн рублей. Аналитики говорят, что цена вопроса близка к реальной.
«Сумма сделки в 200 млн выглядит разумной», — считает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс».
Дмитрий Марков, начальник отдела торговых операций ПТЦ, автор стратегий автоследования в «Финаме», тоже считает, что сумма сделки могла составить 175-200 млн рублей.
Портфельный инвестор
Владелец «Энексел Групп» Александр Борисов не видит в произошедшем ничего необычного. «Операционный партнер решил консолидировать актив. Предложили рыночную цену. Я с ней согласился. Всё довольно буднично, я бы сказал. Жизнь не стоит на месте. Стратегически ничего не поменялось», — сказал «Новому проспекту» сын главы «Роскосмоса».
По словам аналитиков, у компаний могли быть и дополнительные причины для расставания.
По предположению Дмитрия Маркова, возможно, «Энексел» покупал акции КМЗ изначально как портфельное временное вложение, поскольку пакет в 17,5% дает право лишь незначительно влиять на управление предприятием.
Артем Тузов напомнил, что «Энексел Групп» сделала ряд инвестиций в промышленные предприятия в 2020—2021 годах, в период между пандемией и СВО.
«Нельзя сказать, что время было выбрано плохое, но ожидания роста бизнеса могли не оправдаться. Продажа активов может означать просто выход из неудачной инвестиции. В случае КМЗ, возможно, инвестора не устраивала доля в компании», — отмечает аналитик.
По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, КМЗ и другие компании холдинга можно считать профильными для «Энексела».
«При этом уход одного из собственников вряд ли отразится на деятельности КМЗ. Скорее всего, компания сохранит свой профиль и продолжит развиваться в судостроении, используя имеющиеся у нее активы. К тому же, если стороны расстались мирно, они могут продолжить сотрудничество в судостроении, что положительно скажется на их позициях и финансовом состоянии», — считает Дмитрий Баранов.
ООО «КМЗ» занимается производством, поставками, ремонтом и обслуживанием дизельных двигателей для инженерной, бронетанковой и судовой техники в интересах Министерства обороны РФ, являясь головным исполнителем ряда государственных оборонных контрактов.
Выручка предприятия сейчас не раскрывается, однако известно, что в 2018 году КМЗ генерировал выручку в 1,3 млрд рублей и прибыль в 866 млн рублей. В прошлом году, по данным самой компании, выручка составила около 3,9 млрд рублей против 2 млрд рублей в 2020 году. Прибыль не раскрывается.
ООО «Дизельзипсервис» специализируется на капитальном ремонте и сервисном обслуживании дизельных и газотурбинных двигателей, дизель-генераторов общепромышленного исполнения. Выручка в 2020 году, по СПАРК, составила 634,8 млн рублей, чистая прибыль — 18,6 млн рублей.
ООО «ДЗС-Снабжение» занимается продажами машиностроительного оборудования, его выручка за 2020 год — 94 млн рублей, чистая прибыль — 11 млн рублей.
Сообразили на троих
Основателем группы компаний «КМЗ» и «Дизельзипсервис» считается Михаил Даниленко. НПО «Теханалитика» стало совладельцем холдинга в 2019 году. Собственник «Теханалитики» — Тимур Гареев, исполнительный директор МОО «Академия военных наук», член совета директоров ОАО «Корпорация тактического ракетного вооружения».
Позже, в 2020 году, еще одним совладельцем группы компаний стало ООО «Энексел Групп» Александра Борисова, сына экс-вице-премьера федерального правительства, ныне главы «Роскосомоса» Юрия Борисова. 2 года назад Юрий Борисов курировал, в частности, судостроительную отрасль.
В свою очередь, Александр Борисов консолидировал предприятия, которые имеют отношение к судостроению. Так, «Энексел Групп» приобрело в 2020—2021 годах доли в ООО «Выборгский машиностроительный завод — судовое машиностроение» (50%) и в ООО «Судовые движительные комплексы» (51%). И в интервью порталу 47news Александр Борисов говорил, что его бизнес связан с судостроением.
Похоже, «Энексел» и КМЗ действительно планировали совместную программу развития, связанную с судостроением. В 2020 году КМЗ вложил 700 млн рублей в создание производства катеров спецназначения в Тосненском районе Ленобласти. А в прошлом году купил производителя катеров «Северное море», чтобы расширить компетенции в производстве маломерных судов. Компания активно занималась разработкой и производством новых видов катеров.
«Сейчас КМЗ должен генерировать повышенную прибыль из-за специфики производимого оборудования и ухода ряда игроков с российского рынка. По некоторым оценкам, открылся рынок на 20-40 млрд рублей», — говорит Артем Тузов. По его словам, инвесторы, которые готовы профинансировать консолидацию отрасли, могут сейчас хорошо заработать.
«Теоретически в покупке КМЗ могут быть заинтересованы «Ростех» и ОСК», — считает Дмитрий Марков.