Персональное дело. Кто будет работать в отелях, когда уйдет последняя горничная
Новый проспект
Статьи

Персональное дело. Кто будет работать в отелях, когда уйдет последняя горничная

Прочитано: 220

По экспертным данным, из отельной индустрии за время пандемии ушло до 40% персонала. Сотрудники из-за рубежа вернулись на Родину, а потом поехали не в Петербург или Москву, а в Турцию или Эмираты; россияне поняли, что в Краснодарском крае и в Крыму можно заработать больше, чем где бы то ни было, и тоже не вернулись в столицы, а кто вернулся, подался в курьеры. Вакансии, на которые до пандемии претендовали пять-шесть человек, теперь не закрываются, потому что претендентов на них чуть больше единицы или вообще нет, и перед отельерами сегодня стоит задача не только поиска нового персонала, но и удержания пока работающего. Как они ее решают, узнал «Новый проспект».

На грани катастрофы

Те соискатели, которые хотели найти работу в этом году, нашли её очень быстро. «Всех, кто мотивирован к труду, из службы занятости выгребли уже за первое полугодие 2021 года», — обрисовал ситуацию Николай Рогачёв, первый заместитель председателя комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.

Он подчеркнул, что конкуренция за линейный персонал в этом году серьезно обострилась. Более того, регионы, которые, по его словам, являлись традиционными донорами рабочей силы для столиц, тоже уже не спасают ситуацию, поскольку руководители регионов требуют закрыть регистрационные пункты, которые разворачивают на их территории представители московских или петербургских работодателей. «Когда мы начинаем, попросту говоря, вербовать людей из регионов, то получаем обращения от губернаторов с требованием прекратить это делать, поскольку там также не хватает сотрудников», — сказал Николай Рогачёв.

Конкурируя и внутри отрасли, и с другими отраслями, отельеры повышают зарплаты, но, как отмечает Яков Адамов, эксперт и экс-генеральный менеджер отеля Courtyard by Marriott St. Petersburg Center, несмотря на то что иногда уровень зарплаты на стартовую позицию составляет 70 тыс. рублей, закрывается эта позиция с большим трудом. «Недокомплект персонала составляет около 40%, и ситуация не улучшается в течение 5 месяцев», — сообщил Яков Адамов.

Между тем загрузка отелей снижается, и еще больше повышать уровень зарплат просто невозможно. Отельеры оказались на грани катастрофы: именно под этим названием — «Кадры в отеле: на грани катастрофы» — прошел круглый стол, организованный порталом MarketMedia в рамках форума «Труд и занятость».

Из отельной индустрии уходят сегодня не только линейные кадры, но и топ-менеджмент. Яков Адамов буквально месяц назад ушел из гостиничного бизнеса в IT, став управляющим партнером AdTech-компании Union Media Group. «Пока не будут приняты меры по изменению налогообложения, отрасль будет загибаться», — считает он.

«То, что нам не хватит персонала, мы говорили еще в начале пандемии и, общаясь с правительством Российской Федерации, предлагали два варианта помощи отелям. Вариант первый — чтобы льготная ставка страховых взносов в 15% платилась со всей зарплаты, а не с порога, который называется МРОТ. Второй вариант — снижение НДС для крупных отелей. Ни то, ни другое сделать не удалось», — говорит Тамара Буйлова, ответственный секретарь Межотраслевого координационного совета гостеприимства и услуг.

Между тем рабочие руки нужны. Петербург только что стал победителем сразу в четырех номинациях международной туристической премии World Travel Awards, а индустрия туризма рано или чуть позже начнет возвращаться к допандемийным показателям. И отельеры обращают внимание, что нехватка персонала чревата потерей имиджа Петербурга как гостеприимного города, ведь как только загрузка в отелях возрастёт, качество сервиса неизбежно рухнет.

обратите внимание!

О том, где ищут сотрудников ретейлеры, можно прочитать в статье «Вот это кадры! Сотрудникам торговли нужны любовь, общение и деньги»

Зарплата и свобода

«Сегодняшний рынок — стопроцентный рынок кандидатов!» — утверждает Анна Возняк, генеральный менеджер Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo. А кандидаты, по её словам, заинтересованы в повышенной заработной плате, гибком рабочем графике и удаленной работе, что, конечно, отель далеко не всегда может предоставить. При этом, как рассказывает Анна, только 3% кандидатов рассматривают официальное оформление и белую зарплату как конкурентное преимущество.

«Истории успеха сегодня не работают. Кандидатам нужны только зарплата и свобода», — говорит эксперт.

«Линейный персонал кроме зарплаты ничего не волнует. Карьеристы являются исключением», — согласен Андрей Петелин, генеральный директор отеля «Санкт-Петербург», член совета директоров CITYTEL Group.

В CITYTEL Group четыре отеля, и, как рассказывает Андрей Петелин, в загородном «Ольгино» с персоналом проблем нет: там сотрудники привязаны к локации и не стремятся ездить на работу в Петербург. А в городских отелях ситуация более сложная.

В поисках потенциальных сотрудников и крупные отели, такие как Four Seasons Hotel Lion Palace St.Petersburg, и менее крупные («Невский форум» или «Новый Петергоф») обращаются в специализированные компании. Аутсорсинг спасает отельеров, но не решает проблему, так как персонал, работающий в штате, всегда более клиентоориентирован.

«На лето мы привлекаем детей сотрудников, проводим профориентации в школах, работаем с колледжами, например с местным кулинарным техникумом», — делится Анна Гриднева, руководитель службы персонала отеля «Новый Петергоф». Она называет школьников и студентов кадровым резервом отеля, утверждая, что практика очень помогает им в выборе профессии.

«Студенты хотят работать в индустрии гостеприимства, но с ними нужно строить карьеру, чтобы они понимали, чего могут достичь», — убеждена Елена Дунаева, директор HR-службы Four Seasons. То есть на линейных позициях студенты себя видят, возможно, лишь на начальном этапе, стремясь в будущем стать менеджерами или топ-менеджерами.

Подход к каждому сотруднику

«20-25 лет назад иностранцы говорили нам, что у них отельный труд непрестижен. У нас же в это время было как раз наоборот — к нам шли лучшие кадры. Сейчас мы понимаем, о чём нам тогда говорили», — вспоминает Юнис Теймурханлы, владелец отеля «Гельвеция».

В ситуации, когда новых кадров не хватает, отельеры стараются сохранить тех, кто уже у них работает. В отеле «Гельвеция», например, применяют зарплатный коэффициент за выслугу лет, ежеквартальные премии, а также беспроцентные займы для сотрудников. «На это мы направляем часть свободных средств, и сейчас у нас авансировано на 3-4 года вперёд около 40% сотрудников. Чтобы уйти, им нужно выплатить долг», — поясняет Юнис Теймурханлы.

Благодаря этим мерам, как уверяет отельер, недокомплект персонала в «Гельвеции» не является катастрофическим.

Загородные отели предоставляют служебное жильё. «У нас база отдыха под Выборгом, и изначально сотрудников было не найти. Начали строить служебное жильё, и люди приехали к нам жить!» — рассказывает Георгий Богачёв, владелец загородного отеля «Илоранта».

По его словам, из сотни сотрудников отеля лишь четверть — местные жители, остальные приезжие, и текучка кадров составляет 0%.

В городских отелях тоже иногда предоставляют жильё для персонала. Надежда Чащина, исполнительный директор отеля «Невский форум», рассказывает, что для того, чтобы сотрудники, которым стало не по карману снимать жильё во время пандемии, не ушли, отель бесплатно предоставлял им номера.

В целом, как говорят эксперты, затраты на аутсорсинг сегодня выросли на 30%, а на штатный персонал — на 10%. Поэтому сейчас важно искать подход к каждому конкретному человеку, а в идеале — начинать работать с ним с юности.

По материалам круглого стола «Кадры в отеле: на грани катастрофы», организованного порталом MarketMedia


гостиничный бизнес кадры
Другие статьи автора Читайте также по теме
Алёна Курская, руководитель центра по развитию бренда работодателя и внутренних коммуникаций компании МТС, рассказала «Новому проспекту» о способах поддержки сотрудников в непростые времена и о конкретных инструментах, повышающих лояльность персонала в кризис.
То возникающий, то исчезающий призрак мобилизации заставил россиян вспомнить о воинской повинности, а кадровиков — о специальном учете военнообязанных сотрудников, который должны вести компании. Как устроен этот учет и чем грозит бизнесменам его отсутствие, выяснил Павел Нетупский.
Владелец и генеральный директор петербургского отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы рассказал «Новому проспекту», почему высокая загрузка гостиницы его настораживает и как подобрать ключики к сердцам самых искушенных гостей.

В "Петергофе" после реставрации открыли павильон Катальной горки
02.07.2022
Запуск первого арктического маршрута в Петербурге приурочили к 350-летию Петра I
02.07.2022
Пожарно-спасательный гарнизон Петербурга получил18 новых машин
02.07.2022
Сотрудники ГАИ больше не будут использовать ручные радары
01.07.2022
"Северный поток" отключат с 11 по 21 июля на плановый ремонт
01.07.2022
Главными брендами, чей уход из РФ беспокоит россиян, стали IKEA и McDonald's
01.07.2022
Путин и Моди обсудили текущее положение дел на мировом рынке продовольствия
01.07.2022
Выход в открытый космос с борта МКС по российской программе пройдет 21 июля
01.07.2022
Уход Thales из России не отразится на доступности и безопасности платежей
01.07.2022
Путин: Россия поддержит белорусские проекты по созданию производств
01.07.2022
Nvidia перестанет продавать и продлевать в России лицензии на свое ПО
01.07.2022
Британский магазин ASOS поиздевался над россиянами из-за санкций
01.07.2022
Инфляция в ЕС бьет рекорды: 8,6% по всему союзу и 22% в Эстонии
01.07.2022
Американская конгрессвумен призвала США выйти из НАТО
01.07.2022
Концерн "Алмаз-Антей" выходит из международных рейтингов производителей вооружений
01.07.2022
IKEA перенесла онлайн-распродажу
01.07.2022
Российские миллиардеры с начала года обеднели почти на $35 млрд. Но есть исключения
01.07.2022
Умирающего от рака ученого из Новосибирского госуниверситета арестовали в больнице по подозрению в госизмене
01.07.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки