Перевозчики испытывают перегрузки
Грузоперевозчики уже три года живут по новым нормативам весового контроля грузового транспорта. Законодательство изменили после того, как стало очевидно, что тяжелые грузовики разбивают дороги, не рассчитанные на многократно выросшую нагрузку. В результате удалось законодательно снизить нагрузку на ось грузовика в два раза и на порядок, до 500 тыс. рублей, увеличить штрафы за перегруз. Право самостоятельного контроля за ситуацией, кроме ГИБДД, получил и Ространснадзор.
Последняя массовая проверка по этой статье была в регионе год назад. Длилась она около двух месяцев и привела к тому, что объемы перевозок инертных материалов сократились почти вдвое, а тарифы на их транспортировку выросли на 70%. Этой осенью ситуация повторилась.
Инициатива снизу
О массовых проверках самосвалов с песком и щебнем сообщают производители, перевозчики и потребители нерудных материалов. По данным участников рынка, уже неделю ГИБДД и региональный Ространснадзор с помощью мобильного весогабаритного контроля проверяют, насколько грузовики загружены инертными материалами.
Инспекторы тормозят машины на трассах «Скандинавия», на Выборгском шоссе и Мурманском шоссе и других важных магистралях. Штрафы за перевес, в соответствии с федеральным законодательством, составляют от 100 тыс. до 500 тыс. рублей в зависимости от степени нарушения. Один грузовик в среднем может вывезти 45 тонн (30 м3) груза. Чтобы не превышать установленную законом нагрузку, необходимо загружать машину наполовину.
В ГИБДД и Ространснадзоре на запросы «НП» о сложившейся на дорогах ситуации не ответили.
Одним из инициаторов повышения платы за перегруз выступала ассоциация грузоперевозчиков «Грузавтотранс». Логика транспортников понятна: им выгодно совершать как можно больше рейсов, которые оплачивают заказчики перевозок. Грузоотправители и получатели товара, наоборот, стараются обойтись меньшим количеством поездок и перегружают машины, в результате чего перевозчикам грозят крупные штрафы.
В «Грузавтотрансе», которая настояла на проведении нынешнего мониторинга, считают, что подобные проверки нужно проводить постоянно. «Мы готовим обращение во все вышестоящие органы, в том числе в Госдуму, Генпрокуратуру и ФСБ, с просьбой продлить проверки грузовиков. Но некоторые федеральные структуры неохотно реагируют на наши просьбы. Возможно, кто-то лоббирует интересы крупных грузоотправителей», — говорит глава ассоциации Владимир Матягин.
В Петербурге и области 45% региональной добычи песка и 30% добычи щебня контролирует «Группа ЛСР». Владимир Матягин напоминает, что гендиректором «Группы ЛСР» недавно стал бывший министр транспорта Максим Соколов. «Возможности для лоббирования у компании большие», — уверен Владимир Матягин. В группе ЛСР оперативно прокомментировать заявления «Грузавтотранса» не смогли.
По прогнозу Андрея Оганезова, заместителя гендиректора ООО «ЦБИ» (один из крупнейших разработчиков карьеров в Ленобласти, входит в корпорацию «Гепард»), цены на инертные материалы из-за проверок вырастут на 60%, так как производители закладывают транспортные расходы в себестоимость продукции. «Песок уже подорожал на 45-50%. Цена на щебень взлетела на 35-40%. Из-за этого на 5% подорожала наша конечная продукция — вибропрессованные изделия», — говорит совладелец компании «Ленстройдеталь» Андрей Сабылин.
Загнать в рамки
«В городе наблюдается дефицит стройматериалов, цены стремительно растут. Бетон подорожал на 300 рублей за 1 м3. Вся эта ситуация отражается на цене жилья и кошельках его покупателей», — говорит глава «Объединенной бетонной компании» Виталий Прокуроров.
Некоторые участники рынка считают, что полностью навести порядок могла бы установка рамок весового контроля на основных магистралях региона. «Они мобильны — устанавливай, где хочешь. Объехать их и не заплатить за перегруз не получится. Их применение уравняет всех перевозчиков в правах», — поясняет Виталий Прокуроров.
Большинство опрошенных перевозчиков уже склоняются к тому, что проще возить грузы в соответствии с требованием закона. Тем более, что за все в итоге платит застройщик. «Из-за проверок страдают только «серые» перевозчики, которые привыкли перегружать машины», — говорит совладелец ТД «Гранит Логистик» Александр Смирнов.
«Ехать с перегрузом, прятаться по кустам, рисковать — сегодня таких желающих почти не осталось. Игра не стоит свеч. Крупные перевозчики точно все везут по закону. А жуликов не жалко. Если в результате попадутся и разорятся, рынок от этого только выиграет», — добавляет еще один участник рынка.
Текст: Екатерина Фомичева, Наталья Ковтун
Инфографика: Константин Мшагский