
Последняя массовая проверка по этой статье была в регионе год назад. Длилась она около двух месяцев и привела к тому, что объемы перевозок инертных материалов сократились почти вдвое, а тарифы на их транспортировку выросли на 70%. Этой осенью ситуация повторилась.
Инициатива снизу
О массовых проверках самосвалов с песком и щебнем сообщают производители, перевозчики и потребители нерудных материалов. По данным участников рынка, уже неделю ГИБДД и региональный Ространснадзор с помощью мобильного весогабаритного контроля проверяют, насколько грузовики загружены инертными материалами.
Инспекторы тормозят машины на трассах «Скандинавия», на Выборгском шоссе и Мурманском шоссе и других важных магистралях. Штрафы за перевес, в соответствии с федеральным законодательством, составляют от 100 тыс. до 500 тыс. рублей в зависимости от степени нарушения. Один грузовик в среднем может вывезти 45 тонн (30 м3) груза. Чтобы не превышать установленную законом нагрузку, необходимо загружать машину наполовину.
В ГИБДД и Ространснадзоре на запросы «НП» о сложившейся на дорогах ситуации не ответили.
Одним из инициаторов повышения платы за перегруз выступала ассоциация грузоперевозчиков «Грузавтотранс». Логика транспортников понятна: им выгодно совершать как можно больше рейсов, которые оплачивают заказчики перевозок. Грузоотправители и получатели товара, наоборот, стараются обойтись меньшим количеством поездок и перегружают машины, в результате чего перевозчикам грозят крупные штрафы.
В «Грузавтотрансе», которая настояла на проведении нынешнего мониторинга, считают, что подобные проверки нужно проводить постоянно. «Мы готовим обращение во все вышестоящие органы, в том числе в Госдуму, Генпрокуратуру и ФСБ, с просьбой продлить проверки грузовиков. Но некоторые федеральные структуры неохотно реагируют на наши просьбы. Возможно, кто-то лоббирует интересы крупных грузоотправителей», — говорит глава ассоциации Владимир Матягин.
В Петербурге и области 45% региональной добычи песка и 30% добычи щебня контролирует «Группа ЛСР». Владимир Матягин напоминает, что гендиректором «Группы ЛСР» недавно стал бывший министр транспорта Максим Соколов. «Возможности для лоббирования у компании большие», — уверен Владимир Матягин. В группе ЛСР оперативно прокомментировать заявления «Грузавтотранса» не смогли.
По прогнозу Андрея Оганезова, заместителя гендиректора ООО «ЦБИ» (один из крупнейших разработчиков карьеров в Ленобласти, входит в корпорацию «Гепард»), цены на инертные материалы из-за проверок вырастут на 60%, так как производители закладывают транспортные расходы в себестоимость продукции. «Песок уже подорожал на 45-50%. Цена на щебень взлетела на 35-40%. Из-за этого на 5% подорожала наша конечная продукция — вибропрессованные изделия», — говорит совладелец компании «Ленстройдеталь» Андрей Сабылин.
Загнать в рамки
«В городе наблюдается дефицит стройматериалов, цены стремительно растут. Бетон подорожал на 300 рублей за 1 м3. Вся эта ситуация отражается на цене жилья и кошельках его покупателей», — говорит глава «Объединенной бетонной компании» Виталий Прокуроров.
Некоторые участники рынка считают, что полностью навести порядок могла бы установка рамок весового контроля на основных магистралях региона. «Они мобильны — устанавливай, где хочешь. Объехать их и не заплатить за перегруз не получится. Их применение уравняет всех перевозчиков в правах», — поясняет Виталий Прокуроров.
Большинство опрошенных перевозчиков уже склоняются к тому, что проще возить грузы в соответствии с требованием закона. Тем более, что за все в итоге платит застройщик. «Из-за проверок страдают только «серые» перевозчики, которые привыкли перегружать машины», — говорит совладелец ТД «Гранит Логистик» Александр Смирнов.
«Ехать с перегрузом, прятаться по кустам, рисковать — сегодня таких желающих почти не осталось. Игра не стоит свеч. Крупные перевозчики точно все везут по закону. А жуликов не жалко. Если в результате попадутся и разорятся, рынок от этого только выиграет», — добавляет еще один участник рынка.
Текст: Екатерина Фомичева, Наталья Ковтун
Инфографика: Константин Мшагский